Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"
Описание и краткое содержание "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать бесплатно онлайн.
Мы постарались дать в этой книге картину русского анархизма первой четверти ХХ века применительно к интересовавшему нас еврейскому вопросу.
Диапазон взглядов анархистов на проблемы еврейского народа поразительно широк: от крайнего антинационализма и космополитизма - до смыкания с еврейским национально- освободительным движением.
Не выдерживают критики утверждения некоторых авторов об антисемитском характере деятельности ряда анархистских повстанческих движений в России.
Идеологи классического анархизма были носителями интернационалистического мировоззрения, а в среде рядовых участников движения евреи играли одну из ведущих ролей. Первая анархистская группа, действовавшая на территории Российской империи, состояла исключительно из евреев, а российская анархистская пресса вела свое происхождение от газет и журналов, выходивших на языке идиш. Фактически российский анархизм зародился в среде еврейских рабочих-эмигрантов, покинувших пределы империи и обосновавшихся в странах Западной Европы. Огромную помощь им оказал мятежный князь П.А. Кропоткин.
Самое массовое народное анархистское движение в России в послереволюционный период - махновщина - также было тесно связано с беднейшими слоями еврейства. Интеллектуальная верхушка махновского повстанчества, в первую очередь, секретариат украинской анархо-синдикалистской конфедерации "Набат", почти полностью состояла из евреев. Здесь можно привести имена В.М.Волина (Эйхенбаума), А. Барона (Полевого), Марка Мрачного (Кливанского), Давида Когана, Льва Рубана, Ольги Таратуты, ЯАлого (Суховольского), И. Гутмана (или Готмана, он же Эмигрант), И.Теппера, Аккермана, Гофмана и других. В махновском Реввоенсовете и Культпросвет отделе было множество евреев, определявших идеологию самого повстанческого движения. Все руководство контрразведки махновцев также состояло из евреев: Я.Глазгон, Х.Цинцинер, Гордин, братья Л. и Д. Зиньковские (Задовы) и др. Интеллектуальный уровень анархистов теоретиков, принимавших непосредственное участие в повстанческом движении, был высок: например, Волин, например, одно время возглавлявший реввоенсовет, свободно разговаривал на 13 языках, был великолепным оратором, а, находясь в эмиграции, прекрасно чувствовал себя в любом обществе и вращался среди изысканной публики.
Зеньковский (Задов) Лев Николаевич (1893 - 1937) - сын бедняка из еврейской земледельческой колонии Веселой (Гупаловка) Мариупольского уезда. С 6 лет жил в Юзов о. Работал на металлургическом заводе в доменном цехе. Анархо. террорист "безмотивного" направления, с 1910 года. Отбыл два года в тюрьме (по данным Белаша), "…свыше 10 лет на каторге по политическому делу" (по данным Аршинова). Теппер пишет о нем, что он был из одесских уголовников, но это - уже прямая ложь.
Красногвардеец в Юзово с 1917 года до начала 1918 года. Начальник штаба анархистского отряда Макса Черняка (Чередняка) под Царицыном на участке Котельниково - Жутово. В махновщине занимал пост начальника Мариупольской контрразведки до июня 1919 года. С сентября по декабрь 1919 года - начальник контрразведки 1-го корпуса. С января по август 1921 - года начальник личной охраны Махно. Был с Махно при переходе румынской границы в августе 1921 года, не раз выносил его с поля боя раненым, по-видимому, очень преданный Махно человек. В 1924 году вернулся из Румынии. До 1937 года работал в НКВД Одессы. Этот факт дал Семанову возможность предположить, что Задов был внедрен к Махно "органами" еще в начале махновского движения. (Это сомнительно, потому что совершенно точно установлено, что ЧК готовила несколько покушений на Махно, которые ни разу не удались; гораздо проще было бы в этом случае приказать Задову пристрелить Нестора, пользуясь его постоянной близостью к вождю повстанцев).
Тем не менее, факт остается фактом, - бывший начальник махновской контрразведки, отсидев в румынском лагере для интернированных лип"был принят на работу в карательные орлицы.
В 1937 году Леву Задова арестовали и расстреляли. Сын Задова, Вадим Львович, носивший подлинную фамилию отца- Зеньковский (Зеньковский), стал офицером военно-морского флота СССР и уже после войны с гитлеровцами вышел в отставку в звании контр-адмирала.
Лев Задов был посмертно реабилитирован в начале 1990-х годов.
I Чередияк Макс - родился в 1883 году в Гродно, в бедной еврейской семье. По профессии - парикмахер. С 1904 - 1905 годов - сподвижник белостокского анархиста "безначальца" Стриги. В 1907 году эмигрировал, жил в Америке и Франции. В 1917 году вернулся в Россию и организовал в Макеевке красногвардейский отряд. В махновщине - командир полка, бригады, начальник формирования и начальник Бердянской контрразведки. С 1919 года выбыл из махновщины. С 1930 года жил за границей.
Никифорова Мария Григорьевна - уроженка города Александровска. Дочь офицера, прославившегося в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В подростковом возрасте начала работать, помогая семье, посудомойкой на водочном заводе. В революционную работу включилась в 16 лет. В ранней юности сблизилась с анархистскими группами своего города. За террористические акты в 1904 - 1905 годах.присуждена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Отбывала ее в Петербурге, в Петропавловской крепости. В 1910 году. переведена в Сибирь, откуда совершила побег в Японию. Из Японии переехала в США, жила во Франции, Англии, Германии, Швейцарии. Свободно говорила на многих европейских языках. Активная участница социалистических европейских конгрессов, строптивая, непокорная натура. В Париже занималась скульптурой и рисованием у самого Огюста Родена. В годы 1 мировой-войны окончила во Франции военную школу и получила звание офицера. По убеждению - анархо- террористка. Прекрасный оратор и организатор экспроприации и террора. В 1917 году вернулась из эмиграции на станцию Пологи Александровского уезда, где жила ее мать. На развалинах анархистской группы она создала крепкую террористическую организацию на юге России. В мае 1917 года экспроприировала у александровского заводчика Бадовского миллион рублей. Организатор и командир "Черной гвардии". Имела огромный авторитет у моряков Кронштадского гарнизона. Идеолог "безмотивного" террора, уничтожения государственных учреждений, не исключая и советских. Влилась со своим отрядом (" Вольная боевая дружина") в Повстанческую армию Махно. Сражалась с петлюровцами и деникинцами, за что удостоилась комплиментов со стороны красноармейского командования. Большевики ее откровенно побаивались. Командующий Украинским фронтом красных В. Антонов-Овсеенко говорил, что вместо того, чтобы предпринимать попытки разоружения "отряда анархиста Марии Никифоровой, я бы рекомендовал создать подобные боевые единицы". В 1917 году "Маруся" своими выступлениями перед казаками Центральной Рады смогла предотвратить спонтанные еврейские погромы. Махно, посвятивший Никифоровой немало страниц в своих мемуарах, рассказывает, что ей, выступавшей перед тысячами солдат, удалось вызвать у них такое чувство стыда за намерение "погромить жидов" на Екатеринославщине, что многие несостоявшиеся погромщики плакали, как дети, сняв свои шапки. Антисемитов и украинских националистов Никифорова ненавидела смертельно, называла их "шовинистами" и истребляла собственноручно при первой возможности, так же как и белогвардейских офицеров, причем часто самыми зверскими способами.
Она не делала существенного различия в отношении к черносотенцам и большевистским карательным отрядам, - с ЧОНовцами и продотрядчиками расправлялась не менее свирепо. В советской историографии с начала 20-х годов иначе, как "бандитка" не именовалась, а в воспоминаниях Дыбеца была названа "дегенераткой".
Жена известного польского анархо. террориста В.Бжостека. Участница первых съездов Советов и махновского движения. Летом 1919 года проникла для налаживания подпольной работы в районы действия белых на юге. Опознана, схвачена и повешена в Симферополе (август сентябрь 1919 года) белым генералом Слащевым, известным карателем.
Муж Никифоровой, Витольд Бжостек, поляк, террорист анархист с 1907 года. Активный организатор подполья. Анархистский отряд Маруси и Витольда летом 1919 года разделился на три части, и перед каждой стояла грандиозная задача: одна часть во главе с самой Никифоровой уехала в Крым, откуда должна была проехать в Ростов и взорвать там ставку Деникина; вторая группа (около 25 человек) во главе с Ковалевичем, П.Соболевым и Глазгоном уехала в Харьков для освобождения арестованных махновцев, сидевших в подвалах ЧК, - в случае неудачи группа Глазгона должна была взорвать харьковское отделение ЧК; третья группа во главе с Максом Черняком (Чередняком, о нем см. выше) выехала в Сибирь для взрыва ставки Колчака. Зная решительную натуру террористической четы, можно было не сомневаться, что все три мероприятия удались бы. Но в конце июля того же 1919 года Бжостек, проезжая вместе с Марусей через Крым по пути следования в Ростов для взрыва деникинской ставки, был случайно опознан на улице. Арестован, допрошен и повешен вместе с женой генералом Слащевым.
Эмма Голдман (1869, Ковио - 1940, Торонто). Родилась в еврейской религиозной семье. В 1886 году, в возрасте 17 лет, уехала в Америку и поселилась в Нью-Йорке. Там она сблизилась с кругами еврейских и немецких анархистов-эмигрантов, быстро выучила английский язык и благодаря активной натуре и острому уму продвинулась в руководство американского анархистского движения, состоявшего почти исключительно из выходцев из Европы (из царской России и Германии). Помимо всего прочего занималась литературоведческой деятельностью, писала многочисленные рецензии на книги известных писателей и поэтов. Подруга Александра Беркмана, выходца из России. В 1901 году была заподозрена как участница в убийства американского президента Мак-Кинли, которого застрелил анархист Леон Чалгош, но освобождена из-под стражи и полностью оправдана. В годы Первой мировой войны. поддерживала нейтралитет американского правительства. После русской революции 1917 года была выслана из США, приехала в Россию, где не была больше 30 лет, и провела здесь почти три года. Налаживала связи с анархистскими организациями, некоторое время находилась в ставке Махно. Наблюдая за деятельностью большевиков, полностью потеряла всякую веру в советский строй. После разгрома махновского движения и подавления Кронштадтского восстания в 1921 году покинула Россию, чтобы никогда больше в нее не возвращаться. В США вернуться не могла и в течение 1923-1924 годов пребывала в Германии и Франции. С 1934 года до конца своих дней большую часть времени провела в Лондоне.
Основные книги (на английском языке): "Анархизм", "Социальный смысл современной драмы", "Разочарование Россией".
Умерла в Канаде в возрасте 71 года.
Александр Бергман - один из трех руководителей американского анархизма, наряду со своей подругой Эммой Голдман и немцем Иоганном Мостом. Родился в ноябре 1870 года (по другой версии - 17 мая 1871 года) в Вильно в семье, соблюдавшей традиционный еврейский образ жизни. Ходил в хедер, затем посещал гимназию в Ковно, где в возрасте 12 лет впервые прорезался его бунтарский характер: написал богоборческое эссе на идиш, за что получил наказание от гимназической дирекции. Участвовал в революционном кружке литераторов, за что был исключен из гимназии. В 1888 году эмигрировал в США. Организовывал анархистские кружки "Пионеры свободы" из евреев-эмигрантов. Позднее сблизился с кругами немецких анархистов - эмигрантов в США, в том числе с Иоганном Мостом, проповедовавшим тактику "пропаганды практических действий". В 1892 году совершил нападение на управляющего крупным промышленным концерном. Э.Л.Доктороу, исследуя воспоминания Эммы Голдман, нашел отрывок, связанный с этим событием, и вставил в свой роман "Рэгтайм", почти не меняя текста:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"
Книги похожие на "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Моше Гончарок - Русский анархизм и евреи. XIX-XX век"
Отзывы читателей о книге "Русский анархизм и евреи. XIX-XX век", комментарии и мнения людей о произведении.