Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
§ 3. Основные религиозно-правовые школы в исламе 353
354 Глава 10. История развития исламской мысли
шествовал по странам, собирая хадисы, и обучался у крупней-
ших богословов Хиджаза, Йемена, Куфы, Басры и Шама. Среди
его учителей были Абу Юсуф аль-Куфи, Яхья бин Маин, Исхак
бин Рахавейх, Мухаммад аш-Шафии.
Наряду с глубокими знаниями Ахмад бин Ханбал обладал
высокими нравственными качествами и отличался аскетизмом.
Имам аш-Шафии говорил: «Когда я покидал Ирак, там не было
более достойного, знающего, благочестивого и богобоязненно-
го человека, чем Ахмад бин Ханбал». Однако главной заслугой
этого учёного считается стойкость, проявленная в противосто-
янии мутазилитам.
Пользуясь поддержкой аббасидских халифов, мутазилиты
принуждали учёных и простой народ признать доктрину о со-
творении Корана. Жертвами преследований и репрессий ста-
ли многие религиозные и общественные деятели. Этот период
вошёл в историю под названием михна, что означает «испыта-
ние». Однако ни тюремное заключение, ни жестокие пытки не
заставили имама Ахмада отказаться от учения Пророка и его
сподвижников. Лишь с приходом к власти халифа аль-Мута-
ваккиля (847–861) преследования прекратились, а имаму Ах-
маду были оказаны большие почести. Опасаясь искушения
властью, он отказался от государственной службы. Тем не ме-
нее, халиф никого не назначал на судебные должности без кон-
сультаций с ним.
В связи с тем что религиозно-правовые принципы имама
Ахмада формировались в ходе борьбы с мутазилитскими идея-
ми, в ханбалитском мазхабе особое значение придаётся очище-
нию ислама от нововведений. И хотя внешне это учение имеет
много общего с другими мазхабами, внутренне оно сложилось
как идеология традиционализма.
Ахмад бин Ханбал придавал исключительное значение оче-
видному смыслу аятов Корана и хадисов. В тех случаях, когда
правовые вопросы не находили решения в этих двух источни-
ках, он считал нужным обращаться к единому мнению учёных
(иджма), высказываниям сподвижников, суждению по анало-
гии и другим методам свободного суждения.
Его идеи были развиты многими известными учёными и по-
лучили распространение в Аравии, Ираке, Шаме и Египте. Тем не
менее, его последователи были менее многочисленны, чем у дру-
гих мазхабов, и ныне они проживают, главным образом, в Сау-
довской Аравии и других государствах Персидского залива.
§ 4. Выдающиеся исламские учёные России
Шигабутдин Марджани — «властитель дум» российских мусуль-
ман. Многовековая история развития ислама на территории
России помнит имена сотен выдающихся богословов и правове-
дов, прославившихся далеко за пределами своей родины. Мно-
гие из них не только способствовали распространению мусуль-
манского вероучения и правовых норм Шариата, но и внесли
огромный вклад в развитие исламской мысли. Одним из таких
улемов был Харун бин Баха-ад-дин аль-Марджани, больше из-
вестный как Шигабутдин Марджани (1818–1889).
Он родился в татарском селении Ябынчи (близ селения Мард-
жан) в семье потомственных имамов. Его отец и оба деда были има-
мами сельских мечетей и преподавателями в медресе. Начальное
образование Марджани получил в медресе своего отца (селение
Ташкичу), где обучился Священному Корану, арабской грамматике,
правоведению, спекулятивному богословию и логике. С семнадца-
ти лет ему поручили преподавать в том же медресе, где он успешно
справлялся со своими обязанностями и даже предпринял попытку
разработать новый метод преподавания на родном языке.
В 1838 г. Марджани отправился в Бухару, где продолжил обу-
чение. Однако методы преподавания бухарских шейхов его не ус-
троили, и он стал уделять больше времени самообразованию. За-
рабатывая себе на жизнь перепиской книг и частными уроками,
он имел возможность пользоваться богатыми библиотеками Бу-
хары и изучать труды великих мыслителей. Спустя некоторое вре-
мя Марджани переехал в Самарканд, где продолжил свои изыска-
ния. Прожив в Бухаре и Самарканде в общей сложности 11 лет,
он самостоятельно исследовал труды таких видных богословов,
как Джалял-ад-дин ас-Суюты, Мухаммад бин Абд-аль-Карим аш-
Шахрастани, Абу Хамид аль-Газали и Абд-ар-Рахман бин Халдун.
По возвращении на родину Марджани предложили занять
место имама мечети и преподавателя медресе в Первой махал-
ле (мусульманском приходе) г. Казани. В 1850 г. молодой учё-
ный приступил к исполнению своих обязанностей и зани-
мал обе должности до конца жизни, хотя в 1854 и 1874 гг. его
дважды временно отстраняли от службы. Признанием глубо-
ких богословских познаний Марджани стало возложение на не-
го в 1860 г. обязанности контролировать точность текста казан-
ских изданий Священного Корана.
§ 4. Выдающиеся исламские учёные России 355
356 Глава 10. История развития исламской мысли
Религиозно-правовые взгляды учёного опирались на чёткое
представление об основах и принципах исламского вероучения
и Шариата, почерпнутое из трудов ранних мусульманских улемов.
В связи с этим Марджани не мог удовлетвориться «застывшими»
нормами догматического богословия, сторонники которого от-
рицали иджтихад — самостоятельное исследование религиозно-
правовых вопросов на основе текстов Корана и Сунны. Он считал,
что двери иджтихада открыты для каждого учёного, обладающего
достаточными знаниями в области шариатских наук. В результа-
те он постоянно подвергался критике и нападкам со стороны сто-
ронников слепого следования традиции, которые не были готовы
и не имели желания отвечать на вызовы времени.
Многие книги Марджани представляют собой полемические
трактаты, содержащие ответы его оппонентам и разъяснение раз-
личных богословских вопросов. Большинство трудов учёного бы-
ло написано на арабском языке. Особое место среди них занимает
многотомный историографический труд «Достаточное о предках
и приветствие потомкам», посвящённый биографиям мусульман-
ских деятелей, который автор так и не успел завершить.
Прогрессивные идеи Шигабутдина Марджани дали толчок
развитию исламской мысли во всех мусульманских регионах Рос-
сии. Переосмысление традиции открывало широкие перспекти-
вы перед мусульманской уммой, однако для достижения види-
мых результатов было недостаточно усилий лишь нескольких
учёных. Должны были пройти годы для того, чтобы новое миро-
восприятие нашло поддержку у широких слоев мусульманского
общества. Видимо, именно поэтому сам Марджани на практике
внедрял свои реформаторские идеи с большой осторожностью.
Гатаулла Баязитов — учредитель первой татарской газеты. Вид-
ный мусульманский богослов, общественный деятель и просве-
титель Гатаулла Баязитов (1847–1911) родился в деревне Тюмен-
су Рязанской губернии в семье преподавателя медресе. Получив
начальное образование в медресе своего отца, он поступил
в медресе Баймурад в деревне Чутай (недалеко от г. Касимо-
ва). Позднее он продолжил религиозное образование в Татарии.
Вернувшись в родной уезд, Баязитов некоторое время прора-
ботал в медресе Баймурад, а в 1871 г. ему доверили возглавить
Второй мусульманский приход в Петербурге.
Переезд в столицу сыграл решающую роль в жизни провин-
циального имама. Он изучил русский язык, получил возмож-
ность общаться со столичной интеллигенцией. Благодаря своим
глубоким и разносторонним познаниям, честности и другим до-
стойным качествам он очень скоро завоевал уважение не только
мусульман-прихожан, но и государственных чиновников. Позд-
нее он был назначен на должность военного ахунда, состоял пе-
реводчиком при Министерстве иностранных дел, преподавал
основы ислама и тюркские языки в разных учебных заведениях.
Известность Г. Баязитову принесли его исследования по
исламу, опубликованные на русском языке, а впоследствии
переведённые на турецкий и французский языки. В издан-
ной в 1883 г. книге «Возражение на речь Эрнеста Ренана (Ис-
лам и наука)» он убедительно доказывал, что ислам не проти-
воречит логике здравого мышления и не боится ответов науки.
Дальнейшее развитие эти идеи получили в работе «Отношение
ислама к науке и иноверцам» (1887), в которой автор показал,
что веротерпимость мусульман — один из основополагающих
принципов их религии, а не приспособление к изменившимся
условиям жизни.
В 1898 г. вышла его книга «Ислам и прогресс», в которой
Г. Баязитов обобщил свои взгляды на место ислама в мировом
пространстве. Он ещё раз убедительно показал, что ислам не
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.