Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
и использование внутренних ресурсов личности, частично за-
полнили идеологический, идейно-политический и социально-
структурный вакуум, образовавшийся в мусульманском сооб-
ществе того периода.
Таким образом, в первой половине XVIII в. мусульманские
регионы оставались потенциальным очагом сепаратизма внутри
Российской империи. Власти осознавали необходимость выработ-
ки более эффективных механизмов вовлечения мусульман в госу-
дарственную систему. Первым шагом в этом направлении стало
установление контроля над мусульманским духовенством и де-
ятельностью шариатских судов. Ещё в 1736 г. при императрице Ан-
не Иоанновне был принят указ, по которому высшее мусульманское
духовенство оказалось подконтрольно местной администрации.
Но кардинальные изменения в национальной и религиозной по-
литике произошли только при императрице Екатерине II.
Курс на терпимость по отношению к исламу. С восшествием на рос-
сийский престол в 1762 г. императрицы Екатерины II власти при-
шли к пониманию необходимости учёта интересов мусульманс-
ких подданных, численность которых с присоединением новых
территорий значительно возросла. Россия расширяла влияние
на населённые мусульманами регионы, вела войны с крупней-
шей мусульманской страной — Османской Турцией. В таких ус-
ловиях российской короне была необходима лояльность своих
мусульманских подданных, однако добиться этого при сохране-
нии старой политики не представлялось возможным.
В 1764 г. была распущена Новокрещенская контора. 17 июня
1773 г. был издан указ «О терпимости всех вероисповеданий»,
позволивший мусульманам строить мечети, открывать началь-
ные и средние школы. В 1787 г. в типографии Академии наук
в Санкт-Петербурге по приказу Екатерины II был издан полный
арабский текст Корана для бесплатной раздачи мусульманам.
По своему качеству книга превосходила все европейские изда-
ния того времени.
22 сентября 1788 г. по указу Екатерины II было создано Ду-
ховное собрание магометанского закона — не имеющий аналогов
в исламском мире орган, призванный контролировать мусуль-
ман внутренних районов Российской империи. С 1846 по 1917 г.
оно называется Оренбургским магометанским духовным собра-
нием (ОМДС), хотя располагается в Уфе. Для управления делами
мусульман на окраинах империи также были учреждены Таври-
ческое магометанское духовное правление в Симферополе и два
духовных правления в Закавказье (шиитское и суннитское).
Согласно Уставу ОМДС, возглавлял структуру председатель
(муфтий), который назначался правительством. Его советника-
ми и заместителями были три кади, которые назначались ми-
нистром внутренних дел по представлению муфтия. В период
правления Александра I был издан указ об образовании Минис-
терства духовных дел и народного просвещения. В документе от-
мечалось, что муфтий избирается мусульманской общиной. Это
положение вошло в устав Департамента духовных дел и иност-
ранных исповеданий (1836), но не соблюдалось вплоть до 1917 г.
Привлечение мусульман к сотрудничеству позволяло с те-
чением времени снимать наложенные прежде ограничения.
В 1800 г. были сняты запреты на издание в России исламской
литературы. В Казани, куда был передан арабский шрифт из
Санкт-Петербурга, развернулось активное издание мусульман-
ской религиозной литературы, в первую очередь Корана.
Российская империя с успехом использовала подданных ис-
ламского вероисповедания для продвижения своих интересов
в Средней Азии. Предоставив мусульманским купцам льготы на
§ 2. Ислам в Российской империи 369
370 Глава 11. Ислам в России
торговлю, имперские власти стремились максимально усилить их
заинтересованность в умиротворении местных мусульман и ук-
реплении здесь позиций государства. Такая политика была весьма
дальновидной, хотя и вызывала критику православных миссионе-
ров, недовольных ростом в регионе татарского культурного и ре-
лигиозного влияния. Однако впоследствии царское правительство
лишило татар прав заниматься предпринимательской деятельнос-
тью и владеть недвижимостью в среднеазиатских областях.
Мусульмане также широко привлекались на военную служ-
бу. В армии и на флоте были учреждены должности, призван-
ные духовно воспитывать солдат и офицеров, исповедующих
ислам: это были полковые муллы, ахунды и муэззины. Всем им
выплачивалось жалованье из государственной казны. Специ-
ально для мусульман были адаптированы воинские награды
Российской империи.
Ислам на Северном Кавказе в конце XVIII–XIX в. В то время как
в Центральной России государство и мусульманская общи-
на занимались поиском путей адаптации ислама к российской
действительности, на Северном Кавказе ситуация складывалась
иначе. В конце XVIII в. попытки установления российского гос-
подства во всём регионе вызвали мощное противостояние насе-
ления кавказских народов, особенно на территории нынешних
Чечни и Дагестана.
Начало активному военному сопротивлению российскому
влиянию было положено в 1785 г. чеченцем Ушурмой, извест-
ным под именем шейх Мансур (1760–1794). Он отличался аске-
тизмом, обладал ораторскими способностями, в своих пропо-
ведях выступал против кровной мести и призывал к единению
мусульман. Царские власти неоднократно пытались схватить
шейха Мансура, но преследования лишь способствовали тому,
что он стал мощной политической фигурой на всём Северном
Кавказе. В июле 1787 г., потерпев ряд военных поражений, шейх
Мансур сначала перебрался за реку Кубань, а позднее — в ту-
рецкую крепость Анапу. Там он оставался до её взятия русскими
войсками 22 июня 1791 г. После взятия в плен он был приговорён
к пожизненному заключению и скончался в апреле 1794 г.
Новый всплеск народно-освободительной борьбы под зна-
менем ислама был связан с созданием в 1840-е годы военно-те-
ократического государства — Имамата Чечни и Дагестана. Во
главе движения встал имам Шамиль, аварец по национальнос-
ти. В своей религиозной и политической деятельности имам
Шамиль руководствовался принципами суфийского тариката
накшбандийя. При нём территория Чечни была разделена на
военно-административные районы, которыми управляли на-
значенные им наместники-наибы. Они были наделены правами
религиозной, административной, военной и судебной власти.
Однако Шариат, бывший вначале консолидирующей си-
лой, позднее способствовал ослаблению Имамата. Противоре-
чия между Шариатом и народными обычаями (адатом), а также
приверженность доисламским традициям и родовая сплочён-
ность чеченского населения расшатывали жёсткую военно-тео-
кратическую структуру горского государства. После падения
Имамата и пленения Шамиля (25 августа 1859 г.) территория
Чечни была включена в состав Терской области Российской им-
перии. Несмотря на это, военные действия на Северном Кав-
казе растянулись на несколько десятилетий, и их завершение
в 1864 г. отнюдь не означало полного подчинения края.
В тот же период в Чечне всё большую известность приобре-
тал шейх Кунта-хаджи Кишиев (1830–1867). Он рано получил
духовное образование и сначала был последователем Гази-хад-
жи, накшбандийского шейха из селения Зандак. В конце 1850-х
годов Кунта-хаджи совершил хадж, а по возвращении на родину
стал проповедовать учение другого суфийского братства — ка-
дирийя. Кунта-хаджи осуждал всякую войну как богопротивный
акт, призывал к смирению перед волей Аллаха, к поиску спасе-
ния в мире вечном. Это противоречило воинственной идеоло-
гии имама Шамиля, и учение Кунта-хаджи в Имамате было за-
прещено, а сам учитель подвергался гонениям. После падения
Имамата число последователей Кунта-хаджи стало расти и в на-
чале 1860-х годов превысило 5 тысяч человек. Его мирная пропо-
ведь была весьма привлекательной для людей, только что пере-
живших многолетнюю войну, и это вызывало опасение местных
властей. Представители официального мусульманского духо-
венства по просьбе царской администрации созывали сельские
сходы и устраивали богословские диспуты с Кунта-хаджи и его
сторонниками. В январе 1863 г. по распоряжению Терского гене-
рал-губернатора Кунта-хаджи был схвачен и отправлен в ссыл-
ку в г. Устюжна Новгородской области, где и погиб.
К концу XIX в. распространение ислама на Северном Кав-
казе приобрело чёткие очертания. В этом регионе возобладал
ислам суннитского направления, незначительное количество
§ 2. Ислам в Российской империи 371
372 Глава 11. Ислам в России
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.