Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Церковная история народа англов"
Описание и краткое содержание "Церковная история народа англов" читать бесплатно онлайн.
Беда – один из выдающихся богословов и ученых Британии. Он написал большое число комментариев и мартиролог, то есть календарь святых, по древнехристианскому образцу. Его главный труд — завершенная в 731 г. «Церковная история народа англов». Беда воссоздает картину союза народов Англии и объединяет различные группы народностей под именем «gens Anglorum» – английская нация. Это предполагает, что народности британских островов станут единой нацией, приведенной Богом на эту землю, как некогда Бог привел народ Израиля в землю обетованную.
Англосаксонские королевства, по мнению Беды, призваны искупить языческие грехи предков и в то же время создать новый народ, послушный Богу. Епископов Беда уподобляет ветхозаветным пророкам. «История Церкви» Беды полна анекдотов и рисует живую картину Церкви, зарождающейся на острове. Беда посвятил это произведение своему любимому королю Нортумбрии Освальду. Из-под пера Беды помимо «Церковной истории...» вышли светская хроника и незаконченный англосаксонский перевод Евангелия от Иоанна. Беда не уставая призывал своих братьев и духовных лиц заучивать наизусть и записывать важнейшие христианские формулы и молитвы на англосаксонском языке.
614
Гал. 2:2 – «не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался».
615
Здесь и далее Беда заимствует сведения о жизни Вилфрида из его «Жития», написанного Эдди (Эддием) в начале VIII в. Оттуда он взял и ошибку – Эдди спутал св. Эннемунда (Шамона), архиепископа Лиона в 650-659 гг., с его братом Далфином, графом Лиона.
616
Ныне город Рипон в графстве Йоркшир. Монастырь там был основан ок. 660 г.; при Вилфриде он стал резиденцией епископов Йорка. Разрушен викингами в IX в., восстановлен в ХI в. и окончательно закрыт в XVI в.
617
На самом деле этимология названия Стренескальк неизвестна.
618
По преданию, евангелист Иоанн предписывал отмечать Пасху в четырнадцатый день лунного месяца независимо от того, приходится она на воскресенье или на другой день.
619
Деян. 16:3; 21:26; 18:18. Павел обрезал в Листре своего ученика Тимофея «ради иудеев», в Иерусалиме принес жертвы в храме, а в Кенхреях (недалеко от Коринфа) обрил голову по обету вместе с учениками Аквилой (Акилой) и его женой Присциллой.
620
Деян. 21:20.
621
Седьмое правило Никейского собора предписало отмечать Пасху в первое воскресенье после пятнадцатого дня лунного месяца.
622
См. прим. 460.
623
В «Житии Вилфрида» Эдди речь епископа дана в более кртком варианте. Беда оснащает ее незнакомыми Эдди хронологическими подробностями, а также вкладывает в уста Вилфрида довольно резкие слова в адрес ирландцев, которые он вряд ли мог сказать. Все это, как и некоторые другие фразы Беды, заставляют думать, что он не очень-то любил амбициозного епископа Нортумбрии, хотя отдавал должное его заслугам.
624
Мф. 7:22-23.
625
Мф. 16:18-19.
626
Суть споров о тонзуре не излагают ни Беда, ни Эдди.
627
Имеется в виду остров Иона.
628
По данным Эдди, епископом сразу стал Вилфрид, хотя выбор ирландца, принявшего обычаи Римской церкви, мог быть продиктован тактическими соображениями.
629
Монастырь Мелроз (Mailros) в Лотиане был в Средние века одной из известнейших обителей Шотландского королевства. В IX в. он был разрушен шотландцами, восстановлен в XII в. и закрыт во времена Реформации. Известен тем, что там похоронено сердце короля Шотландии Роберта Брюса.
630
В Ирландии до времен викингов не было денежного обращения. Скот (у Беды pecus) был и мерой богатства, и единицей обмена.
631
Несмотря на осуждение заблуждений ирландских монахов в пасхальном споре, Беда часто не может скрыть восхищения святостью их жизни, которую он противопоставляет «вялости» и «теплохладности» своего времени.
632
На самом деле затмение имело место 1 мая.
633
Неизвестное место.
634
Эгберт – один из виднейших деятелей английской церкви VII-VIII вв. (наряду с Вилфридом и Кутбертом). Он управлял епархией Йорка в 732-766 гг., а в 735 г. стал первым архиепископом Нортумбрии. Основал в Йорке школу, в которой учился, в частности, видный деятель Каролингского возрождения Алкуин. Беда был хорошо знаком с Эгбертом и адресовал ему ряд писем, в том числе приведенное в приложении «Письмо к Эгберту», датированное 734 г.
635
Эдильвин или Этельвин был епископом Линдсея в 680-692 гг.
636
Неизвестное место. Возможно, имеется в виду монастырь Рафоу близ Дерри.
637
Пентекост – греческое название праздника Пятидесятницы (лат. Quinquagesimae).
638
По обычаю посвящение должно было совершаться по меньшей мере тремя епископами. В то время почти все епископы в Британии были ирландцами или прошли обучение в Ирландии и вряд ли согласились бы посвятить резко спорившего с ними Вилфрида. Поэтому ему и пришлось ехать в Галлию.
639
Нынешний город Компьен недалеко от Парижа. Латинское Conpendium в данном контексте означает «кратчайший путь».
640
Хад стал аббатом Ластингема после смерти Кедда в 664 г. и вскоре был сделан епископом. Не вполне ясно, почему Освиу решил так быстро сменить Вилфрида; возможно, как раз в это время произошла его ссора с сыном Альдфридом, который покровительствовал Вилфриду. Хад славился своим аскетизмом и благочестием, но католическая партия не могла смириться с тем, что его посвятили в епископы Вине, обвиненный позже в симонии, и два епископа бриттов. Поэтому Хад тоже был скоро устранен с Нортумбрийской кафедры. Возможно, он лишь исполнял обязанности епископа во время отсутствия Вилфрида.
641
Рипенс (Hripens) – англосаксонское название нынешнего Рипона, которое Беда обычно приводит в латинизированной форме Инрип (Inripum).
642
Возможно, «крепостями» (castella) Беда называет укрепленные резиденции местных правителей (byrig на языке англосаксов, позже burgh).
643
См. прим. 477.
644
Очевидно, это совещание имело связь с предшествующим ему собором в Витби и касалось укрепления единства английской церкви. Одновременно Освиу, как кажется, старался поставить церковь под контроль светской власти, о чем свидетельствуют его отношения с епископом Вилфридом.
645
Этот Вигхерд или Вигард был отправлен в Рим только в 666 г., хотя архиепископ Деусдедит скончался еще 14 июля 664 г., что говорит о сложном положении английской церкви после собора в Витби и разрыва с ирландцами.
646
Ис. 11:10.
647
Ис. 49:1.
648
Ис. 49:6.
649
Ис. 49:7 – «цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа».
650
Ис. 49:8-9.
651
Ис. 42:6-7.
652
Скрытая цитата из Мф. 13: 24 и 13:30.
653
Вряд ли апостолов заковывали в золото; видимо, их реликвии были позолочены.
654
Мф. 6:33, Лк. 12:31.
655
Сигхер или Сигер и его брат Себби правили в Эссексе в 664-694 гг.
656
Хотя Беда не упоминает Вулфхера в своем списке верховных королей, он, без сомнения, обладал значительной властью в Южной Англии. Когда он вторгся в Нортумбрию (см. IV.12), в составе его войска были отряды почти из всех англосаксонских королевств.
657
Яруман был епископом Мерсии в 662-667 гг. Где находилась его кафедра, неизвестно; позже резиденция епископов размещалась в столице Мерсии Лиситфельде (ныне город Личфилд).
Книга четвертая
658
Имеется в виду остров Иона.
659
14 июля.
660
Король Эгберт правил Кентом в 664-673 гг.
661
Виталиан (точнее, Виталий) был римским папой в 657-672 гг.
662
В ряде рукописей Ниридан (Niridanum). Точно не установлено, какой из множества кампанских монастырей Беда называет этим именем.
663
Видимо, он был арабом-христианином, которые во множестве эмигрировали в Италию после мусульманского завоевания Северной Африки в середине VII в.
664
Скорее всего, он был там священником.
665
Тарс, родина апостола Павла и известный центр христианства, был захвачен мусульманами в 660 г. После этого многие монахи и священники эмигрировали на Запад; некоторые из них попали и в Англию в качестве спутников Теодора и Адриана.
666
Позже папа Захарий в письме св. Бонифацию упоминал, что Теодор обучался богословию в Афинах.
667
К тому времени монофизитская ересь была уже отвергнута восточной церковью, но в ней получило преобладание монофелитство (учение о наличии в Святой Троице единой воли). Оно было осуждено только в 680 г. на соборе в Константинополе. Как и все греки, Теодор признавал римскую Пасху, но отвергал тонзуру.
668
Теодор имел низший монашеский чин и мог быть посвящен только в субдиаконы. По-видимому, он не успел пройти все последовательные степени иерархии и был сразу посвящен в архиепископы.
669
26 марта.
670
27 мая, канун Пятидесятницы. Папа также послал с ними в качестве переводчика Бенедикта-Бископа, будущего аббата Уирмута.
671
Нынешний Марсель.
672
Иоанн был архиепископом Арля в 658-675 гг.
673
Эбрин (точнее Эброин) был майордомом и фактическим правителем Нейстрии и Бургундии в 656-680 гг. Он подозрительно относился к представителям английской церкви и, в частности, был явным недоброжелателем Вилфрида.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Церковная история народа англов"
Книги похожие на "Церковная история народа англов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов"
Отзывы читателей о книге "Церковная история народа англов", комментарии и мнения людей о произведении.