Х. Льоренте - История испанской инквизиции. Том I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История испанской инквизиции. Том I"
Описание и краткое содержание "История испанской инквизиции. Том I" читать бесплатно онлайн.
Книга Х. А. Льоренте «История испанской инквизиции» сразу после первой публикации в Париже (1817) была переведена на несколько языков и выдержала ряд изданий. Причина такого интереса к работе Льоренте, секретаря испанской инквизиции, заключается, несомненно, в обилии подлинного фактического материала, легшего в основу книги. Внимательно изучив архивные документы, церковные летописи и мемуары современников, автор сумел создать полную и правдивую историю святого трибунала со времени его возникновения и до начала XIX века. Эта интереснейшая историческая эпоха всегда привлекала внимание как специалистов, так и широкого круга читателей. На русском языке книга Льоренте была опубликована в 1936 году с изъятием ряда глав. В данном издании текст восстановлен полностью.
494
См.: Ортис де Суньига. Летопись Севильи. Кн. 12.
495
Кольменарес. История Сеговии. Гл. 34; Пинель де Монрой. Жизнь первого маркиза де Мойи. Кн. 12. Гл. 16.
496
Вероятно, следует читать: не зажигает света в своем доме с пятницы с вечера.
497
По-еврейски «йом-кипур» — день покаяния.
498
Тышри — седьмой месяц библейского и первый месяц гражданского года.
499
Пост Эсфири совершается 13 адара в память поста, наложенного царицей на себя, на слуг и на всех евреев города Шушана; настоящим праздником являются дни 14 и 15 адара, которые были назначены как «дни пиршества и веселия»; в это время раздаются дары друзьям и милостыня беднякам; праздник называется пурим от слова pur, то есть жребий, так как Гаман метал жребий, назначая наиболее подходящий день для истребления евреев.
500
Ассур — имя персидского царя, переданное таким образом в Вульгате. В русской Библии он назван Артаксерксом. Можно предполагать, что здесь подразумевается Артаксеркс (Артакшарша) из династии Ахеменидов (471–424 гг.).
501
Ребиаш — извращенное слово; в еврейском языке такого слова нет; по-видимому, речь идет о тише-беов.
502
Это разрушение Иерусалимского храма относится к 587 г. до н. э. Навуходоносор — вавилонский царь Набукудур-уссур (606–562 гг. до н. э.).
503
Это второе разрушение храма произошло в 70 г. н. э. при римском императоре Веспасиане (69–79 гг.) и было совершено его сыном Титом, который впоследствии стал императором (79–81 гг.). В Иерусалиме в переулке позади мечети Омара сохранились остатки древнего фундамента, которые евреи считают за остатки первого (Соломонова) или второго (Эздрина) храма и называют их Стеною плача.
504
Ошибка: не в десятый день, а в пятнадцатый.
505
Маккавеи — дети Маттафии Маккавея, восставшего против Антиоха IV Епифана, царя сирийского из династии Селевкидов (174–164 гг. до н. э.). Маккавеи произошло от еврейского прозвища махав (молот). При сыне Маттафии Симоне Иудея в 143 г. до н. э. стала самостоятельным княжеством, а с его внука Иоханана Гиркана I (136–107 гг. до н. э.) началась царская династия Асмонеев (Гашмоним), окончившаяся в 30 г. до н. э.
506
Bahara. — Такого слова нет; нужно читать бехарот — славословия, благодарственные и хвалебные молитвы, начинающиеся словами: «Благословен ты, Господи».
507
Псалтирь разделена христианами на двадцать кафизм, или сидений (потому что при чтении псалмов за церковной службой монахам разрешалось сидеть), а каждая кафизма — на три славы. После ряда псалмов следуют малое славословие («Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь») и несколько молитв; затем идут опять псалмы — второй славы и третьей славы.
508
Обрезание крайней плоти (circumcisio praeputii) считается обычно обрядовой принадлежностью еврейской религии. При этом забывают, что обрезание соблюдают также и мусульмане всех народностей. Обрезание совершалось древними египтянами и теперь принято у абиссинцев, предки коих вышли из Южной Аравии. Трудно сказать, семитический ли это обычай, но, во всяком случае, он не специфически еврейский. Любопытно, что в металлический период, когда в Египте от бронзовой эпохи перешли уже к железной, для обрезания все еще употреблялись каменные ножи. Пережиток употребления кремневых орудий неолитической эпохи для ритуальных целей наблюдается и у других народов и вызван, очевидно, суеверным уважением к их древности. По словам Эберса, почти все исследованные египетские мумии, из которых некоторые относятся к периоду за 3000 лет до нашей эры, оказались обрезанными. Ныне этого обычая придерживается большинство малайских племен на островах Океании и Австралии, а арабы перенесли его в среду и некоторых северных народов. Характерно, что из всех магометанских народов только одни татары совершают обрезание на первом году жизни; остальные — в годы начала половой зрелости, что, быть может, стоит в связи с доисторическим возрастным делением. По определению немецкого антрополога и врача Германа Плосса, до 200 миллионов людей в конце XIX в. соблюдали обряд обрезания, употребляя для этого самые разнообразные способы.
509
Гороскоп — написанное особым образом предсказание судьбы, ожидающей новорожденного, составленный астрологом по наблюдению над положением светил в момент рождения.
510
Фигурально (в изображении, in effigie) сжигали или заочно осужденных, или умерших.
511
Мариона. История Испании. Кн. 24. Гл. 17.
512
Таблада (tablada) — помост.
513
Кемадеро (quemadero) — площадь огня.
514
После опубликования этого тома меня уверяли, что лица, присужденные к сожжению, только привязывались к статуям четырех пророков, а не замуровывались внутри их. Андрее Бернальдес, современный писатель и очевидец, от которого я почерпнул этот факт, не выражается достаточно ясно, чтобы рассеять все наши сомнения. Однако я очень охотно допускаю новое сообщенное мне мнение как менее противоречащее законам гуманности.
515
Писатель, скопировавший эту буллу из сборника, составленного в 1566 году Франциском Гонсалесом де Лумбрерасом, ошибся насчет даты этого бреве, проставив 1481 год — время менее всего верное, потому что приводимые в нем факты не могли иметь место с тех пор, как инквизиторы вступили в должность. Эти ошибки в дате иногда зависят от способа исчисления годов понтификата, которые начинались с самого дня избрания пап. Бреве, о котором идет речь, было отправлено на одиннадцатом году папства Сикста IV, которое началось 9 августа 1471 года, и, следовательно, истинную дату этого документа надлежит отнести к 29 января 1482 года Та же двусмысленность наблюдается во многих других бреве, которые я буду иметь случай цитировать; я предупреждаю об этом читателя, чтобы он не удивлялся разнице, которую заметит между датами этой Истории и датами собрания Лумбрераса, которым я пользовался.
516
Епархиальный благочинный по уставу приглашался на заседания инквизиционного трибунала (часто, однако, устав не соблюдался).
517
Александр VI — папа (1492–1503 гг.).
518
Церковь Св. Пракседы упоминается уже в начале VI в. Папа Пасхалий I — (817–824 гг.) выстроил новую.
519
Капеллан — настоятель домовой церкви замка или дворца, совершающий богослужения в домовой церкви, часовне или молельне.
520
Эвора — город в Португалии.
521
Иннокентий VIII — папа (1484–1492 гг.).
522
Сьюдад-Реаль — город в испанской провинции Новая Кастилия (название его значит «королевский город»).
523
Верховный совет — см. примеч. 821.
524
Хунта — собрание, заседание.
525
Намек на события, рассказанные в Евангелии от Иоанна.
526
Стефан VI — папа (896–897 гг.), римлянин, вырыл тело папы Формоза, велел палачу отрезать ему голову и изувеченный труп бросить в Тибр. Этот поступок возмутил народ; Стефана заковали в цепи и бросили в тюрьму, где он был удавлен.
527
Формоз — папа (891–896 гг.), вынес посмертное осуждение Константинопольскому патриарху Фотию, который умер 6 февраля 891 г.
528
Диего Деса — второй главный инквизитор Испании (1499–1506 гг.).
529
Сардиния — остров на Средиземном море, между Корсикой и Сицилией, с главным городом Кальяри, ныне принадлежит Италии. С 1297 по 1714 г. принадлежал Испании.
530
Протонотарий королевства — государственный секретарь.
531
Великий законник Арагона — высший магистрат, обязанный стоять на страже арагонских вольностей, так называемых фуэрос. В 1591 г. испанский король Филипп II (1556–1598 гг.) уничтожил эту должность вследствие восстания, поднятого тогдашним великим законником Мартином де ла Нуса. Филипп подступил к Сарагосе с войском и приказал обезглавить де ла Нуса.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История испанской инквизиции. Том I"
Книги похожие на "История испанской инквизиции. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Х. Льоренте - История испанской инквизиции. Том I"
Отзывы читателей о книге "История испанской инквизиции. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.