Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
поддержкой учёных в ряде мусульманских стран.
Суфизм и суфийские тарикаты. Во второй половине VIII века
в мусульманском мире началось формирование мистико-ас-
кетического направления, которое стало известно как суфизм.
Многие суфийские авторы связывают происхождение этого
термина со словом сафа («чистота») или выражением ахль ас-
суффа («люди навеса»), которое применялось по отношению
к неимущим сподвижникам, проживавшим в мечети Пророка.
Некоторые западноевропейские учёные полагали, что этот тер-
мин произошёл от греческого слова софиа, означающего «муд-
рость». Согласно самому распространённому мнению, суфии
получили такое название, потому что носили грубые одежды
из шерсти (араб. суф — «шерсть»).
В омейядский и ранний аббасидский периоды в мусульман-
ском мире появились аскеты и подвижники, всецело посвящав-
шие себя поклонению и стремившиеся к духовному очищению
путём отказа от земных благ. Распространение этого движения
можно расценивать как результат влияния других вероиспове-
даний (в частности, христианского монашества) и реакцию про-
тив отступления многих мусульман от скромного образа жиз-
ни, характерного для периода сподвижников.
Однако термин «суфизм» возник не раньше первой по-
ловины IX века. В течение того же столетия велась активная
разработка теории и практики суфизма. Большой вклад в это
внесли Шакык аль-Балхи (ум. 810), аль-Харис аль-Мухасиби
(ум. 857), аль-Джунейд аль-Багдади (ум. 910), Абу Язид аль-
Бистами (ум. 875) и другие мистики. Большая заслуга в пе-
реосмыслении идей суфизма принадлежит Абу Хамиду аль-
Газали (1058–1111). Оправдывая многие аспекты суфийской
практики, он выступил против элементов пантеизма в идео-
логии отдельных мистиков.
В XII–XIII вв. суфизм превратился в важный элемент му-
сульманского общества в целом. В тот период начинают за-
рождаться суфийские ордены (тарикаты), которые обычно на-
зывались по именам своих духовных учителей. Некоторым
тарикатам удалось приобрести большое влияние не только на
народные массы, но и на правителей, благодаря чему они полу-
чили большое распространение.
Важное место в суфийской теории и практике занимает по-
читание духовных наставников — муршидов. От их учеников
(мюридов) требуется выполнение нелёгких требований аске-
тической этики и практики при беспрекословном повиновении
муршиду. Наиболее авторитетных суфийских шейхов называ-
ют «угодниками» (вали), а вершину духовной иерархии занима-
ют «божественные полюса» (кутб). Шейхам приписываются не-
погрешимость, способность к сверхъестественным поступкам
(карамат), толкованию «скрытого» смысла канонических тек-
стов, непосредственному контакту с Аллахом и т. п. Их захоро-
нения являются объектами паломничества, где их почитатели
испрашивают благодать (баракят) и ищут исцеления.
С самого появления суфизм выступал как крайне неоднород-
ное направление, объединяющее как умеренные, так и «крайние»
§ 2. Основные течения и направления в исламе 347
348 Глава 10. История развития исламской мысли
группировки. Богословско-философские и общественно-поли-
тические взгляды суфийских тарикатов сильно разнятся. Они
развивались под влиянием различных социально-политических
условий, в ходе непрекращающегося противостояния со сторон-
никами хадисов и различными школами калама.
В современном мире позиции суфийских тарикатов значитель-
но ослаблены, что отчасти связано с секуляризацией обществ и из-
менением хозяйственных отношений. Тем не менее суфийские шей-
хи сохраняют авторитет и влияние в ряде стран Северной Африки,
Центральной Азии, Пакистане, Индии и т. д. В России многочис-
ленные последователи ряда тарикатов (накшбандийя, шазилийя,
кадирийя, сухравардийя и других) имеются на Северном Кавказе.
§ 3. Основные религиозно-правовые школы в исламе
Причины возникновения мазхабов. С самого начала исламского
призыва мусульмане проявляли большой интерес к обществен-
ным дискуссиям и обсуждению различных аспектов повседнев-
ной жизни и религиозной практики. Перед общиной постоянно
возникали достаточно сложные правовые вопросы, которые тре-
бовали тщательного анализа и правильного решения. Усилиями
богословов, собиравших, систематизировавших и анализировав-
ших наследие Пророка, создавалась система предписаний, опре-
деляющих мировоззрение, нравственный облик и поведение му-
сульман. Эта религиозно-правовая система получила название
Шариат (от араб. шараа — «направлять прямо», «наводить»).
В крупных городах вокруг известных учёных возникали
кружки, объединявшие их учеников и соратников. Эти учёные
вырабатывали собственные принципы обобщения и анализа
канонических текстов, извлечения из них правовых положений
и практических рекомендаций. Эти принципы легли в основу
религиозно-правовых школ — мазхабов.
Мазхабы, как правило, назывались по именам их основате-
лей. Наибольшую известность получили четыре суннитских (ха-
нафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский), а так-
же ряд шиитских (джафаритский, зейдитский, исмаилитский)
мазхабов. Немало последователей было у мазхабов аль-Аузаи
(ум. 773), аль-Лейса бин Саада (713–791), Суфьяна ас-Саури
(715–778), однако они не получили распространения.
Последователей четырёх суннитских мазхабов называют
приверженцами Сунны и единой общины (ахль ас-сунна ва-
ль-джамаа). Различия между ними касаются, главным обра-
зом, второстепенных вопросов религии и во многом объясня-
ются тем, что на раннем этапе развития правоведения сведения
о практике Пророка оказались разбросанными по всему Хали-
фату вместе со сподвижниками.
Во второй половине II века хиджры, когда возрос интерес
к путешествиям в поисках знаний, мусульманские богосло-
вы получили возможность исследовать религиозное наследие
Пророка целиком. Несмотря на это, по ряду вопросов учёные
придерживались разных мнений, что объяснялось различным
пониманием отдельных текстов или соотнесением их с вырабо-
танными принципами правоведения.
Разногласия по вопросам права вызывали интересные дис-
куссии, но не перерастали во взаимную вражду. Со временем
сложился этикет разногласий, поддерживающий плюрализм
мнений в мусульманской общине. Благодаря этому Шариат стал
не сводом догм и правил, не подлежащих обсуждению, а систе-
мой предписаний, выработанных на основе живой традиции
иджтихада. Именно такой взгляд на мусульманское право поз-
волял — и позволяет по сей день — богословам принимать ре-
шения, соответствующие историческим реалиям и уровню раз-
вития общественных отношений.
Абу Ханифа и куфийская школа. Одним из первых мазхабов, сло-
жившихся в мусульманском мире, было религиозно-правовое
учение имама Абу Ханифы ан-Нумана бин Сабита. Он родился
в иракском городе Куфа в 699 г. Его дед был родом из Афганиста-
на и принял ислам, а его отец встречался с праведным халифом
Али бин Абу Талибом, и тот помолился за него и его потомков.
Абу Ханифа вырос в родном городе и в детстве был свиде-
телем приезда туда Анаса бин Малика. В тот период в Куфе жил
другой славный сподвижник Абдаллах бин Абу Ауфа. Несмотря
на это, он не рассказывал ни одного предания из уст сподвиж-
ников, и поэтому его не относят к поколению их учеников.
Абу Ханифа обучался у величайших богословов своего вре-
мени, таких как Катада и аз-Зухри. Он прославился не толь-
ко своими глубокими познаниями, но и прекрасным нравом.
§ 3. Основные религиозно-правовые школы в исламе 349
350 Глава 10. История развития исламской мысли
О его милосердии, терпении и благочестии рассказывали мно-
гие его современники. Он не любил говорить понапрасну и час-
то предавался размышлениям, но вместе с тем был приветли-
вым и дружелюбным человеком.
Несмотря на большую известность, он сам обеспечивал свою
семью, продавая шелка, и не искал возможности приблизиться
к правителям. Своим аскетизмом Абу Ханифа подал прекрас-
ный пример многим поколениям учёных и праведников. Когда
наместник Куфы предложил ему должность судьи, он отказал-
ся заниматься государственными делами, опасаясь ответствен-
ности и искушения земными благами, и даже наказание плетью
не заставило его изменить своё решение.
Прекрасное знание Корана, арабского языка и решений, кото-
рые выносили его предшественники, позволили Абу Ханифе до-
стичь больших высот в богословии. Опираясь на аяты Корана и ха-
дисы Пророка, он успешно разрешал многие спорные проблемы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.