Б Губин - Восьмая воздушная
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Восьмая воздушная"
Описание и краткое содержание "Восьмая воздушная" читать бесплатно онлайн.
Успех наведения истребителей на воздушные цели но радио с земли открывал большие перспективы в борьбе против воздушного противника. Радиостанции стали активно использоваться сначала на командном пункте воздушной армии, затем на КП одной из дивизий. К началу контрнаступления радионаведение прочно вошло в боевую практику не только в истребительных авиачастях, но и в штурмовых. Первый опыт применения радио для наведения истребителей на воздушные цели с земли был впоследствии использован в 16-й воздушной армии для составления первой в Военно-воздушных силах Инструкции но управлению боем истребителей но радио.
А обстановка на фронте продолжала усложняться. 17 августа войска 6-й гитлеровской армии, вышедшие западнее Сталинграда к Дону, начали форсирование реки.
Одновременно юго-западнее города перешла в наступление 4-я танковая армия противника, форсировавшая Дон в районе станицы Цимлянская. Снова 8-й воздушной армии пришлось раздваивать свои усилия, обеспечивая одновременно боевые действия Юго-Восточного и Сталинградского фронтов. На Сталинградском фронте частью сил армия в эти дни производила от 300 до 500 боевых вылетов, уничтожая переправы, подходящие к ним танковые колонны и скопления вражеских войск. Почти в каждом вылете авиаторы вели неравные воздушные бои, проявляя при этом бесстрашие и героизм. Было немало случаев, когда летчики, получившие легкие ранения или ожоги, возвращались на аэродромы на поврежденных самолетах, но снова становились в строй и, получив другие самолеты, опять уходили на боевые задания.
Примером мужества и боевого мастерства могут служить действия летчиков 686-го штурмового авиационного полка. 12 августа при нанесении удара но аэродромам Ольховский и Подольховский, на которых базировалось около 80 самолетов противника, восьмерка Ил-2 этого полка под прикрытием 17 истребителей (12 Як-1 269-й и ЛаГГ-3 235-й истребительных авиационных дивизий) смогла выполнить поставленную задачу ценой потерь трех летчиков-штурмовиков и семи летчиков-истребителей. Пробившись к аэродромам сквозь зенитный огонь, штурмовики во втором заходе на цель были атакованы 30 истребителями противника. Прикрывавшие истребители устремились навстречу нападавшему врагу, превосходившему их но численности почти вдвое, и в завязавшемся воздушном бою сбили трех "мессершмиттов", а четвертого заставили покинуть поле боя.
Поддержанные смелыми и решительными действиями своих истребителей, штурмовики уничтожили 32 самолета на аэродроме Ольховский и 12 самолетов на аэродроме Подольховский, до 15 вражеских самолетов было повреждено{16}. Однако при отходе штурмовиков от цели группе вражеских истребителей удалось прорваться к ним и атаковать ведущего восьмерки Ил-2 командира полка майора П. И. Зотова. Участник боев в небе республиканской Испании, награжденный за мужество и отвагу двумя орденами Красного Знамени, Зотов проявил хладнокровие и выдержку, сражался смело, но был вынужден покинуть горящий самолет на парашюте. Оставшись без командира, семерка Ил-2 продолжала активно противодействовать врагу. Младший лейтенант И. И. Кисельков, прикрывая группу боевым приемом "ножницы", сбил два "мессершмитта". Задача истребителями и штурмовиками была выполнена. Майор Зотов с ожогами лица прибыл на пятые сутки в родной полк.
Общий итог боя сложился в пользу советских летчиков. Было уничтожено и повреждено на земли и в воздухе свыше 60 самолетов противника{17}. Свои потери составили 15 машин. С задания не вернулись три боевых товарища. Тяжела была эта утрата, но она не поколебала боевого настроя летчиков полка. 18 августа они трижды вылетали на задания в сильно прикрытый зенитной артиллерией и истребителями район, где противник наводил переправу через Дон и сосредоточивал войска для его форсирования.
С утра смело прорвалась в этот район и атаковала переправу группа командира эскадрильи старшего лейтенанта Е. И. Савдогарова. В середине дня успешно штурмовала скопления войск семерка Ил-2, ведомая военкомом эскадрильи батальонным комиссаром И. П. Зазулинским. В обоих вылетах летчики 268-й и 269-й истребительных авиационных дивизий сводными группами надежно прикрыли боевые действия штурмовиков, и задачи были выполнены без потерь. В третьем вылете шестерка Ил-2 под командованием лейтенанта А. С. Петракова разбила строящуюся переправу и уничтожила в ее районе 6 танков, 14 автомашин и до 250 вражеских солдат и офицеров.
Ни зенитный огонь, ни истребители противника не смогли помешать действиям штурмовиков. Лишь на последнем заходе на цель группе "мессершмиттов" удалось связать боем 12 прикрывавших их "яков" и атаковать ведущую пару. Во время выхода из пикирования была пробита плоскость и повреждена тяга руля управления на самолете сержанта А. П. Чубарова. И все же летчик удержался в строю и закончил штурмовку. При повторной атаке "мессершмиттов" его самолет был подожжен. Чубаров на горящем самолете, преследуемый врагом, вышел на свою территорию и направился в район станции Котлубань под защиту зенитной артиллерии. Здесь он вынужден был покинуть самолет на парашюте. Вражеские летчики стали расстреливать Чубарова в воздухе, пробили парашют и ранили в левую ногу, но зенитчики метким огнем отогнали врага и после приземления Чубарова оказали ему медицинскую помощь, а с наступлением темноты помогли на попутной машине добраться до аэродрома Гумрак. Оттуда он был доставлен в госпиталь, а после излечения снова занял место в боевом строю.
Не менее напряженно, самоотверженно и эффективно действовали при выполнении боевых задач летчики 226-й и 228-й штурмовых авиационных дивизий. 12 августа 13 Ил-2 общей боевой группой под прикрытием истребителей атаковали ранним утром аэродром в Обливской, на котором находилось более 100 самолетов Ю-88 и Ме-109. Раннее время атаки, подход штурмовиков к аэродрому на малой высоте и выход прикрывавших истребителей первыми в район аэродрома для блокировки возможного взлета с него истребителей противника обеспечили успех. Зенитная артиллерия смогла открыть огонь лишь после завершения штурмовиками первого захода, а вражеские истребители так и не смогли взлететь до окончания атаки. В результате на аэродроме было уничтожено и повреждено до 45 вражеских бомбардировщиков и истребителей.
Не менее самоотверженно, умело и отважно действовали авиаторы других авиационных частей воздушной армии и этот трудный и ответственный период. Последующие дни оказались еще более напряженными и тяжелыми. Авиация противника после выхода его наземных войск к внешнему оборонительному обводу Сталинграда перебазировалась на ближайшие к фронту аэродромы и получила возможность совершать в день но нескольку боевых вылетов. А части 8-й воздушной армии действовали в основном с дальних аэродромов. На правом берегу Волги к 23 августа оставались лишь два авиаполка 287-й истребительной авиационной дивизии, базировавшиеся на центральном (школьном) аэродроме Сталинграда, и четыре авиаполка 272-й ночной легкобомбардировочной авиационной дивизии, летавшие с полевых аэродромов Рынок, Ерзовка и Акатовка. В 110-120 км севернее Сталинграда, на полевых аэродромах "Сталинградский", Большая Ивановка и Пролейская, находились авиаполки 220-й истребительной и 228-й штурмовой авиационных дивизий.
День 23 августа был особенно драматичным для 8-й воздушной армии. Авиация противника силами 4-го воздушного флота нанесла массированный бомбовый удар но Сталинграду, где в течение этого дня было зарегистрировано около 2000 самолето-пролетов. Бомбардировщики Ю-88 и Ю-87 под прикрытием истребителей Ме-109 появлялись эшелонами через 15-20 минут. Каждый эшелон состоял из нескольких групп самолетов но 10-25 бомбардировщиков и 12 истребителей. Группы заходили одновременно с разных направлений и на разных высотах для дезориентации системы противовоздушной обороны. Бомбардировке подвергались промышленные предприятия, жилые кварталы, административные здания, школы, больницы и другие объекты.
Особенно тяжелое положение сложилось на северной окраине Сталинграда, в районе Тракторного завода и его поселка. Здесь сметалось с земли все подряд. 8-я воздушная армия, имея в своем боевом составе 260 истребителей (около 100 из них были неисправны), совместно со 102-й истребительной авиационной дивизией противовоздушной обороны отражала массированные налеты авиации противника. За день было проведено свыше 25 групповых воздушных боев и совместно с зенитной артиллерией сбито 120 вражеских самолетов{18}.
Одновременно с нанесением бомбовых ударов но Сталинграду начала выдвижение в направлении северной окраины города наземная группировка противника, форсировавшая накануне Дон в районе хутора Вертячий. До начала этого выдвижения за ее сосредоточением у берегов Дона велось пристальное наблюдение с воздуха под руководством начальника разведки 8-й воздушной армии подполковника И. И. Сидорова. В его распоряжении находился 8-й отдельный разведывательный авиаполк на самолетах Пе-2 (командир майор М. М. Подгорнов). Кроме того, в каждом бомбардировочном и штурмовом полку выделялось но звену или паре самолетов с опытными экипажами-разведчиками. На ведение воздушной разведки в районах сильного истребительного прикрытия был специально ориентирован 273-й истребительный авиационный полк (командир майор И. П. Суворов). Большое внимание наблюдению с воздуха за сосредоточением вражеских войск уделял командующий воздушной армией. Иногда он сам вылетал на аэродромы базирования воздушных разведчиков и лично ставил экипажам задачи, если полеты предстояли в особенно сложные условиях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Восьмая воздушная"
Книги похожие на "Восьмая воздушная" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б Губин - Восьмая воздушная"
Отзывы читателей о книге "Восьмая воздушная", комментарии и мнения людей о произведении.