Ольга Книппер-Чехова - О.Л. Книппер – М.П. Чехова. Переписка. Том 2: 1928–1956

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "О.Л. Книппер – М.П. Чехова. Переписка. Том 2: 1928–1956"
Описание и краткое содержание "О.Л. Книппер – М.П. Чехова. Переписка. Том 2: 1928–1956" читать бесплатно онлайн.
Участники этого более чем полувекового диалога занимают видное место в культурном ландшафте страны. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868–1959) – одна из основательниц прославленного Художественного театра, выдающаяся актриса, воплотитель лучших его традиций. Мария Павловна Чехова (1863–1957) – собиратель и хранитель архивного наследия своего великого брата, создатель Дома-музея в Ялте, сумевшая сделать его центром культурной жизни Крыма и ставшая при жизни его легендарной фигурой. В их переписке отражаются и исторические события, и каждодневный культурный и бытовой обиход, меняющийся вместе с эпохой. И что существенно, их жизнь протекает в тесном общении с выдающимися современниками: Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Москвин, Качалов, Мих. Чехов, Бунин, Горький, Булгаков, Рихтер и т. д. И конечно, прежде всего – Антон Павлович Чехов, чья личность постоянно возникает в переписке двух самых близких ему людей – жены и сестры.
61
Этого письма здесь нет.
62
Мария Андреевна Титова (1899–1994), актриса МХАТ с 1924 по 1974 г.
63
Федор Николаевич Михальский (1896–1968), администратор МХАТа (Филя из «Театрального романа»).
64
Эта «переписка» отсутствует.
65
Михалина Станиславовна Шевелева (урожд. Дыдзюль), сестра В.С. Дыдзюль, как и она, зубной врач.
66
Парафраз на реплику Маши из 4-го действия «Трех сестер»: «Мой здесь? Так когда-то наша кухарка Марфа говорила про своего городового: мой». Речь о Н.Д. Волкове, который должен был вернуться из-за границы.
Н.Д. Волков находился в Берлине, где его жена, эстрадная актриса Б.Г. Казароза, давно лечившаяся сначала во Франции, затем в Германии, 2 марта покончила жизнь самоубийством.
67
М.Г. Гуревич занималась частной косметологией.
68
Так в окружении О.Л. называли ленинградского художника Владимира Владимировича Дмитриева (1900–1948); в это время он был приглашен во МХАТ оформить «Воскресение».
69
Адрес М.Г. Гуревич.
70
Парафраз на реплику Марины из 2-го действия «Дяди Вани»: «У меня у самой ноги гудут, так и гудут».
71
«Смерть Вазир-Мухтара» вышла в Ленинграде в изд-ве «Прибой» (1929).
72
К.С. вместе с женой надолго уезжал на лечение за границу.
73
О.С. Бокшанская 5 июля 1929 г. сообщала С.Л. Бертенсону: «Мы кончили сезон только 30 июня, позднее всех театров, работали ради денег, чтоб оправдать сделанные в этом году большие прибавки труппе» (Бертенсон, с. 44).
74
Александра (Лина) Александровна Бекетова (урожд. Гельцель), переводчица; вдова одного из богатейших жителей Крыма, известного винодела Н.Н. Бекетова (близкого родственника А.А. Блока). В начале войны она перебралась к родственникам в Харьков, в оккупацию работала в больнице, помогала медикаментами партизанам, спасала евреев от гестапо; в феврале 1943 г. была расстреляна.
75
Письма Волкова к О.Л. не сохранились. О душевном кризисе, который, вероятно, переживал в этот период Волков (что, видимо, и удерживало его за границей), можно судить по письму к нему М. Чехова этого времени (см. М. Чехов, т. 1, с. 354–357).
76
12 апреля в театре М. Рейнгардта «Каммершпиле» прошла премьера пьесы «Юзик» по повести О. Дымова «Певец своей печали»; М. Чехов играл заглавную роль (на немецком языке).
77
Борис Робертович Эрдман (1899–1960), художник, в это время был приглашен во МХАТ оформлять пьесу Ю.К. Олеши «Три толстяка» (премьера 24 мая 1930 г.).
78
Далее следует текст на отдельном листочке, который без всяких опознавательных знаков хранится в папке за 1928 г. (ОР РГБ, 331.78.2). Однако сопоставление с вышеприведенным текстом позволяет с большой долей уверенности предположить, что этот фрагмент является его продолжением.
79
Санаторий им. Семашко находился в бывш. гостинице «Россия», где прежде обычно останавливались многие художественники.
80
Речь о Н.Д. Волкове.
81
В.А. Орлов возвратился после длительного лечения в Крыму, где его опекала М.П.
82
Лосьон (франц.).
83
О.Л. репетировала роли Москалевой в «Дядюшкином сне» (премьера 5 декабря 1929 г.) и графини Чарской в «Воскресении» (премьера 30 января 1930 г.).
84
Николай Тимофеевич Жегин (1873–1937), директор Дома-музея Чайковского в Клину.
85
Опера Л.К. Книппера «Северный ветер» по пьесе В.М. Киршона была поставлена в Музыкальном театре 31 марта 1930 г.
86
Густав Густавович Шпет (1879–1937), философ, психолог, переводчик. В круг знакомых О.Л. его ввела скорее всего Е.Н. Коншина, с которым ее связывали близкие отношения (в переписке с О.Л. он фигурирует как «шеф»). Вскоре его, изгнанного из Государственной академии художественных наук (1929), К.С. привлек к работе над своей системой.
87
Александр Моисеевич Бродский (1879–1961), журналист; один из организаторов театрального книгоиздательского дела; под его наблюдением или с его непосредственным участием было издано немало книг об актерах МХТ, его спектаклях, его истории.
88
Авторами памятника были скульптор Н.А. Андреев и архитектор И.П. Машков.
89
Алексей Александрович Бахрушин (1865–1929), купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного Театрального музея, переданного в 1913 г. Российской академии наук (ныне Государственный центральный театральный музей его имени).
90
Кудринская площадь, затем площадь Восстания.
91
А.К. Книппер занималась строительными проектами.
92
К письму приложено стихотворение в 80 строк «Чехов» Антона Пришельца.
93
К.С. вместе с женой находился в то время на лечении в Баденвейлере.
94
И.Н. Альтшуллер после революции эмигрировал.
95
Отношения М.П. с племянником, одно время очень близкие и даже панибратские (в начале его артистической карьеры в МХТ), к концу 10-х годов постепенно сошли на нет; во всяком случае, письменных свидетельств их общения после начала революции ни в архиве РГБ, ни в архиве РГАЛИ не обнаружено, хотя есть свидетельства того, что в свои наезды в Москву она бывала у него в гостях.
96
Дочь А.К. Книппер уезжала в Германию вместе с О.Л.
97
Н.Д. Волков.
98
25-я годовщина смерти А.П.
99
Общество (нем.).
100
М.А. Чехов с женой, урожденной К.К. Зиллер.
101
Речь о бывшей актрисе МХТ В.Н. Павловой и ее муже А.В. Цингере.
102
Речь о певице, давней знакомой О.Л., С.М. Адель; она была женой присяжного поверенного Г.О. Аделя, у которого по окончании университета стажировался В.Л. Книппер.
103
5 ноября О.Л. сделала приписку в письме к М.П. Лилиной: «У меня осталось изумительное воспоминание о Баденвейлере и о большом прекрасном белом человеке sous les chataigniers [под каштанами]» (ОЛК-Ч, ч. 2, с. 165).
104
Петр Федорович Шаров (1886–1969) был помощником режиссера в МХТ; сохранились его записи четырех репетиций «Чайки», которые проводил К.С. с сентября 1917 по июнь 1918 г. и в которых участвовала О.Л. (см. Станиславский репетирует. М., изд-во МХТ, 2000, с. 141–154). Участвовал в поездке с Качаловской группой.
105
7 сентября Бокшанская писала Бертенсону: «Ольга Леонардовна вернулась тоже веселая и свежая, остригла волосы, мила, как всегда. Франтит, конечно, на зависть нам» (Бертенсон, с. 54).
106
Сезон открывали «Вишневым садом».
107
О.Л., объясняя Бертенсону длительный интервал в их переписке, 7 января 1935 г. писала: «Я не могу простить Вам, что Вы поверили, что я вышла замуж. Разве в мои годы это делают? Стыдно» (Бертенсон, с. 221). Она не отрицала романа с Волковым – что не считала зазорным, – она отрицала факт замужества.
108
Павел Никитич Сакулин (1868–1930), историк и теоретик литературы, профессор МГУ; академик АН СССР (с 1929 г.).
109
Возможно, речь об известном журналисте М.Е. Кольцове.
110
«Дядюшкин сон» готовили В.Г. Сахновский и К.И. Котлубай, художником был приглашен ленинградец М.П. Зандин, чьи декорации оказались неудачными. Но прежде всего провальной была сама постановка. Через месяц после этого показа, 6 ноября 1929 г., Н. – Д. писал в Америку Бертенсону: «Вообразите, что из совершенно безнадежного «Дядюшкина сна» я, кажется, сделал хороший спектакль. Если это так выйдет, я уж и не знаю, что о себе думать!» А через две недели после премьеры, 15 декабря, он сообщал тому же корреспонденту: «”Дядюшкин сон” сдан. Хвалю себя. Из совершенно безнадежного сумбура сделал очень живой и сильный спектакль. Но интереса он, как и следовало ожидать, не возбуждает, т. е. не будет привлекать» (Бертенсон, с. 61).
111
Фильм был снят в Великобритании, премьера состоялась 22 марта 1928 г.; О.К. Чехова играла главную роль, Парисию.
112
А.А. Асеева, экскурсовод в Доме-музее; близкая родственница поэта Н.Н. Асеева.
113
Т.е. не состоявших в профсоюзе.
114
Хор из оперы-пародии М.Н. Волконского – В.Г. Эренберга «Вампука, невеста африканская».
115
М.Г. Гуревич.
116
С.С. Морозов, квартировавший в семье О.Л.
117
Видимо, здесь речь о М.Г. Гуревич.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О.Л. Книппер – М.П. Чехова. Переписка. Том 2: 1928–1956"
Книги похожие на "О.Л. Книппер – М.П. Чехова. Переписка. Том 2: 1928–1956" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Книппер-Чехова - О.Л. Книппер – М.П. Чехова. Переписка. Том 2: 1928–1956"
Отзывы читателей о книге "О.Л. Книппер – М.П. Чехова. Переписка. Том 2: 1928–1956", комментарии и мнения людей о произведении.