Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
К сегодняшнему дню в КБ сложились проверенные на практике структура и порядки, накопился опыт работ в разных условиях. Главное – воспитались кадры, отдавшие свои знания новому виду машиностроения – танкостроению.
Своей работой и многолетней практикой КБ добилось определенного положения в оборонной промышленности и сейчас способно решать сложные задачи проектирования и изготовления современного танкового вооружения.
По своему характеру КБ-60М является той организацией, которая в известной степени определяет работу завода в целом и от качества его работы, инициативы работников, отношения к своим обязанностям, постановки работы и многого другого ведет завод к подъему или провалу.
Никакими средствами нельзя поднять работу завода, если мы с Вами дадим плохую конструкцию изделия, которое в будущем будет изготавливать завод. Результатом этого будет плохая слава всему коллективу завода. Поэтому кадры КБ-60М – есть главная забота руководства и общественных организаций завода.
Сейчас в КБ 239 человек. По штату должно быть 256. Некомплект 17 человек. Наличный состав КБ распределяется так:
Руководство: Морозов, Баран, Молоштанов и Бондаренко – 4 человека.
Руководители секторов и ведущие конструктора – 28 человек.
Конструкторы всех категорий – 166 человек.
Прочий состав – 41 чел.
Расстановка кадров в КБ сложилась в течение длительного времени и производилась исходя из объема работ, содержания, квалификации работ, желания работника и рекомендаций партбюро на расстановку членов КПСС.
Основное количество работников 139 человек сосредоточено в бюро нового проектирования, бюро серийного производства – 45, БЧХ, копировка и проч. – 38 , АУП и руководство – 17.
Общий процент конструкторов с высшим образованием составляет 44%, а для бюро нового проектирования – 65%. В этом отношении КБ-60М может быть отнесено к организациям с высоким уровнем квалификации работников со всеми вытекающими отсюда требованиями.
Ведущая часть КБ – это руководители секторов, представляющие ядро КБ. Они соответствуют своему назначению и распределяются в КБ следующим образом:
1. Новое проектирование – 14 человек.
2. Серийное производство – 10.
3. БЧХ – 4.
Несмотря на то, что КБ-60М является наиболее старым в области танкостроения и 31 человек его состава имеет стаж работы более 20 лет, основной состав, 110 человек являются работниками со стажем менее 3 лет. Причина этому были: переезд в Нижний Тагил и частичное их возвращение в Харьков, выделение в самостоятельные подразделения КБ-60Т, КБ-6, КБ-60А частично в КБ-60Л, выделение конструкторов на другие работы на заводе и вне завода, текучесть кадров.
В целом следует признать, что основной состав КБ составляет молодежь. Ведущая часть конструкторов и руководство КБ составляют старые кадры. Практически на их плечах лежит вся тяжесть ответственности за результаты работы КБ в целом.
Надо прямо сказать, что состав работников КБ не весь находится на уровне понимания поставленных перед ними задач, есть, попросту говоря, «балласт» и освободиться от него давно пора. КБ от этого только выиграет.
Партийный состав КБ: членов КПСС – 38 человек, кандидатов – 3.
Состав КБ по годам:
01.01.1955 – 119 человек.
01.01.1956 – 194, убыло 15.
01.01.1957 – 199, убыло 13.
01.01.1958 – 216, убыло 16.
01.01.1959 – 239, убыло 11.
Уволилось всего 55 человек. Причины были разные: 34 ушли с завода, а остальные перешли в другие цеха и отделы завода, были призваны в Советскую Армию, поступили на учебу и пр. В целом, уход молодых специалистов в значительной степени вызван тем, что завод не сумел обеспечить их жилплощадью и окладами.
Рост кадров в КБ осуществлялся в основном переводом работника на более высокую должность с одновременным повышением оклада.
За последние 4 года изменений в руководящей части КБ не было и это пока не вызывалось необходимостью. Технический рост кадров КБ в основном определялся выполняемой работой, много конструкторов повысили свою квалификацию и деловые качества. Попытка возложить развитие новой техники в КБ на т. Гаплевского – не дала результатов. За 2,5 года этот вопрос не сдвинулся и с мертвой точки. Одним из показателей проявления творческой инициативы работников КБ является, помимо их основной работы, участие в разработке рационализаторских предложений. За 1958 г. при плане дать условной экономии 400 тыс. рублей, на сегодня экономия составляет 629,5 тыс. рублей.
Выступали:
Белоусов:
– В КБ процветают родственные отношения, 17% коллектива так или иначе связаны родственными узами. Это Морозов, Волков, Горбачев, Молоштанов, Степанов, Гутниченко, Словиковский, Герасимов. Все это создает нездоровое отношение в коллективе.
Веселовский:
– Текучесть кадров может вспыхнуть из-за денег и жилищных условий. С жильем вообще плохо.
25.12.58.
Основные работы на 1959 г.:
Тема №1, ведет Омельянович.
Изд. «432» – скоростная.
Изд. «485» – на изд. «155»
Изд. «К-67» – под бульдозер.
Изд. «434» – под УТД, прорабатывать будет Митник.
Изд. «430» – доработка по результатам испытаний и др.
Глава 7. Выбор основного вооружения танка «430»
02.01.59.
Совещание у директора завода Лычагина по вопросу окончания сборки трех образцов изд. «430П». Присутствовали: Лычагин, Маляров, Чаромский, Баран, Зеест, Бабкин, Исаев, Дощечкин, Морозов, Браткевич, Коропов.
Сроки сдачи машин: №1–14.01, №2 – 17.01, №3 – 20.01. До 27.01. сдать все три образца Заказчику. На двигателях выходят из строя топливные трубки высокого давления и пружины насоса топливной аппаратуры. Бабкин просит двигатели к 10, 14 и 17. Директор эти сроки сокращает до 8, 12 и 15 января.
05.03.59.
В соответствии с Постановлением СМ № 505– 263 от 08.05.57. (НИР по созданию истребителя танков с ракетным вооружением тема №1), экспериментальный образец «431» должен быть готов к 4 кварталу 1959 г. Его ТТТ: вес 25..30 тонн, экипаж 3–4 человека, реактивных снарядов 15..20 штук. Мы предложили экспериментальный образец сделать на базе изд. «137». Маршал Гречко поставил срок – май 1959 г. Система управления и стабилизации поручена НИИ-58. С начала года НИИ-58 ведет работы по новой схеме – без теплопеленгатора. На наши запросы, ответа от ГКОТ и НИИ-58 по характеристикам пеленгатора не получили. Мы были вынуждены временно задержать выдачу чертежей в цеха.
Совещание в ГКОТ. Тема: «Просмотр результатов, полученных по работам РС». Присутствовал т. Устинов Д.Ф.
Руднев:
– Цель совещания: определить главное направление работ.
Устинов Д.Ф.:
– Прошло два года. Проделана большая работа, но можно сделать больше и лучше. Пока идем робко, в исканиях и не торопимся в изготовлении в металле. Причины – люди не были подготовлены заранее, не было стремления к решению стоящих задач, не было энтузиастов к переходу на новое вооружение. Надо применить нажим. Многие Главные конструктора сегодня продолжают считать себя «недозрелыми». Это вредит делу и замедляет темпы. Заграница работает напряженно и мы можем отстать. Помогаем КБ много, а результаты пока малые. Тратим колоссальные средства на базы и опытные работы, а отдачи нет. Никто не сказал, что Постановление Правительства будет выполнено. Неуправляемая реактивная система на дальность 1 км, никому не нужна (Бодров, НИИ-1). У противника РС, управляемая ракета по проводам, хорошо работает на 1,5 км. Надо, гонясь за простотой, не потерять главное – способность поражать цели. Через месяц заслушаем официально на ВПК, а потом – в ЦК. Никто нас в покое не оставит и спросят, за плохую работу будут наказывать, как за важные работы. Пока нет контакта в работах всех организаций. Друг другу не помогаем. Надо завершить работы в этом году. У нас пока ведутся поисковые работы. Окончательного решения по отдельным вопросам еще нет. Ни у кого еще нет отдачи. Вот Шавырину, много помогаем народом, деньгами, а они дали пока «Шмель» на 1,5 км с управлением по приводам. Нет даже предложений о сокращении сроков, а все «ноют» и требуют больших сроков. Танкисты тоже не «жнут» на РС «веников».
Я думаю, что в этом году можно закончить все работы, это должны понять Вы и Ваши коллективы. Отдачи от коллективов Нудельмана, Бодрова, Науменко пока нет. Тоже и танкисты, и пушкари. Все работают робко. Нам нужны комплексные испытания. Все требуют Постановления СМ, а иначе никто ничего не делает.
Через месяц Устинов собирается собрать у себя всех участников по этой теме, а затем, этот вопрос заслушать в ЦК КПСС.
Орловский ратует за переменный ток в машине порядка 400 герц.
Зверев:
– Дело значительно хуже, чем о нем докладывали. Надо улучшить взаимосвязи и помощь по кооперации. Все темы кончаются в этом году и ранее. Решений выносить не будем, а договариваться будем на местах и в Управлениях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.