Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"
Описание и краткое содержание "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать бесплатно онлайн.
Мы постарались дать в этой книге картину русского анархизма первой четверти ХХ века применительно к интересовавшему нас еврейскому вопросу.
Диапазон взглядов анархистов на проблемы еврейского народа поразительно широк: от крайнего антинационализма и космополитизма - до смыкания с еврейским национально- освободительным движением.
Не выдерживают критики утверждения некоторых авторов об антисемитском характере деятельности ряда анархистских повстанческих движений в России.
Идеологи классического анархизма были носителями интернационалистического мировоззрения, а в среде рядовых участников движения евреи играли одну из ведущих ролей. Первая анархистская группа, действовавшая на территории Российской империи, состояла исключительно из евреев, а российская анархистская пресса вела свое происхождение от газет и журналов, выходивших на языке идиш. Фактически российский анархизм зародился в среде еврейских рабочих-эмигрантов, покинувших пределы империи и обосновавшихся в странах Западной Европы. Огромную помощь им оказал мятежный князь П.А. Кропоткин.
Самое массовое народное анархистское движение в России в послереволюционный период - махновщина - также было тесно связано с беднейшими слоями еврейства. Интеллектуальная верхушка махновского повстанчества, в первую очередь, секретариат украинской анархо-синдикалистской конфедерации "Набат", почти полностью состояла из евреев. Здесь можно привести имена В.М.Волина (Эйхенбаума), А. Барона (Полевого), Марка Мрачного (Кливанского), Давида Когана, Льва Рубана, Ольги Таратуты, ЯАлого (Суховольского), И. Гутмана (или Готмана, он же Эмигрант), И.Теппера, Аккермана, Гофмана и других. В махновском Реввоенсовете и Культпросвет отделе было множество евреев, определявших идеологию самого повстанческого движения. Все руководство контрразведки махновцев также состояло из евреев: Я.Глазгон, Х.Цинцинер, Гордин, братья Л. и Д. Зиньковские (Задовы) и др. Интеллектуальный уровень анархистов теоретиков, принимавших непосредственное участие в повстанческом движении, был высок: например, Волин, например, одно время возглавлявший реввоенсовет, свободно разговаривал на 13 языках, был великолепным оратором, а, находясь в эмиграции, прекрасно чувствовал себя в любом обществе и вращался среди изысканной публики.
Яаков-Авраам начал посещать хедер в возрасте 5 лет, к семи годам он уже изучал Гемару, к восьми годам начал писать стихи на иврите, к одиннадцати годам стал студентом "новгородской" ешивы, где зарекомендовал себя "илуем", то есть особо одаренным ребенком. В 12 лет переехал в Ковно, учился в бейт-мидраше под руководством рава Гирша Хайеса, главы литовской ешивы "Слободка", одного из выдающихся представителей направления "Мусар". Под впечатлением от прочитанных сочинений еврейского писателя и общественного деятеля Лилиенблюма юноша отдался идее "хождения в народ", пройдя через десятки местечек Литвы. Для заработка временами был мелам едом, преподавал иврит. Самостоятельно изучал русский и немецкий языки.
Прочтя знаменитую в то время книгу Л.Пинскера "Автоэмансипация", сблизился с движением пале стинофилов "Ховевей Цион" и стал членом их организации.
В 1887 году, в возрасте 21 года, переехал в США. Первые несколько месяцев работал на фабрике подмастерьем, учил английский. Через некоторое время начал заниматься на медицинском факультете Колумбийского университета, который закончил в 1892 году. Практиковал как врач в Нью-Йорке. Еще в годы учебы познакомился с Давидом Эдельштатом, Шаулем Яновским, Гилелем Золотаревым, закончившим тот же университет
К середине 1890-х годов уже известен как один из вождей ' еврейского анархистского движения в США. Его литературная деятельность на идиш началась в должности сотрудника редколлегии анархистской газеты "Вархайт" (1889). Редактором газеты был Йосеф - Яффо.
Вместе с Ф.А. Франком издавал "Фолкс-вертербух" ("Народный словарь"). Сотрудничал в различных еврейских газетах на идиш, преимущественно в анархистских "Фрайе арбетер штиме" - Нью- Йорк - Филадельфия, и "Дер арбейтер фрайнд" - Лондон; а также в "Обенд-блат", "Цукунфг", где публиковал статьи по вопросам социализма и анархизма. В 1890 году был временным редактором "Фрайе арбетер штиме".
Являясь участником анархистской пропагандистской группы, редактировал печатный орган этой группы - ежемесячный журнал "Фрайе гезелшафг" (1899 - 1902). Позднее становится известен как сторонник участия анархистского движения в парламентских формах борьбы - идея, вызвавшая обширную дискуссию в международном анархистском движении.
На эту тему им была напечатана серия статей во "Фрайе арбетер штиме" (июнь 1906 года), и выпущена известная брошюра "Анархизм и политическая деятельность (критика и выводы)" - Нью- Йорк, 1906 год, 48 страниц. Эта брошюра открыла полемику между Мэрисоном и такими столпами ортодоксального анархизма, как Берта Либ, Йосеф Каган, Л.Левин, д-р М.Коган, Шауль Яновский, а также Рудольф Рокер (последний полемизировал с Мэрисоном в своем лондонском ежемесячном журнале "Жерминаль").
Позднее Мэрисон выступал с научным
и статьями в области философии, социологии, физиологии и педагогики; время от времени публиковался в газете "Дос нойе лебен" д-ра Х.Житлов ского. Именно там Яаков-Авраам опубликовал философский этюд "Ди эйнцигкайт фун меншен ин велтал", что можно перевести как "Уникальность личности в мире" (или "Одиночество людей на всем свете").
В 1924 году редактировал педагогический журнал "Узер кинд" ("Наш ребенок") - издание "Культурной лиги" в Нью-Йорке.
Являясь признанным авторитетом в области еврейской литературы и культуры (в области научных изысканий), Мэрисон был одним из первых, если не первым, кто переводил на идиш произведения европейских мыслителей, и именно путем переводов обогатил научно-философскую лексику и литературный стиль еврейского языка.
Первой крупной работой в этом направлении явился перевод "Свободы" Джона Стюарта Милля (издание "Интернациональной библиотеки" А.Н. Зваленко, предисловие Х.Житловского, Нью-Йорк, 1909, 258 страниц).
К выдающимся работам Мэрисона также относятся переводы книги Эльцбахера "Анархизм" и "Первые принципы системы синтетической философии" Герберта Спенсера (1910, 197 страниц). Переводил произведения Генри Торо, Ибсена, профессора Дж. Артура Томсона (три тома с иллюстрациями на тему дарвиновской системы эволюции, Нью-Йорк, 1921, более 1000 страниц текста).
В 1913 году при активном участии Мэри с она основано "Кропоткинское литературное общество" - "Кропоткин-литератур- гезелшафт". Первое произведение П.А.Кропоткина, переведенное на идиш - "Идеалы и действительность" (издание анархо- синдикалистской еврейской федерации Америки "Свобода", Нью- Йорк, 1914).
В историю анархистского движения Мэри сон вошел как представитель "политического", или "демократического" анархизма.
Мэрисон Катерина (урожденная Евзорова), жена доктора Мэрисона, родилась 22 марта 1870 года в Невеле Витебской губернии, воспитывалась в патриархальной религиозной атмосфере.
Отлично знала Священное Писание, была знакома с Талмудом и хасидским учением. К 10 годам овладела ивритом. Позднее занималась самообразованием, познакомилась с учением "нигилистов". Знакомые смеялись: "Катя ходит в синагогу, держа в одном кармане платья молитвенник, а в другом - бомбу".
В 1888 году вместе с родителями переехала в США. Здесь изучала медицину, в 1895 году получила диплом врача. Сблизилась с радикальными кругами рабочего движения.
Сотрудничала в еврейской прессе, в первую очередь в анархистской "Фрайе арбетер штиме", писала статьи о воспитании детей, о проблемах труда несовершеннолетних на американских промышленных предприятиях, о женском вопросе. В газете "Цукунфт" были опубликованы в 1902 году 3 статьи, в 1912 - 13 статей, в 1917 - 18 статей. Псевдонимы: Роза Зисерман, Эзра Сойфер (в газетах "Фрайе арбетер штиме", "Дер Тог").
Автор брошюры "Женщина и общество" (издание группы "Жерминаль", Нью-йорк, 1907, 82 страницы). Впервые эта работа была опубликована частями в анархистском журнале "Фрайе гезелшафт" в 1900 году.
Луис Роман (186… - 1918) - один из вождей еврейского анархистского движения в Америке, куда прибыл в середине 1880-х годов из России. Первое время он, как и большинство эмигрантов- интеллектуалов, был подсобным рабочим, жил в тяжелых условиях. Вначале прислушивался к радикальной пропаганде анархистов- таких же, как он, выходцев из Российской империи, недавно обосновавшихся в США, потом начал принимать участие в деятельности анархистских еврейских групп в Нью-Йорке
"Пионеры свободы" и "Русское прогрессивное объединение". Вскоре выдвинулся как один из лучших ораторов среди еврейских анархистов, и как один из их практических деятелей. Призывал и сам участвовал в революционных акциях. Активный сторонник пропаганды практических действий ("Пропаганде фун тат"), друг Эммы Голдман и Александра Беркмана.
Пытался организовать анархистский центральный союз из всех разрозненных и бесправных еврейских профсоюзных организаций. Сделать это не удалось. В конце 1880-х - первой половине 1890-х годов Луис предпринимал попытки организовать единый анархистский профсоюзный блок уже не в Нью-Йорке, а в других городах.
В мая 1891 года основал в Чикаго анархистскую рабочую еврейскую федерацию, которая, однако, долго не просуществовала, и развалилась под давлением юнионизма уже через несколько месяцев.
Свою журналистскую деятельность Луис связал с первыми анархистскими печатными органами в Америке, которые были представлены почти исключительно газетами на идиш.
Был сотрудником редколлегии газеты "Вархайт" (под редакцией Йосефа Яффо) в 1889 году. Коща газета через несколько месяцев прекратила существование из-за нехватки средств, то через свою группу "Пионеров" он организовал конференцию всех еврейских рабочих движений, федераций и союзов США, на которой встал вопрос о создании единой ~ рабочей газеты с привлечением сотрудников - анархистов и социал-демократов. Но на шестой день этой исторической конференции социал-демократы покинули ее из- за идеологических разногласий с организаторами мероприятия. Затем стороны провели две отдельные конференции, и тоща же родились две соперничающие газеты: у эсдеков "Ди арбейтер цайтунг", у анархистов - знаменитая "Ди фрайе арбетер штиме" (июль 1890 года).
Эта газета вначеле имела двух редакторов - анархиста Луиса и социал-демократа Ицхака-Айзека Гурвича. Короткое время анархистским редактором был Давид Эдельштат, но он умер в 1892 году от туберкулеза легких. Впоследствии Луис продолжал редактировать "Фрайе арбетер штиме", некоторое время редактором был Мэрисон, а позднее М.Кац. Среди редакторов был и легендарный террорист Александр Беркман, в 1917 году высланный из США обратно на родину - в Россию, откуда он, как известно, сбежал в 1921 году в Европу.
Газета же побила все рекорды долголетия и просуществовала до декабря 1977 года. (Последний редактор - П.Констан). Причем в ее аппарате в последние десятилетия были представлены исключительно анархисты - социал-демократов к тому времени в Америке просто не осталось.
Последние годы жизни Луис участвовал в еврейском рабочем цвижении, помогал формированию Демократической партии в Чикаго, имел хорошее отношения с ее деятелями.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"
Книги похожие на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"
Отзывы читателей о книге "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век", комментарии и мнения людей о произведении.