Х. Льоренте - История испанской инквизиции. Том I

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История испанской инквизиции. Том I"
Описание и краткое содержание "История испанской инквизиции. Том I" читать бесплатно онлайн.
Книга Х. А. Льоренте «История испанской инквизиции» сразу после первой публикации в Париже (1817) была переведена на несколько языков и выдержала ряд изданий. Причина такого интереса к работе Льоренте, секретаря испанской инквизиции, заключается, несомненно, в обилии подлинного фактического материала, легшего в основу книги. Внимательно изучив архивные документы, церковные летописи и мемуары современников, автор сумел создать полную и правдивую историю святого трибунала со времени его возникновения и до начала XIX века. Эта интереснейшая историческая эпоха всегда привлекала внимание как специалистов, так и широкого круга читателей. На русском языке книга Льоренте была опубликована в 1936 году с изъятием ряда глав. В данном издании текст восстановлен полностью.
602
Дон Фернандо Вальдес — восьмой главный инквизитор Испании (с 20 января 1547 г. по сентябрь 1566 г.), умер 2 декабря 1568 г.
603
Лувен (по-немецки Левей) — бельгийский город, некогда столица герцогства Брабант, торгово-промышленной области. Лувенское сукно пользовалось большой известностью, и оживленные международные торговые сношения способствовали тому, что Лувенский университет стал очагом «возрожденного» католицизма. В начале XVI в. в университете насчитывалось до 6 тыс. студентов. Эразм Роттердамский организовал здесь коллегию трех языков (латинского, греческого и еврейского) и мечтал о превращении университета в центр гуманистического движения. Однако победа Испании в этой части Нидерландов подавила всякое проявление умственной свободы в Брабанте и особенной тяжестью легла на университет. От каждого поступавшего студента требовалась клятва ненависти к ереси. Был основан особый курс «опровержения еретиков», и число студентов в университете быстро уменьшилось. Изучение постановлений Тридентского собора стояло в центре всех занятий. С XVII в. Лувенский университет стал оплотом церковной реакции, и в нем безраздельно господствовали иезуиты и доминиканцы.
604
Филипп II — король Испании (1556–1598 гг.), см. примеч. 897.
605
Карл III — король Испании (1759–1788 гг.), см. примеч. 1053.
606
Бенедикт XIV — папа (1740–1758 гг.), итальянец, из известной болонской семьи Ламбертини, кардиналом был с 1731 г. В годы его папства торговая буржуазия уже приобрела значительное влияние даже в отсталых государствах Западной Европы, и Бенедикт XIV вынужден был смягчать суровые требования папства в отношении свободомыслия и всяких религиозных течений. Этим объясняются его конкордаты с Испанией, Португалией, Неаполем и Сардинией, предоставлявшие сравнительно широкие права патроната светской власти. Он старался также в некоторых вопросах быть независимым от иезуитского ордена И высказал свое неодобрение его миссионерской политике. Попытка Бенедикта XIV реорганизовать орден не имела успеха, так как в общем папа был недостаточно тверд и находился все же под влиянием иезуитов, отдельные действия которых он критиковал.
607
Нарвал (рогозуб, monodon monoceros) — зубастый кит, по-французски «licorne de mer» (морской единорог). Единорог — мифическое существо; его изображение — животное вроде оленя (с одним рогом на лбу) — употреблялось в геральдике. Этот же термин «licorne» прилагается также к ископаемым бивням мамонтов и слонов. Неизвестно, что подразумевал здесь автор: клык нарвала или обломок ископаемого бивня слона.
608
Мондоньедо — город в испанской провинции Галисия.
609
Чиновник святого трибунала. — Все лица, причастные к службе в инквизиции кроме домашней прислуги инквизиторов, разделялись на три разряда: 1) должностные лица (officiale) — секретари, приемщики, смотрители тюрем и т. д.; 2) служащие (empleados) — писцы и другие канцелярские работники на вторых ролях; 3) чиновники (familierares) — самая неопределенная по составу группа лиц, причастных к инквизиции. Чиновниками они могут быть названы потому, что пользовались привилегиями служебного персонала инквизиции. Исполняли же они разные обязанности: и временных комиссаров инквизиции, и эскорта (конного и пешего) инквизиторов в их поездках, и вообще охранников, а также добровольных шпионов. Они получали от инквизиции жалованье. Затем на службе инквизиции были рядовые стражники и сыщики, так сказать, внешняя и внутренняя полиция для черной работы. В общем весь состав служебного персонала инквизиции представлял довольно внушительную силу.
610
«Жиль Блаз де Сантильяш» — см. примеч. 1150.
611
Что смеешься? (Quid rides?) — слова Горация, римского поэта (64 — 7 гг. до н. э.), современника римского императора Августа.
612
«Корнелия Борорквиа» — см. текст, где говорится о казни Марии Корнель и Марии Бооркес.
613
Марсель — город во французском департаменте устья Роны, коммерческий порт на Средиземном море. Основан греками, выходцами из малоазиатского города Фокея, в VI в. до н. э. Находился в дружеских сношениях с римлянами во II в. до н. э.; во времена империи римляне завладели городом. Присоединен к Франции в 1481 г.
614
Генеалогия — см. примеч. 1125.
615
Символ веры, начальное слово коего Верую (Credo); разделяется на двенадцать членов, содержащих существенные догматы христианской веры, признаваемые католичеством и православием (с разницей в восьмом члене).
616
Заповеди десятисловия — десять заповедей Моисеева закона, принятые христианством.
617
Мадрид — третья (по времени) столица Испании, с 1580 г.
618
Филиппинские острова — архипелаг в Тихом океане, к югу от Формозы и к северу от Борнео, открыт в 1521 г.
619
Картахена в Вест-Индии (Carthagena de las Indias) — город в Южной Америке, в Колумбии, порт на островке Антильского моря, основан в 1533 г. испанцем Педро де Эредиа.
620
Дроковая веревка — см. примеч. 1142.
621
Зеленый воск. Зеленый цвет считается в христианстве обыкновенно цветом надежды. В пятницу вспоминается в христианстве крестная смерть Христа, с которой связана надежда на «спасение» верующих. Поэтому за службами Великой пятницы (на Страстной неделе, перед Пасхой) — за вечерней и утренней — в церкви часто употребляются свечи из зеленого воска. По той же причине такие свечи имели в руках кающиеся, надеющиеся на радость прощения грехов.
622
См. статью четвертую этой главы.
623
Монашеский орден милосердия или искупления был учрежден в Барселоне французом Пьером де Нолаксом. Он подчинялся правилам св. Августина.
624
Блаженство в будущей жизни — составная часть веры в загробную жизнь, которая, в свою очередь, является одним из догматов католической Церкви. В основе этой веры, свойственной в той или иной форме самым различным религиям, лежит представление о бессмертии души.
625
Александрийский стих — любимый в прежней и отчасти современной французской поэзии размер стихосложения. В нем обыкновенно чередуются строки в тринадцать и двенадцать слогов, с женской и мужской рифмами.
626
Крест св. Андрея — иначе косой крест, крест в форме латинской буквы X (икс). Название происходит от формы креста, на котором был распят апостол Андрей Первозванный в г. Патрах, в Греции, в I в. н. э.
627
Парамо. О происхождении инквизиции. Кн. 2. Отд. II. Гл. 10.
628
Сурита. Летопись Арагона. Кн. 8. Гл. 34; кн. 9. Гл. 26.
629
Педро Мартир д'Англериа — см. примеч. 850.
630
Лусеро (Lucero) — яркая звезда, обычно планета Венера, ярко светящаяся по вечерам во время своего восхождения над горизонтом в западной части неба.
631
См.: письма 333,334, 342,344 и 345.
632
Собрание законов 1550 года. 10-й закон.
633
Там же. 11-й закон.
634
Собрание законов 1550 года. 12-й закон.
635
Торрес. Исторические заметки.
636
Парамо. О происхождении инквизиции. Кн. 1. Отд. II. Гл. 6; Собрание законов 1550 года. 6-й закон.
637
Мессия (по-еврейски Машиах) значит то же, что греческое слово Христос, то есть помазанный.
638
Обетованная земля — название Кенаана, или Палестины, в Библии. Этим названием кроме евреев любят пользоваться протестанты.
639
Антонио Лебриха (1444–1522 гг.) — испанский литератор, получил образование в университетах Саламанки и Алькалы и был сотрудником кардинала Хименеса при издании им Библии-полиглотты. Оставил много сочинений, главнейшие из них: «Учебник латинской грамматики» («Institutio grammaticae latmae»), издан в Саламанке в 1481 г.; «Грамматика кастильского языка» («Grammatia sorbe la lengua castellana»), издана в 1492 г.; «Лексикон латино-испанский и испано-датинский», издан в 1492 г.; «Словарь гражданского права», издан в 1506 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История испанской инквизиции. Том I"
Книги похожие на "История испанской инквизиции. Том I" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Х. Льоренте - История испанской инквизиции. Том I"
Отзывы читателей о книге "История испанской инквизиции. Том I", комментарии и мнения людей о произведении.