» » » » Авторский коллектив - Исламоведение


Авторские права

Авторский коллектив - Исламоведение

Здесь можно скачать бесплатно "Авторский коллектив - Исламоведение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Исламоведение
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исламоведение"

Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.








тво коренных народов России с мусульманской верой началось

в первой половине VII века. Присоединение Дербента к Арабс-

кому Халифату в 642–643 гг. ознаменовало начало первого этапа

распространения ислама на Северном Кавказе. К началу VIII ве-

ка власть Халифата окончательно утвердилась в Дербенте и его

окрестностях, а в 733–734 гг. по приказу арабского полководца

Масламы там была построена одна соборная и семь кварталь-

ных мечетей. Дербент, или Баб-эль-Абваб («Врата врат»), как

его назвали арабы за важное стратегическое положение горо-

да, запиравшего выход из прикавказских степей на Ближний

и Средний Восток, превратился в крупный центр распростра-

нения ислама. В городе поселились учёные и проповедники,

которые вели проповедь среди местного населения. Сила ору-

жия не могла обратить в ислам гордые и свободолюбивые кав-

казские народы, но слово и убеждения возымели действие на их

сердца. Одними из первых ислам приняли лезгины, табасаран-

цы, цахуры. Процесс ознакомления жителей Северного Кавказа

с новой религией растянулся на многие века, и это подтвержда-

ет тот факт, что кавказские народы не были обращены в ислам

насильственным путём.

Упрочение торговых и культурных контактов со странами

Ближнего Востока во второй половине X века привело к началу

нового этапа распространения ислама в Дагестане. В этот период

добившиеся фактической самостоятельности местные правите-

ли начали помогать распространению ислама для усиления собст-

венной власти. В XI–XIII вв. мусульманами стали агулы и лакцы,

а в XIV–XV вв. — ногайцы, арчинцы, кумыки, аварцы и другие

362 Глава 11. Ислам в России

народности. Однако окончательное утверждение ислама в вос-

точных областях Северного Кавказа произошло лишь к началу

XV века, когда ислам практически вытеснил другие религиозные

верования. К тому периоду в Дагестане широко распространился

суфизм, который начал проникать сюда с X–XI вв.

На территорию Центрального и Северо-Западного Кавказа

ислам начинает проникать примерно с X–XI вв. Ещё ближе с ис-

ламом народы этого региона знакомятся во времена господства

Золотой Орды, а после её падения мусульманскими проповед-

никами здесь становятся крымские татары, ногайцы и лишь из-

редка — турки. Кабардинцы сыграли большую роль в оконча-

тельном обращении в ислам части осетин, а также карачаевцев

и балкарцев.

В Чечне и Ингушетии ислам распространился сравнительно

поздно. В XV–XVI вв. благодаря деятельности мусульманских

купцов и ремесленников из Дагестана он проникает в чеченские

селения. В XVI в. здесь сложилась местная письменность, осно-

ванная на арабской графике. К XIX веку практически полно-

стью приняли ислам ингуши. Последний ингушский жрец Эл-

марз-хаджи (1766–1923) принял ислам в 1873 г.

В горных селениях Северного Кавказа до сих пор высоко

чтят память тех, кто, согласно преданиям, внес большой вклад

в донесение Священного Корана до местных народов. Распро-

странены предания о шейхе Абу Муслиме, проповедовавшем ис-

лам в Дагестане, Гази-Каландаре из Сирии, обратившем в ислам

лакцев, выходце из карачаевских князей шейхе Абдаллахе Буха-

рачи. Могилы десятков учёных и суфийских шейхов сохранены

и особо почитаются последователями суфийских тарикатов.

По мере утверждения норм мусульманского права кавказс-

кие народы отходили от противоречащих Шариату обычаев, та-

ких как захват имущества односельчан должника в обеспечение

долга и лишение женщин наследства. Вместе с тем, ислам не вы-

теснил местные обычаи (адаты) полностью. На Северном Кав-

казе вплоть до начала XX в. параллельно существовал суд по

адату и Шариату. По Шариату решались все дела, касающиеся

религии, семейных отношений и наследования. Уголовные дела,

общественные постановления и имущественные вопросы про-

должали решаться по адатам.

Распространение ислама в Поволжье. Начало распространения

ислама в Поволжье связано с Хазарским каганатом (VII–IX вв.),

сфера влияния которого в период его могущества распростра-

нялась на все Среднее и Нижнее Поволжье. Мусульманские

проповедники и купцы стали прибывать в государство хазар

из Дагестана уже в конце VII века. Несмотря на то что в VIII в.

хазарский правитель принял иудаизм и объявил его государ ст-

венной религией, жители каганата широко пользовались рели-

гиозными свободами.

К X веку мусульмане стали неотъемлемым элементом кон-

фессиональных отношений в Хазарском каганате. Арабский ис-

торик аль-Масуди (X в.) писал: «Там семь кади. Из них двое му-

сульмане, они судят по Шариату и Корану. Двое — иудеи, они

вершат суд по Торе. Двое — христиане, они судят по христиан-

скому закону. Один славянин. Он представляет русских и иных

язычников и судит либо по языческим обычаям, либо советует-

ся с другими кади».

К первой половине X в. ислам также получил распростране-

ние в Волжской Булгарии, располагавшейся на территории сов-

ременных Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Пензенской, Ни-

жегородской и ряда других областей. В 921 г. булгарский хан

отправил посольство ко двору халифа в Багдад. Булгары обра-

тились к халифу с просьбой о военной помощи против хазар

и изъявили желание лучше узнать о мусульманской вере, доселе

распространявшейся через купцов. В мае 922 г. из Багдада в Бул-

гарию прибыло ответное посольство во главе с Ахмадом бин

Фадланом. После оглашения письма халифа аль-Муктадира хан

Алмуш принял мусульманское имя Джафар и был провозгла-

шён наместником халифа. Это событие стало эпохальным в ис-

тории народов Поволжья, получивших импульс для дальнейше-

го культурного, экономического и политического развития.

В доисламский период для булгар был характерен культ ог-

ня, солнца, воды. Во главе языческого пантеона богов находился

бог неба — Тенгре. Это слово сохранилось у тюркских народов

и после распространения ислама и используется при обраще-

нии к Всевышнему Творцу. Ислам не вытеснял существовавшие

у местного населения обычаи и традиции, если они не проти-

воречили устоям Священного Корана. В связи с этим система

обычного права (адат) регулировала экономические, семейные

и другие отношения в жизни мусульман-татар и башкир.

Благодаря приобщению к достижениям мусульманской

цивилизации в Волжской Булгарии получили развитие наука

и искусство. В XI в. жил и творил знаменитый булгарский учё-

§ 1. Принятие ислама народами России 363

364 Глава 11. Ислам в России

ный-энциклопедист Ходжа Ахмад аль-Булгари. Ко второй по-

ловине XI — началу XII в. относится творчество философа

и историка Хамида бин Идриса аль-Булгари. В первой полови-

не XII в. была написана первая «История Булгар», автором ко-

торой был Якуб бин Нуман аль-Булгари. Его современником

был выдающийся богослов Сулейман бин Давуд ас-Саксини.

В первой половине XIV в. жил известный законовед Бурхан-

ад-дин Ибрахим аль-Ханафи, автор книги «Основы дискус-

сий». Благодаря своим трудам по фармакологии приобрели

известность Ходжа аль-Булгари (XI–XII вв.), а также братья

Тадж-ад-дин и Хасан бин Юнус (XIII в.).

В начале XIII в. был написан шедевр тюрко-татарской ли-

тературы — поэма «Кыйсса-и Юсуф», принадлежащая перу

Кул Гали. Основанная на кораническом сюжете, она свидетель-

ствовала о большом поэтическом потенциале тюркских наро-

дов Поволжья.

Ислам в Золотой Орде. В ходе монгольских завоеваний (1237–

1240) на огромной территории причерноморских и прикаспийс-

ких степей, Поволжья и Сибири сложилось новое государство —

Золотая Орда (Улус Джучи). Следуя принципам, закреплённым

в «Ясе» Чингисхана, его ближайшие потомки проявляли осо-

бую веротерпимость, освобождали религиозных служителей от

налогов, предоставляли подданным право отправлять религи-

озные обряды и вести мирную проповедь.

Но монгольские ханы не могли долго удерживать представи-

телей всех вероисповеданий на одинаковом от себя расстоянии,

и в конце правления хана Бату (1242–1256) началась борьба за

влияние на ханский престол, знаменем в которой были религи-

озные убеждения. Некоторые представители монгольской вер-

хушки, включая жену Бату Баракчин и их сына Сартака, были

несторианами. Другая часть знати во главе с Берке была ориен-

тирована на ислам. После недолгой борьбы сторонники Берке

(1256–1266) одержали победу, и он стал первым золотоордын-

ским ханом, принявшим ислам. Однако это не привело к росту

влияния ислама на государственную политику, и она продолжа-

ла опираться на прежние традиции.

Вместе с тем число приверженцев ислама постепенно росло,


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исламоведение"

Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Авторский коллектив

Авторский коллектив - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"

Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.