Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
Отсутствие всеобъемлющих сборников хадисов в тот период побу-
дило его совершенствовать метод суждения по аналогии (кыяс). Он
же впервые ввёл в практику метод исправления решений, приня-
тых по аналогии, получивший название истихсан. Этот метод ши-
роко применялся в тех случаях, когда принятое по аналогии реше-
ние приносило вред или противоречило текстам Корана и Сунны.
Абу Ханифа был выдающимся представителем школы сто-
ронников умозаключений (асхаб ар-рай). Разработанные им ре-
лигиозно-правовые принципы были развиты в трудах его учени-
ков, среди которых наибольшую известность получили имамы
Абу Юсуф (731–798) и Мухаммад аш-Шейбани (749–804). Абу
Ханифа скончался в Багдаде в 767 г., оставив после себя ряд
важных теологических трактатов, небольшой сборник хадисов
«Муснад» и известный труд «Аль-фикх аль-акбар».
Богословы ханафитского мазхаба пользовались уважением
многих мусульманских правителей, что во многом способствовало
широкому распространению взглядов великого учёного. Немалую
роль в этом сыграли аббасидские халифы и османские султаны,
поощрявшие преподавание учения Абу Ханифы. На сегодняшний
день последователи этого мазхаба составляют около половины
всего мусульманского населения земли. Он распространён в Тур-
ции и Ираке, Сирии и Ливане, Афганистане и Пакистане, Индии
и Китае, Албании и Боснии. Большинство мусульман России (за
исключением дагестанских и вайнахских народов) и государств
Центральной Азии также придерживаются этого мазхаба.
Малик бин Анас и мединская школа. С расширением Халифата
многие сподвижники покинули Медину и отправились про-
поведовать ислам среди жителей отдалённых областей. В пе-
риод правления Али бин Абу Талиба «город Пророка» утра-
тил статус политического центра Халифата. Несмотря на это,
он оставался крупнейшим центром исламской мысли, и раз-
личные учения, зарождавшиеся в Басре, Куфе и других облас-
тях мусульманского мира, не получали поддержки среди его
жителей. Большая заслуга в этом принадлежала правоведам
Медины, среди которых особо выделяется Малик бин Анас
аль-Асбахи (713–795).
Имам Малик был родом из известного йеменского племе-
ни химьяр. Его прадед был славным сподвижником и прини-
мал участие во всех сражениях Пророка, кроме битвы при Бад-
ре, а его дед Малик был одним из авторитетных учёных Медины
при жизни Усмана бин Аффана. Большим уважением за свои
глубокие знания пользовался и его дядя Абу Сухейл.
Имам Малик обучался религиозным дисциплинам у десят-
ков выдающихся богословов, включая своего отца и дядю. Он
был признан имамом в области хадисоведения и правоведения
и приобрёл известность далеко за пределами Медины. Его уче-
никами были такие известные богословы, как имам аш-Шафии,
Мухаммад аш-Шейбани, Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак
и другие, каждый из которых сыграл большую роль в развитии
исламского богословия. По мнению многих комментаторов,
именно на имама Малика указывают известные слова Проро-
ка: «Близко то время, когда люди будут подгонять верблюдов
в поисках знаний и не найдут никого более знающего, чем учё-
ный из Медины».
Современники описывали имама Малика как богобоязнен-
ного и благочестивого человека, посвятившего всю свою жизнь
служению религии Аллаха. Он обладал прекрасной памятью,
отличался глубокими познаниями в области грамматики и лек-
сики арабского языка. Выказывая уважение к религиозным на-
укам, он избегал общения с теми, кто вступал в богословские
дискуссии ради приобретения славы. Перед своими занятиями
он умащался благовониями и причёсывал бороду, говоря: «Мне
нравится проявлять уважение к хадисам Посланника Аллаха».
Богословско-правовые суждения Малика опирались, пре-
жде всего, на Коран и Сунну. Большое значение он придавал
единому мнению учёных Медины и отдавал ему предпочтение
§ 3. Основные религиозно-правовые школы в исламе 351
352 Глава 10. История развития исламской мысли
перед суждением по аналогии. Богословские принципы Малика
не были изложены им в одном трактате, но были переданы его
последователями — Абдаллахом бин Вахбом (ум. 807), Абд-ар-
Рахманом бин аль-Касимом (ум. 813) и другими.
Самым знаменитым трудом Малика является свод хади-
сов «Муватта». Он получил большую известность ещё при жиз-
ни учёного, благодаря чему халиф Харун ар-Рашид предложил
ему переехать в Багдад, чтобы преподавать хадисы. Но земная
слава не прельстила его, и он отказался от этого предложения.
Своё решение имам объяснил тем, что его сборник не объемлет
Сунны Пророка, которая распространилась по свету вместе со
сподвижниками.
В прошлом последователи имама Малика имели влияние
не только в Аравии, но и в Ираке, Египте, Северной Африке
и Андалусии. В настоящее время маликитского мазхаба при-
держиваются мусульмане Северной и Тропической Африки.
Некоторое количество маликитов проживает в странах Пер-
сидского залива.
Мухаммад аш-Шафии и разработка основ правоведения. Накоп-
ление знаний в области мусульманского права и разногласия
между учёными во второстепенных вопросах религии требова-
ли выработки более чётких принципов правоведения. Система-
тизировать эти знания и заложить основы науки о принципах
правоведения (усуль аль-фикх) удалось Мухаммаду бин Идрису
аш-Шафии (767–820).
Имам аш-Шафии родился в Газе в семье военачальника
из рода Хашима бин Абд-Манафа. Мать привезла его в Мек-
ку к знатным родственникам отца, когда ему было два года.
Постоянно находясь в обществе авторитетных учёных, он по-
лучил хорошее образование и выучил наизусть Коран, когда
ему было всего девять лет. В десятилетнем возрасте он знал
наизусть «Муватту» имама Малика. Когда юноше исполни-
лось пятнадцать лет, ему было позволено самостоятельно от-
вечать на религиозные вопросы. В двадцатилетнем возрасте
он отправился в Медину, где обучался у имама Малика вплоть
до его смерти.
В возрасте около тридцати пяти лет имам аш-Шафии приоб-
рёл известность в Багдаде. Там он отступил от некоторых бого-
словских принципов Малика и развил собственное религиозно-
правовое учение. Его взгляды были изложены в работе «Китаб
аль-худжжа», которая отражает его ранние воззрения по мно-
гим правовым вопросам. Находясь в Ираке, имам аш-Шафии
написал ещё один трактат — «Рисаля», который считается пер-
вым в истории ислама трудом по принципам правоведения.
За несколько лет до смерти аш-Шафии был вынужден пере-
селиться в Египет. Причиной его отъезда был конфликт с хали-
фом аль-Мамуном. В Египте имам аш-Шафии быстро занял до-
стойное место среди богословов и сумел значительно расширить
собственные познания. Вследствие этого он пересмотрел свои
взгляды на некоторые богословско-правовые вопросы и напи-
сал свой знаменитый труд «Китаб аль-умм». Эти суждения има-
ма принято называть «поздним шафиитским мазхабом».
Учение имама аш-Шафии представляло собой попытку объ-
единить принципы ханафитского и маликитского толков, сняв
существующие между ними противоречия. Он критически рас-
смотрел принципы хадисоведения, на которые опирались его
предшественники, и отказался признавать справедливым мне-
ние жителей Медины, если оно противоречит одиночным досто-
верным хадисам. Он отдавал предпочтение мнению сподвиж-
ников перед суждением по аналогии и прибегал к последнему
только при необходимости.
Разработанные имамом аш-Шафии богословские принци-
пы получили признание многих учёных и по сегодняшний день
применяются в правоведении. Его взгляды были развиты в тру-
дах его многочисленных соратников и последователей, сре-
ди которых были имам Ахмад бин Ханбал, Абу Саур (ум. 855)
и многие другие.
В настоящее время последователи шафиитского мазхаба
проживают в Египте и Восточной Африке, в странах Ближнего
Востока, отчасти в Индии, Пакистане, Ираке, Йемене, Малай-
зии и Индонезии. В России этого толка традиционно придер-
живаются многие мусульмане Северного Кавказа.
Ахмад бин Ханбал и период «михны». Одним из тех, кто развил
принципы правоведения на основе всестороннего знания Сунны,
был Ахмад бин Мухаммад бин Ханбал аш-Шейбани (780–855), за-
служивший прозвище «имам приверженцев Сунны».
Имам Ахмад родился в Багдаде, куда семья переехала из Хо-
расана незадолго до его рождения. Его отец скончался, когда
ему было всего три года. С детства он изучал религиозные нау-
ки у знаменитых багдадских шейхов. В юности он долго путе-
§ 3. Основные религиозно-правовые школы в исламе 353
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.