» » » » Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век


Авторские права

Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век

Здесь можно скачать бесплатно "Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век
Рейтинг:
Название:
Русский анархизм и евреи. XIX-XX век
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1996
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"

Описание и краткое содержание "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать бесплатно онлайн.



Мы постарались дать в этой книге картину русского анархизма первой четверти ХХ века применительно к интересовавшему нас еврейскому вопросу.

Диапазон взглядов анархистов на проблемы еврейского народа поразительно широк: от крайнего антинационализма и космополитизма - до смыкания с еврейским национально- освободительным движением.

Не выдерживают критики утверждения некоторых авторов об антисемитском характере деятельности ряда анархистских повстанческих движений в России.

Идеологи классического анархизма были носителями интернационалистического мировоззрения, а в среде рядовых участников движения евреи играли одну из ведущих ролей. Первая анархистская группа, действовавшая на территории Российской империи, состояла исключительно из евреев, а российская анархистская пресса вела свое происхождение от газет и журналов, выходивших на языке идиш. Фактически российский анархизм зародился в среде еврейских рабочих-эмигрантов, покинувших пределы империи и обосновавшихся в странах Западной Европы. Огромную помощь им оказал мятежный князь П.А. Кропоткин.

Самое массовое народное анархистское движение в России в послереволюционный период - махновщина - также было тесно связано с беднейшими слоями еврейства. Интеллектуальная верхушка махновского повстанчества, в первую очередь, секретариат украинской анархо-синдикалистской конфедерации "Набат", почти полностью состояла из евреев. Здесь можно привести имена В.М.Волина (Эйхенбаума), А. Барона (Полевого), Марка Мрачного (Кливанского), Давида Когана, Льва Рубана, Ольги Таратуты, ЯАлого (Суховольского), И. Гутмана (или Готмана, он же Эмигрант), И.Теппера, Аккермана, Гофмана и других. В махновском Реввоенсовете и Культпросвет отделе было множество евреев, определявших идеологию самого повстанческого движения. Все руководство контрразведки махновцев также состояло из евреев: Я.Глазгон, Х.Цинцинер, Гордин, братья Л. и Д. Зиньковские (Задовы) и др. Интеллектуальный уровень анархистов теоретиков, принимавших непосредственное участие в повстанческом движении, был высок: например, Волин, например, одно время возглавлявший реввоенсовет, свободно разговаривал на 13 языках, был великолепным оратором, а, находясь в эмиграции, прекрасно чувствовал себя в любом обществе и вращался среди изысканной публики.






В 1919 году Винницкий обратился к командованию 3-й украинской армии с предложением сформировать отдельный полк из своих ребят и отправить на фронт для защиты Одессы.

К этому времени Винницкий уже около двух лет называл себя анархистом. Из налетчиков и люмпен-пролетариата им был сформирован полк, которому красные присвоили наименование 54-го отдельного.

Не менее двух тысяч воров и налетчиков изъявило готовность вступить в это воинское формирование.

"И вот в один прекрасный день - это был поистине прекрасный день для жителей Одессы! - бандиты выступили на передовые позиции.

Япончик сделал все, чтобы это событие надолго осталось в памяти одесситов. Впереди шли музыканты. Люди Япончика собирали их по всему городу. Трубачи и флейтисты из Оперного театра, нищие скрипачи, собиравшиеся по дворам, гармонисты из слободских пивнушек - все они сегодня шагали рядом, играя походные марши и блатные молдаванские мелодии.

Позади оркестра ехал на белом жеребце сам Япончик в кожаной фуражке, в офицерском френче и красных галифе. Два маузера и прямой уланский палаш…

Несли огромное знамя из тяжелого малинового бархата. На нем было вышито полное название полка: "1-ый непобедимый интернациональный одесский железный полк "Смерть буржуям!".

Около знамени ехал полковой комиссар, назначенный Реввоенсоветом,- смуглый черноволосый человек в студенческой тужурке"'.

Красные (члены Реввоенсовета Ян Гамарник и Николай Голубенко) настаивали на том, чтобы Винницкий взял себе в полк комиссара, как это было принято во всех вооруженных формированиях Красной Армии. Япончик согласился, но при одном условии - чтобы комиссаром был анархист. Известно, что таким комиссаром стал А. Фельдман.

Леонид Утесов свидетельствует, что перед отправкой на фронт Винницкий произнес для своих бойцов зажигательную речь, в которой призывал прекратить заниматься уголовщиной и идти в бой с петлюровцами и белыми. Адъютантом у него был некто Меир Герш ("Гундосый")'4'.

Присягу и боевое крещение 54-й отдельный полк принял в боях с деникинцами, в составе 45-й дивизии, которой командовал И.Э. Якир. В боях под Вапняркой полк, поднятый в атаку самим Япончиком и комиссаром Фельдманом, выбил из окопов и закидал ручными бомбами петлюровцев.

Таким образом, было получено частичное подтверждение телеграмме, посланной 26.07.1919 года командующему 12-й армии: "Мы Петлюру зашухерим ручными гранатами".

На фронте между Винницким и Григорием Котовским, произносившем приветственное слово 54-ому полку, идущему в бой, немедленно произошел конфликт, послуживший, вероятно, одной из причин ликвидации Япончика большевиками. Винницкий относился к Котовскому как к равному, зная о прошлом прославленного красного командира. На заре юности тот, перед привлечением его к работе большевиками, сам грешил анархизмом- его группа грабила одесских богатеев, а деньги и ценности раздавала беднякам; тогда (в период первой русской революции и позднее) Котовский, еще не имевший партийного билета, говорил речи о "свободе", не имеющей пролетарского содержания. Представляется вероятным, что Котовский, успешно делавший карьеру в рядах большевиков, вовсе не был заинтересован в напоминании всем окружающим о его бурной юности. Между тем Винницкий, общаясь с Якиром и другими, рассказывал о том, как одесские анархисты и он лично уважают Григория Ивановича. Почему анархисты уважали Котовского даже после перехода к коммунистам, не совсем ясно, но вот симпатия Япончика и его налетчиков очевидна: ведь Григорий обыграл на бильярде самого Мотю Рубинштейна!

Из воспоминаний о Котовском известно, что он весьма болезненно относился к высказываниям в свой адрес, и всегда думал о том, какое впечатление производит на окружающих его партийных товарищей. Между тем Винницкий немедленно стал оказывать ему знаки внимания, а этого краском выдержать не мог. Б.Четвериков приводит смешной эпизод, доказывающий эту его ревность:

"- Симпомпончик! - первое, что сказал Мишка… Потянувшись к нему с козьей ножкой, когда тот зажег спичку. - Полфунта пламени! И быстренько!

– Япончик! - сказал ему спокойным, но не предвещающим ничего хорошего.голосом Котовский, косясь на обступивших их большевиков. - Здесь никаких симпомпончиков нет, а есть командиры Красной Армии!

С этого, началась взаимная неприязнь двух командиров, закончившаяся в конечном итоге смертью одного из них.

Известно, что в полку Винницкого была довольно густая прослойка анархистов, ехавших на фронт вместе со вчерашними налетчиками. Большинство из них были студентами. В сражениях с петлюровцами, впрочем, прославились не только они, но и многие настоящие уркаганы, среди которых был известный всей Одессе Толик Бумбер145

0 смерти Винницкого в советской литературе ходили разные слухи, но практически все авторы, упоминавшие о Япончике, повторяли- каждый на свой лад - одно и то же: "король налетчиков" не оправдал возложенного на него советской властью доверия и был расстрелян. Ясно, что руку к его убийству приложил сам Иона Якир и- возможно - Котовский…

Исаак Яковлевич Винницкий, родной брат Япончика, выжил и с волной эмиграции 1970-х гг. уехал в США. Поселился в Брайтоне. Он и рассказал одесскому эстрадному актеру Вл. Коралли, собиравшему материалы для своей книжки, о смерти брата'4'.

Арест "Короля" был произведен согласно телеграмме председателя Реввоенсовета Республики Троцкого, а привел в исполнение приговор - "расстрелять" - командир кавалерийского дивизиона 58-й стрелковой дивизии Урсулов, которого Коралли называет "казачьим атаманом". Собственно говоря, называть это приговором нельзя. Приговор выносит суд, а никакого суда не было. 29 июля 1919 года Винницкий был вызван большевиками якобы для переговоров. Недалеко от железнодорожного вокзала города Вознесенска, безо всяких формальностей, Урсулов в упор расстрелял М.Винницкого, руководствуясь приказом начальства. С мертвого Япончика - Бени Крика - Урсулов снял себе на память трофей- генеральскую шашку, подаренную командиру-добровольцу ревкомом Одессы'

На похороны своего командира приехали его однополчане, их было около ста человек. И все евреи города Вознесенска были на кладбище, - рассказывает Коралли со слов И.Я.Винницкого. Старожилы города не помнили таких пышных похорон. Михаила отпевал приехавший из Одессы знаменитый кантор хоральной синагоги Пинхас Миньковский.

"Это был мрачный рассказ о попытке налетчиков с Молдаванки подружиться с революцией, о прямоте Короля налетчиков, предложившего необычный альянс, и о коварном и безжалостном его убийстве".

Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что людям типа Винницкого не место в книге, где в одном ряду проходит Петр Кропоткин, Шалом Шварцбард и Давид Эдельштат - идейные анархисты, всю жизнь свою отдавшие служению идее свободы и справедливости, боровшиеся во имя счастья наплевавшего на них человечества. Но, тем не менее, факт остается фактом: Мишка Япончик, одесский налетчик, искренне считал себя анархистом, возглавлял дружину еврейской самообороны города Одессы, добровольно бросил уголовщину и сформировал полк из 3-х тысяч человек, готовых не продолжать грабежи в своем родном городе, а ехать на фронт - защищать этот город от наступавших петлюровцев; и полк этот участвовал, по крайней мере, в двух боях. В первом - в составе дивизии, принесшем победу. Во втором - в одиночестве, без поддержки дивизии, приведшем к отступлению перед превосходящими силами - и к трагедии.

Глава 9

Заключение

Мы постарались дать в этой книге картину русского анархизма первой четверти ХХ века применительно к интересовавшему нас еврейскому вопросу.

Диапазон взглядов анархистов на проблемы еврейского народа поразительно широк: от крайнего антинационализма и космополитизма - до смыкания с еврейским национально- освободительным движением.

Не выдерживают критики утверждения некоторых авторов об антисемитском характере деятельности ряда анархистских повстанческих движений в России.

Идеологи классического анархизма были носителями интернационалистического мировоззрения, а в среде рядовых участников движения евреи играли одну из ведущих ролей. Первая анархистская группа, действовавшая на территории Российской империи, состояла исключительно из евреев, а российская анархистская пресса вела свое происхождение от газет и журналов, выходивших на языке идиш. Фактически российский анархизм зародился в среде еврейских рабочих-эмигрантов, покинувших пределы империи и обосновавшихся в странах Западной Европы. Огромную помощь им оказал мятежный князь П.А. Кропоткин.

Самое массовое народное анархистское движение в России в послереволюционный период - махновщина - также было тесно связано с беднейшими слоями еврейства. Интеллектуальная верхушка махновского повстанчества, в первую очередь, секретариат украинской анархо-синдикалистской конфедерации "Набат", почти полностью состояла из евреев. Здесь можно привести имена В.М.Волина (Эйхенбаума), А. Барона (Полевого), Марка Мрачного (Кливанского), Давида Когана, Льва Рубана, Ольги Таратуты, ЯАлого (Суховольского), И. Гутмана (или Готмана, он же Эмигрант), И.Теппера, Аккермана, Гофмана и других. В махновском Реввоенсовете и Культпросвет отделе было множество евреев, определявших идеологию самого повстанческого движения. Все руководство контрразведки махновцев также состояло из евреев: Я.Глазгон, Х.Цинцинер, Гордин, братья Л. и Д. Зиньковские (Задовы) и др. Интеллектуальный уровень анархистов теоретиков, принимавших непосредственное участие в повстанческом движении, был высок: например, Волин, например, одно время возглавлявший реввоенсовет, свободно разговаривал на 13 языках, был великолепным оратором, а, находясь в эмиграции, прекрасно чувствовал себя в любом обществе и вращался среди изысканной публики.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"

Книги похожие на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Моше Гончарок

Моше Гончарок - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"

Отзывы читателей о книге "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.