Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
многом благодаря им к началу XX в. мусульмане России были
динамично развивающимся меньшинством, широко пользовав-
шимся своими правами.
§ 3. Ислам в Советском Союзе
Советская Россия и ислам: от союзничества к подавлению. Пос-
ле победы Октябрьской социалистической революции жизнь
мусульманской общины бывшей Российской империи приоб-
рела новые формы. На начальном этапе советская власть пы-
талась привлечь мусульман на свою сторону, использовать
их для пропаганды идей большевизма и социализма в стра-
нах Востока и в борьбе с другими социальными группами не-
мусульманского общества.
Для реализации этих планов в 1917 г. в составе Наркомнаца
был создан комиссариат по делам мусульман. Но по мере реали-
§ 2. Ислам в Российской империи 375
376 Глава 11. Ислам в России
зации религиозной политики советского государства в регионах
традиционного распространения ислама возрастало недоволь-
ство среди верующих-мусульман. Даже коммунисты высказы-
вались в пользу сохранения устоявшихся традиций и образа
жизни своих народов, основанных на исламских принципах. По-
добное понимание проблемы присутствовало и у прагматичес-
ки настроенных коммунистических и военных лидеров. Иной
точки зрения придерживались Сталин и его окружение.
В 1922 г. политика властей уже была чётко ориентирована на
жёсткий контроль над духовенством и религией. Экономичес-
кие свободы, данные в период нэпа, не должны были сопровож-
даться политическими свободами. Вооружённое антисоветское
сопротивление в Средней Азии и на Северном Кавказе, боязнь
политического альянса мусульманских народов даже под комму-
нистическими лозунгами неизбежно вели к стремлению центра
поставить под свой контроль Центральное духовное управле-
ние мусульман (ЦДУМ) и не допустить превращения мусуль-
манских съездов в форумы своих политических оппонентов.
К тому же мусульманское духовенство не собиралось сда-
вать свои позиции. В октябре-ноябре 1926 г. состоялся съезд
духовенства в Уфе, который выступил с предложением расши-
рения прав в области вероучения. Несмотря на внешнюю ло-
яльность руководства ЦДУМ, было ясно, что его не устраивала
политика советского государства. Тем более что за этой орга-
низацией стояла довольно мощная сила: в 1927 г. ЦДУМ объ-
единял 14 825 приходов, что само по себе не могло не настора-
живать власти, рассматривавшие каждую из общин как центр
сопротивления политике партии.
Учитывая сложившуюся ситуацию, в 1920–1930-е гг. руко-
водство партии проводило в жизнь целенаправленную поли-
тику ограничения гражданских прав служителей культа. Это
выражалось в дискриминационной налоговой политике, огра-
ничении и запрете религиозного образования, лишении изби-
рательных прав, запрещении распространения религиозной ли-
тературы. Кроме того, к мусульманским священнослужителям
применялись меры административного и уголовного преследо-
вания. В период коллективизации многие из них попали в чис-
ло раскулачиваемых.
На фоне усиления администрирования осуществлялось
постепенное ужесточение различных ограничений в сфере ре-
лигии. Итоговым законодательным документом стало принятие
Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объеди-
нениях» от 8 апреля 1929 г., которое с некоторыми изменения-
ми действовало вплоть до 1990 г. В результате к 1937 г. из 12 ты-
сяч действовавших до революции мечетей было закрыто более
10 тысяч, от 90 до 97 % мулл и муэззинов были лишены возмож-
ности отправлять религиозные обряды.
После смерти в апреле 1936 г. муфтия Ризаэтдина Фахрет-
динова встал вопрос об избрании нового муфтия. В соответс-
твии с уставом ЦДУМ это должно было произойти на съезде
организации. Но муфтием был назначен Габдрахман Расулев,
что фактически означало полное подчинение мусульманского
духовенства властям.
Ислам в годы Великой Отечественной войны. К началу Великой
Отечественной войны в результате массированной атеисти-
ческой пропаганды и нескольких общесоюзных кампаний по
закрытию молитвенных зданий позиции ислама в СССР еще
больше ослабли. К тому времени по всей стране были закры-
ты шариатские суды, не осталось и сети религиозных образова-
тельных учреждений.
Однако реалии военного времени вынудили руководство
партии отчасти пересмотреть свою политику в сфере рели-
гии. С одной стороны, это было связано с патриотической пози-
цией, занятой религиозными организациями в годы Великой
Отечественной войны. Верующие принимали самое активное
участие в военных действиях и в сборе материальных средств
для нужд Красной Армии. С другой стороны, жёсткий конт-
роль, установленный сталинским режимом над всеми форма-
ми общественной активности, и подавление любых проявле-
ний несоответствия с советским образом жизни в условиях
войны были невозможны. В результате многие верующие нача-
ли открыто высказывать свои религиозные взгляды, посещать
молитвенные здания и отправлять обряды, игнорируя многие
запреты и ограничения.
Одной из причин корректировки религиозной полити-
ки стала международная ситуация. Перед Советским Союзом
стояла важная задача — открытие второго фронта. В этих ус-
ловиях демократизация некоторых сторон жизни советского
общества могла благоприятно сказаться на ходе переговоров
с союзниками. Черчилль и Рузвельт дали Сталину понять, что
настроить общественное мнение их стран в пользу Советского
§ 3. Ислам в Советском Союзе 377
378 Глава 11. Ислам в России
Союза могут сведения о религиозной свободе в СССР. Не слу-
чайно официальное признание властями заслуг религиозных
организаций и верующих произошло накануне переговоров на
высшем уровне в Тегеране.
В сентябре 1943 г. состоялась встреча И. В. Сталина с гла-
вами Русской православной церкви, в ходе которой были при-
няты решения, ознаменовавшие новый этап в отношениях го-
сударства и религии. На практике это выразилось в смягчении
налогового законодательства в отношении зарегистрированных
служителей культа, освобождении их от призыва по мобилиза-
ции, предоставлении религиозным организациям ограничен-
ных прав юридического лица и других действиях государства.
В 1943 г. в дополнение к действующему Центральному ду-
ховному управлению мусульман (с центром в г. Уфе) были обра-
зованы ещё три духовных управления мусульман — Северного
Кавказа (Буйнакск), Закавказья (Баку) и Средней Азии и Казах-
стана (Ташкент). Это событие стало частью идеологической кам-
пании, проводившейся советским руководством для воздейс-
твия на гражданские, патриотические чувства населения и для
его мобилизации в военных условиях. Среди духовных управле-
ний мусульман статус неформального лидера приобрело Сред-
неазиатское духовное управление, в ведении которого находи-
лось единственное на территории СССР высшее мусульманское
учебное заведение — медресе «Мир-Араб» (г. Бухара). Прочие
духовные управления рассматривались властями как второсте-
пенные, представляющие периферию «советского ислама».
В мае 1944 г. был учреждён Совет по делам религиозных
культов при Совете народных комиссаров. Новый орган был
призван осуществлять связь между правительством и религи-
озными объединениями. В его функции входило своевременное
информирование партийных и государственных структур о со-
стоянии и деятельности конфессиональных организаций, со-
ставление статистических сводок об уровне религиозной актив-
ности населения.
В 1948 г., впервые за 22 года, был созван меджлис Централь-
ного духовного управления мусульман (переименованного на
съезде в Духовное управление мусульман Европейской части
СССР и Сибири — ДУМЕС). Однако принятые на съезде реше-
ния лишь подтвердили ограниченность прав верующих и духо-
венства в тот период. Из ведения Духовного управления были
изъяты такие полномочия, как право организовывать конфес-
сиональные школы и курсы для подготовки служителей культа
и составлять метрические книги. В его компетенции оставались
функции богословского характера, а также отныне ему предпи-
сывалось вести учёт мечетей и молитвенных домов.
Завершение краткосрочной разрешительной политики Со-
ветского государства в отношении религии совпало по вре-
мени с окончанием послевоенного периода. В 1948 г. Совет
по делам религиозных культов разослал своим уполномочен-
ным циркуляр, предписывавший прекратить вынесение по-
ложительных решений по ходатайствам о регистрации рели-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.