Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"
Описание и краткое содержание "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать бесплатно онлайн.
Мы постарались дать в этой книге картину русского анархизма первой четверти ХХ века применительно к интересовавшему нас еврейскому вопросу.
Диапазон взглядов анархистов на проблемы еврейского народа поразительно широк: от крайнего антинационализма и космополитизма - до смыкания с еврейским национально- освободительным движением.
Не выдерживают критики утверждения некоторых авторов об антисемитском характере деятельности ряда анархистских повстанческих движений в России.
Идеологи классического анархизма были носителями интернационалистического мировоззрения, а в среде рядовых участников движения евреи играли одну из ведущих ролей. Первая анархистская группа, действовавшая на территории Российской империи, состояла исключительно из евреев, а российская анархистская пресса вела свое происхождение от газет и журналов, выходивших на языке идиш. Фактически российский анархизм зародился в среде еврейских рабочих-эмигрантов, покинувших пределы империи и обосновавшихся в странах Западной Европы. Огромную помощь им оказал мятежный князь П.А. Кропоткин.
Самое массовое народное анархистское движение в России в послереволюционный период - махновщина - также было тесно связано с беднейшими слоями еврейства. Интеллектуальная верхушка махновского повстанчества, в первую очередь, секретариат украинской анархо-синдикалистской конфедерации "Набат", почти полностью состояла из евреев. Здесь можно привести имена В.М.Волина (Эйхенбаума), А. Барона (Полевого), Марка Мрачного (Кливанского), Давида Когана, Льва Рубана, Ольги Таратуты, ЯАлого (Суховольского), И. Гутмана (или Готмана, он же Эмигрант), И.Теппера, Аккермана, Гофмана и других. В махновском Реввоенсовете и Культпросвет отделе было множество евреев, определявших идеологию самого повстанческого движения. Все руководство контрразведки махновцев также состояло из евреев: Я.Глазгон, Х.Цинцинер, Гордин, братья Л. и Д. Зиньковские (Задовы) и др. Интеллектуальный уровень анархистов теоретиков, принимавших непосредственное участие в повстанческом движении, был высок: например, Волин, например, одно время возглавлявший реввоенсовет, свободно разговаривал на 13 языках, был великолепным оратором, а, находясь в эмиграции, прекрасно чувствовал себя в любом обществе и вращался среди изысканной публики.
Эмма Голдман: "Я была свободна. Дралась всю жизнь, чтобы быть свободной.
Сомневаюсь, что имя Александра Беркмана сейчас что-нибудь говорит… Тогда случилась стачка на Питтсбургском сталелитейном заводе мистера Карнеги. М-р Карнеги решил раздавить профсоюз
. С этой целью он прежде всего драпанул в Европу на отдых и поручил своему главному подхалиму, этому презренному подонку Генри Клею Фрику, доделать все за него. Последний импортировал целую армию штрейкбрехеров. Рабочие протестовали против сокращения заработной платы. Решающая битва.
'.Настоящая война. Когда это кончилось, оказалось, что десять человек убиты, а раненых дюжины и дюжины… Штрейкбрехеры отступили. Тогда у Фрика появилась возможность обратиться к властям штата.
Вот к этому моменту мы с Беркманом и решились на наше нападение. Мы были готовы отдать наши сердца осужденным трудящимся. Мы внесем в их борьбу революционный запал. Мы убьем Фрика.
Однако мы жили в Нью-Йорке, и у нас не было ни гроша. Нужны были деньги на поезд и на пистолеты, конечно. Вот тогда-то я. и надела вышитое белое платье и отправилась на Четырнадцатую стрит. Один старик дал мне 10 долларов и прогнал домой. Остальные деньги я одолжила.
Я обняла его на станции. Он собирался застрелить Фрика и не пощадить собственной жизни. Я долго бежала за отходящим поездом. Увы, денег на второй билет не хватило. Он сказал: "Для этого достаточно и одного человека".
Он вломился в кабинет Фрика в Питтсбурге и шарахнул по ублюдку три раза. В шею. В плечо. Еще куда-то. Кровь. Фрик дергался на полу. Вбежали люди и отобрали пистолет. Он выхватил нож. Ударил Фрика ножом в ногу. Они отобрали нож.
Он сунул что-то себе в рот. Они пригвоздили его к полу. Разжали ему челюсти. Капсула гремучей ртути. Все, что ему нужно было сделать, - это разжевать капсулу, и тогда бы взорвалась вся комната и все присутствующие. Они запрокинули ему голову, вытащили капсулу и избили его до потери сознания.
Восемнадцать лет он провел в тюрьме". И часть этого срока в одиночке. Ублюдок Фрик между тем выжил и стал героем,. публика отвернулась от трудящихся, и стачка была сорвана.
Говорили, что мы отбросили американское рабочее движение на сорок лет назад. Один почтеннейший анархист, мистер Мост, поносил Беркмана и меня в своей газете. Тогда я хорошенько подготовилась к очередному митингу, я купила настоящий конский хлыст. Я высекла Моста на митинге перед всеми, а потом сломала хлыст и швырнула ему в лицо.
Беркман вышел… Облысел. Пожелтел как пергамент. Мой любимый, мой юноша ходит скрюченный в три погибели. Глаза как шахты. Конечно, сейчас мы только друзья…"
Александр Беркман вышел на свободу в 1906 году. После этого работал учителем в школе "Ферер", редактировал журнал "Мать земля" на английском языке. В 1914 году стал руководителем стачечного комитета в Нью-Йорке.
Во время Первой мировой войны проводил антимилитаристскую пропаганду. В 1915 году начал выпускать газету для рабочих "Бласт" в Сан-Франциско. В 1919 году за антигосударственную пропаганду сел было в тюрьму, но вместо заключения получил высылку из страны и отправился в советскую Россию, где оставался с Эммой Голдман до 1921-1922 годов.
После того некоторое время жил в Германии, Дании и других странах. С 1925 года жил писательским трудом в Париже, был секретарем международной организации помощи заключенным анархистам России, выпускал бюллетень этой организации.
В 1912 году написал "Тюремные воспоминания анархиста" (перевод с идиш на английский А. Фрумкина, Нью-йорк, 1914). Эта книга воспоминаний вышла также на немецком и норвежском языках. На немецком языке были выпущены его книги "Русская трагедия" и "Кронштадтское восстание".
В 1925 году вышла книга "Большевистский миф", а в 1929 году- "Новое и старое, азбука коммунистического анархизма".
Умер в 1936 году в возрасте 66 лет.
Эдельштат Давид (1866 - 1892) - еврейский поэт и публицист. Родился в Калуге. В погромный 1882 год покинул Россию и через Лемберг (Львов) отправился в Лондон, а оттуда через некоторое время в - Нью-Йорк. Под впечатлением ужасов еврейских погромов, последовавших за казнью народовольцами Александра П, включился в анархистское движение. Был сотрудником анархистского еврейского журнала "Вархайт" и газеты "Дер арбетер фрайнд" (на идиш, Лондон), редактором газеты "Фрайе арбетер штиме" (Нью- Йорк). Автор политических памфлетов и скетчей. Его революционные песни на идиш пели еврейские рабочие спустя десятилетия после кончины автора.
В 1910 году в Лондоне вышел сборник его сочинений. В Буэнос- Айресе, в среде евреев-анархистов, выходцев их России, до 70-х годов действовала издательская группа его имени.
Умер в 1892 году от туберкулеза в возрасте 26 лет.
Гордин Аба (1887 - 1964) - писатель на идиш и на иврите. Родился в окрестностях Вильно. Получил традиционное еврейское образование и сам изучал некоторые предметы, связанные с Талмудом. Писал на иврите, на русском, а также на идиш. Руководитель движения пананархизма. В 1918 г. - один из руководителей Московской федерации анархистов. Как идеолог анархизма оставался верным своим убеждениям даже в коммунистической России. По некоторым данным, во время гражданской войны на Украине находился в контрразведке Махно, работал вместе с Левой Задовым 3иньковским)130. Его брат Залман во время гражданской войны участвовал в еятельности молодежной сионистской организации "Цеирей Цион". Аба Гордин жил в Москве и Ленинграде до 1924 года. Арестован и выслан в Сибирь. Затем он уезжает в эмиграцию в Ньт~Йорк, где выпускает периодическое издание "Идише шрифгн" (1941-1946 годы). автор большого количества книг по литературоведению и филологии.
В течение последних семи лет своей жизни он жил в Израиле, ыпуская периодический журнал "Проблемот" (на идиш и на врите), контактировал с кружком местных анархистов- нтеллектуалов, корреспондировал в еврейскую анархистскую печать за рубежом. Аргентинская "Дос фрайе ворг" перепечатывала го статьи с пометкой "Аба Гордин, Израиль" весьма охотно. Постоянный член редколлегии "Фрайе арбетер штиме".
В своих ранних произведениях он синтезирует библейский иудаизм классический анархизм. Ero мемуары после 1917 года - "Зихройнес н хэшбойнес" на идиш (1955-1957) и "Драйцик йор ин Лите ун [ойлн" ("Тридцать лет в Литве и Польше", 1958 год, на идиш)- являются ценным вкладом в историю большевистской революции, о отзывам специалистов.
Дядя Давида Разиэля, боевика ЭЦЕЛЬ, национального героя Израиля, и Эстер Разиэль-Наор, депутата Кнессета от партии Херут.
Умер в РаматГане на 78-м году жизни.
Яновский Рауль-Йосеф - анархист, еврейский журналист. Родился апреле 1864 года в Пинске (польская часть Российской империи). ~мигрировал в США в 1885 году в возрасте 21 года. В 1889 году был редактором первой анархистской газеты "Вархайт". В 1890-1894 годах едактировал еврейскую анархистскую еженедельную газету на идиш "Дер арбетер фрайнд" в Лондоне (впоследствии редактором гой газеты был знаменитый Рудольф Рокер, немец, выучивший идиш для пропаганды идей анархизма в среде еврейских рабочих; выпускать газету помогал также князь Кропоткин). В 1894 году (по другим данным, в период с 1899 по 1919 год) был редактором еврейского анархистского еженедельника "Фрайе арбетер штиме" '4ью-Йорк-Филадельфия, тираж 12,000 экземпляров). Его судьба была тесно связана с этой старейшей в мире анархистской газетой, выходившей с 1890 года до конца 1970-х годов. В 1910-1911 годах сотрудничал в еврейском ежемесячном анархистском журнале "Ди ~райе гезелшафг". Известно также, что в 1906 году Яновский был редактором "Ди Овна-цайтунг" ("Вечерняя газета") - также на идиш.
большинстве энциклопедических изданий этот орган назван на немецкий манер "Абендцайтунт". Несмотря на то, что "Энциклопедия юдаика" (на анг. яз.) называет старейшей анархистской газетой США "Вархайт", "Еврейская энциклопедия", выходившая в начале века в Петербурге, именует таковой именно "Ди Овна Цайтутп".
"Ди Овна цайтунг" была ежедневной газетой, выходившей очень короткое время - с 18 марта по 12 мая 1906 года, но странным образом объединившей в редакции людей самых разных взглядов. Сам Яновский, будучи редактором, являлся крайним антинационалистом, но с ним под эгидой анархизма сотрудничал убежденный сионист Золотарев, политический" анархист Мэрисон, а также социал-демократ У.Барондес. Газета закрылась за недостатком средств.
Яновский был противником "пропаганды практических действий" (т.е. террора), утверждавшейся лидерами американского анархизма Э.Голдман, А.Беркманом и Й.Мостом.
Он считал, что террор не способствует революции, говорил о необходимости делать все не для возбуждения рабочих, а для их воспитания и образования.
С 1917 года Яновский был связан с нееврейской прессой США. До 1925 года редактировал еженедельник профсоюза американских дамских портных, с 1919 года сотрудничал в газете на идиш "Герехтикайт", органе анархо-синдикалистской всеамериканской организации "Индустриальные рабочие мира". Был связан с англоязычной еврейской газетой "Джуиш дейли форвард".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"
Книги похожие на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"
Отзывы читателей о книге "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век", комментарии и мнения людей о произведении.