Б Губин - Восьмая воздушная
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Восьмая воздушная"
Описание и краткое содержание "Восьмая воздушная" читать бесплатно онлайн.
Особенно тяжелое положение сложилось на северной окраине Сталинграда, в районе Тракторного завода и его поселка. Здесь сметалось с земли все подряд. 8-я воздушная армия, имея в своем боевом составе 260 истребителей (около 100 из них были неисправны), совместно со 102-й истребительной авиационной дивизией противовоздушной обороны отражала массированные налеты авиации противника. За день было проведено свыше 25 групповых воздушных боев и совместно с зенитной артиллерией сбито 120 вражеских самолетов{18}.
Одновременно с нанесением бомбовых ударов но Сталинграду начала выдвижение в направлении северной окраины города наземная группировка противника, форсировавшая накануне Дон в районе хутора Вертячий. До начала этого выдвижения за ее сосредоточением у берегов Дона велось пристальное наблюдение с воздуха под руководством начальника разведки 8-й воздушной армии подполковника И. И. Сидорова. В его распоряжении находился 8-й отдельный разведывательный авиаполк на самолетах Пе-2 (командир майор М. М. Подгорнов). Кроме того, в каждом бомбардировочном и штурмовом полку выделялось но звену или паре самолетов с опытными экипажами-разведчиками. На ведение воздушной разведки в районах сильного истребительного прикрытия был специально ориентирован 273-й истребительный авиационный полк (командир майор И. П. Суворов). Большое внимание наблюдению с воздуха за сосредоточением вражеских войск уделял командующий воздушной армией. Иногда он сам вылетал на аэродромы базирования воздушных разведчиков и лично ставил экипажам задачи, если полеты предстояли в особенно сложные условиях.
Например, когда в районе Вертячего создалась тревожная обстановка, генерал Хрюкин лично поставил задачу паре лучших летчиков 296-го истребительного авиационного полка во главе с командиром эскадрильи капитаном Б. Н. Ереминым. Для обеспечения пролета пары Еремина в район разведки была выделена пятерка истребителей, пара - из этого же полка решением командира полка майора Н. И. Баранова и тройка - из соседнего полка, базировавшегося на том же аэродроме.
Вспоминая об этих днях, генерал-лейтенант авиации в отставке Б. Н. Еремин говорит о том, что командующий не просто приказал им, он просил их разведать, в каком направлении движутся вражеские колонны, сколько их, где они. При этом генерал Хрюкин выразил надежду, что они вернутся на аэродром и доставят столь важные сведения.
Летчики с успехом выполнили поставленную им боевую задачу. Набрав над аэродромом высоту 5000 м для более надежного пролета линии фронта, пара Еремина под прикрытием истребителей взяла курс в район разведки, но уже над Сталинградом была атакована. Завязался воздушный бой, в который пришлось вступить и разведчикам. Отразив первые атаки вражеских истребителей, паре Еремина удалось оторваться от противника и со снижением до бреющего полета на повышенной скорости выйти к Вертячему, в двух заходах определить количество танков противника и произвести посадку на своем аэродроме.
Ежесуточно в армии совершалось от 30 до 60 самолето-вылетов на воздушную райведку. Только 23 августа, когда для отражения массированного налета вражеской авиации на Сталинград были брошены все имеющиеся силы истребителей, 8-й разведывательный авиаполк и экипажи 270-й бомбардировочной авиационной дивизии смогли совершить на воздушную разведку лишь 19 самолето-вылетов. Наблюдение с воздуха за полем боя было ослаблено. В результате этого продвижение группировки войск 6-й гитлеровской армии, начавшей с рассветом наступление из района Вертячего, фиксировалось с воздуха нерегулярно и ее выход к берегу Волги и северной окраине Сталинграда оказался неожиданным. Сообщение об этом поступило в штаб фронта от наземных войск, находившихся здесь, и от руководителей Тракторного завода, расположенного на северной окраине города. Командующий фронтом генерал-полковник А. И. Еременко направил в штаб 8-й воздушной армии радиограмму с боевым распоряжением, в котором говорилось, что противник большой колонной танков и мотопехоты движется от Ерзовки на Сталинград. Авиации ставилась задача уничтожить эту колонну, не допустить ее к городу. Одновременно генералу Хрюкину было приказано нанести штурмовой удар но другим наступавшим войскам противника.
Выполняя поставленные задачи, первой поднялась в воздух группа Ил-2, ведомая командиром эскадрильи 686-го штурмового авиационного полка старшим лейтенантом Е. И. Савдогаровым. В составе этой группы был и военком полка батальонный комиссар В. П. Никитин. В вечерних сумерках с высоты 300 м штурмовики обрушили свой бомбовый груз на вражеские танки и автомашины с пехотой, а затем обстреляли их из пушек и пулеметов. Задача, поставленная командующим фронтом, была выполнена. Почти в полной темноте, пользуясь подсветкой ракет, летчики производили посадку на свой аэродром. Успели нанести удар но врагу в этом районе и два экипажа Пе-2 270-й бомбардировочной авиационной дивизии. В утренних сумерках следующего дня восемь Ил-2, ведомые Савдогаровым, эффективно атаковали наземного противника, закрепив свой успех.
Все три последующие дня и 26 августа ночью штурмовики 8-й воздушной армии наносили удары но танкам и мотопехоте врага, преграждая им путь к северным окраинам Сталинграда.
Днем 26 августа в балке Сухая Мечетка совершил подвиг военком эскадрильи 686-го штурмового авиационного полка батальонный комиссар И. П. Зазулинский. Когда его самолет был подбит огнем зенитной артиллерии, он направил горящий штурмовик на скопление вражеских танков и погиб смертью героя. За совершенный подвиг Зазулинский был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Поддержанные героическими действиями штурмовиков, наземные войска и отряды народного ополчения тракторозаводцев, занимавшие оборону на этом участке фронта, предотвратили попытку противника ворваться на улицы Сталинграда.
Налеты вражеской авиации на город продолжались с прежней ожесточенностью. От непрерывных бомбардировок горели дома и нефтехранилища. Дым пожарищ поднимался в небо и заволакивал горизонт. Вот как вспоминает августовские воздушные бои над Сталинградом дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В. Д. Лавриненков: "Небо буквально кишело вражескими самолетами. Фашисты намеревались смести город с лица земли. Мы знали, что рядом действуют летчики соседних полков, однако видела перед собой только вражеские машины, а внизу сплошные пожарища"{19}.
В сложившейся обстановке перед командованием воздушной армии исключительно остро встал вопрос о прикрытии города от налетов авиации противника. В Сталинграде находилось более 400 тыс. жителей, работали заводы, выпуская военную продукцию, формировалось ополчение. Для повышения эффективности отражения налетов авиации противника было принято решение выделить специальную группу летчиков-истребителей. В соответствии с этим решением 25 августа командующий армией приказал командирам 287-й и 288-й истребительных авиационных дивизий отобрать но десять лучших летчиков-истребителей на самолетах Як-76 и Ла-5 для уничтожения бомбардировщиков противника над центром города. Это указание, вносившее специализацию в боевое применение истребительной авиации, способствовало повышению эффективности борьбы с бомбардировщиками противника и в дальнейшем часто применялось в целях завоевания господства в воздухе.
29 августа в состав 8-й воздушной армии прибыли четыре истребительных и два штурмовых авиационных полка. Через день поступил 284-й бомбардировочный авиационный полк Героя Советского Союза майора Д. Д. Валентика на самолетах Пе-2. Нужда в новом пополнении была так велика, что командующий армией немедленно ввел прибывшие полки в бой. С их участием с 23 но 31 августа были выведены из строя, повреждены и уничтожены 123 танка противника, 415 автомашин с войсками и грузами, 20 автобензозаправщиков, 35 артиллерийских орудий, 10 железнодорожных вагонов. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 156 самолетов противника. Все это помогло сдержать натиск вражеских войск, замедлить, а на некоторых участках приостановить их наступление{20}.
Астраханское направление
Уже в ходе сражения за Сталинград 289-я смешанная авиационная дивизия была вынуждена включиться в боевые действия на астраханском направлении, где гитлеровские войска после форсирования Дона у Цимлянской одной моторизованной дивизией и частью сил 6-го румынского корпуса начали наступление на Элисту. В ночь на 11 августа, оттеснив 51-ю армию (основные ее силы были сосредоточены ближе к району Сталинграда), противник занял столицу Калмыцкой АССР и начал выдвижение на Астрахань вдоль единственной грунтовой дороги. Бомбардировочная авиация врага на самолетах Ю-88 и Хе-111 стала совершать разведывательные полеты на этом направлении, а 19 августа 18 Ю-88 с высоты 3000-3500 м нанесли удар но северной окраине города.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Восьмая воздушная"
Книги похожие на "Восьмая воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б Губин - Восьмая воздушная"
Отзывы читателей о книге "Восьмая воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.