Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
сан бин Али, которого некоторые исследователи считают пятым
праведным халифом. С передачей власти Муавии бин Абу Су-
фьяну начался период правления династии Омейядов, и с тех
пор власть в Халифате стала передаваться по наследству.
В эпоху правления Умара бин аль-Хаттаба территориальные
единицы были сгруппированы в компактные провинции и ста-
ли управляться наместниками (вали), была создана система ша-
риатских судов, возглавляемых кади. Поначалу халиф и его на-
местники, следуя примеру Посланника Аллаха, самостоятельно
выносили судебные приговоры и решения, но многочислен-
ные государственные обязанности отнимали у них много вре-
мени, и тогда было принято решение передать эти полномочия
кади. Кади назначались непосредственно халифами и сохра-
няли независимость от местных властей. Для принятия слож-
ных решений они обращались за советами к правоведам, и их
самостоятельные суждения не считались прецедентами для их
преемников, поскольку главными источниками права были
только Коран и Сунна.
Фискальная политика праведных халифов целиком опира-
лась на предписания Пророка. Мусульмане выплачивали только
закят, а последователи других верований облагались подушной
податью (джизья), которая гарантировала им неприкосновен-
ность жизни и имущества. Если захваченные в результате бое-
вых походов земли сдавались в аренду местному населению, то
с них собирали поземельный налог (харадж) в размере опре-
делённой части урожая. В период правления Умара в ряде об-
ластей Халифата начали чеканить серебряные дирхемы, на ко-
торые наносили разные формулы прославления Аллаха.
Помимо этого, была учреждена государственная казна
(бейт аль-мал), организована почтовая служба. По примеру ви-
зантийских наместников Умар приказал создать государствен-
ные реестры (диваны), включавшие имена военнослужащих
и нуждающихся. В Ираке диваны составлялись на персидском
языке, а в Шаме — на греческом. Жёны Пророка, выдающиеся
сподвижники, семьи погибших мусульман и другие категории
лиц получали пенсионы из государственной казны.
По инициативе Умара в приграничных областях Халифата
были созданы военные гарнизоны, началось строительство но-
вых городов. Были основаны города Фустат, Куфа и Басра, ко-
торые сыграли важную роль в ранней истории Халифата. Базой
для военных походов на Южный Кавказ служил город Мосул,
основанный мусульманами на берегу Тигра.
В период праведных халифов были заложены основы для
дальнейшего экономического, социального и культурного раз-
вития Халифата. За короткий срок мусульманская община, не
имевшая ни организованной армии, ни развитой экономики, ни
единой государственной системы, превратилась в сильное го-
сударство, способное поддерживать внутриполитическую ста-
бильность и защищать свои интересы.
Ранний этап развития мусульманского богословия. При жизни
Пророка Мухаммада мусульмане, сталкиваясь с вопросами, ка-
савшимися повседневной жизни и общественных отношений,
обращались за советами к нему. Он разъяснял не только поло-
жения, связанные с религиозной практикой и вероучением, но
и правовые нормы, регулирующие поведение человека и обще-
ственное устройство. После смерти Пророка сподвижникам
пришлось самостоятельно решать сложные вопросы в таких
сферах, как общественные отношения, социальная и экономи-
ческая политика. Главными источниками мусульманского пра-
ва, как и при жизни Пророка, оставались Коран и Сунна. Ос-
мысление этих канонических текстов требовало глубокого
понимания целей религиозного закона и знания методов его
претворения в жизнь.
Пророк часто советовался со своими сподвижниками, обу-
чал их тому, как принимать правильные решения и разрешать
проблемы. Несмотря на это, на учёных сподвижниках лежа-
ла нелёгкая задача систематизировать эти знания. Тех, кто умел
делать правильные выводы из аятов Корана и слов Посланни-
ка, называли факихами (от араб. факиха — «понимать»). Этим
сподвижникам и их ученикам принадлежит заслуга в создании
мусульманского правоведения (фикх) — одной из важнейших
теологических наук.
По мере развития общественных отношений возникало не-
мало вопросов, на которые нельзя было найти прямых отве-
тов в Коране и Сунне. В таких случаях сподвижники прибега-
ли к иджтихаду — самостоятельному суждению по отдельным
§ 1. Исламская мысль в период праведных халифов 337
338 Глава 10. История развития исламской мысли
религиозно-правовым вопросам. Примером иджтихада было
решение халифа Абу Бакра о собрании единого свитка Корана
и уничтожении всех остальных рукописей, чтобы впоследствии
никто не мог притязать на знание отрывков, якобы не вошед-
ших в канонический текст Корана.
Характерной чертой исламской мысли периода праведных
халифов было всецелое обращение к Писанию Аллаха и насле-
дию Пророка. Сподвижники воздерживались от высказывания
собственного мнения по многим сложным вопросам и стара-
лись не делать этого без предварительного обсуждения с ос-
тальными учёными. Благодаря этому по многим вопросам ав-
торитетные сподвижники приходили к согласию (иджма),
и впоследствии их единое мнение принималось за третий весо-
мый аргумент после Корана и Сунны.
В период праведных халифов исламская мысль не носила
чисто теоретический характер. Сподвижники уделяли большое
внимание как духовному воспитанию личности посредством
поклонения и совершения богоугодных поступков, так и уста-
новлению социальной справедливости путём построения спра-
ведливого государства. Знания приобретали ценность только
тогда, когда они воплощались в благочестие и побуждали че-
ловека обучать им других. Благодаря этому сподвижникам уда-
лось построить общество, в котором каждый, независимо от его
происхождения, цвета кожи или вероисповедания, имел равные
возможности добиться успеха благодаря своим способностям.
В последующие века исламская мысль прошла несколько
этапов развития, была систематизирована, однако именно эпо-
ха праведных халифов вошла в историю как «золотой век» ис-
лама, поскольку именно в тот период мусульмане воплощали
в жизнь принципы веры полностью и оберегали устои справед-
ливого общественного порядка должным образом.
Выдающиеся учёные среди сподвижников. Сподвижники Пророка,
принимая решения по вопросам религии и права, стремились воз-
ложить эту ответственность на самых знающих среди них. До наших
дней дошли религиозные решения (фатва) свыше 130 сподвижни-
ков, среди которых особо выделяются семеро: Умар бин аль-Хаттаб,
Али бин Абу Талиб, Абдаллах бин Масуд, мать правоверных Аиша,
Зейд бин Сабит, Абдаллах бин Аббас и Абдаллах бин Умар.
Праведные халифы были ближайшими соратниками Пос-
ланника Аллаха, и сподвижники прислушивались к их мнениям
и отдавали им предпочтение перед суждением остальных учё-
ных. Абу Бакр ас-Сыддик отличался всесторонним знанием Ша-
риата и правильным пониманием его сути и предназначения.
Его взвешенные и справедливые решения в сложный для му-
сульманской общины период предотвратили её раскол и удер-
жали от вероотступничества бедуинов, обратившихся в ислам
незадолго до кончины Пророка.
Умар бин аль-Хаттаб был известен своей проницательнос-
тью и решимостью. Несколько раз он обращался к Посланнику
Аллаха с предложениями, которые совпадали с ниспосланными
позже кораническими предписаниями. Это относится, в час-
тности, к ношению женщинами покрывала и запрету на упот-
ребление алкогольных напитков. В одном из хадисов говорит-
ся: «В общинах, которые были до вас, были люди, говорившие
по внушению, и если такой человек есть среди моих последова-
телей, то это Умар». За годы своего правления Умар внёс боль-
шой вклад в развитие исламского богословия и распростране-
ние знаний о Священном Коране во всех областях Халифата.
Али бин Абу Талиб славился глубокими познаниями в об-
ласти мусульманского права, и принятие важных решений не
обходилось без его участия. Умар говорил: «Али выносит судеб-
ные решения лучше каждого из нас». Рассказывают, что Умар
просил Аллаха уберечь его от сложных вопросов, которые были
бы не под силу Али. Когда весть о гибели Али дошла до Муавии
бин Абу Суфьяна, тот, несмотря на существовавшие между ни-
ми разногласия, сказал: «Со смертью Али бин Абу Талиба исчез-
ли знания о религии и наука».
Одним из самых знающих сподвижников был Зейд бин Са-
бит. По приказу Посланника Аллаха он изучил древнееврейскую,
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.