» » » » Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов


Авторские права

Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов

Здесь можно скачать бесплатно "Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Алетейя, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Беда Достопочтенный  - Церковная история народа англов
Рейтинг:
Название:
Церковная история народа англов
Издательство:
Алетейя
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-89329-429-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная история народа англов"

Описание и краткое содержание "Церковная история народа англов" читать бесплатно онлайн.



Беда – один из выдающихся богословов и ученых Британии. Он написал большое число комментариев и мартиролог, то есть календарь святых, по древнехристианскому образцу. Его главный труд — завершенная в 731 г. «Церковная история народа англов». Беда воссоздает картину союза народов Англии и объединяет различные группы народностей под именем «gens Anglorum» – английская нация. Это предполагает, что народности британских островов станут единой нацией, приведенной Богом на эту землю, как некогда Бог привел народ Израиля в землю обетованную.

Англосаксонские королевства, по мнению Беды, призваны искупить языческие грехи предков и в то же время создать новый народ, послушный Богу. Епископов Беда уподобляет ветхозаветным пророкам. «История Церкви» Беды полна анекдотов и рисует живую картину Церкви, зарождающейся на острове. Беда посвятил это произведение своему любимому королю Нортумбрии Освальду. Из-под пера Беды помимо «Церковной истории...» вышли светская хроника и незаконченный англосаксонский перевод Евангелия от Иоанна. Беда не уставая призывал своих братьев и духовных лиц заучивать наизусть и записывать важнейшие христианские формулы и молитвы на англосаксонском языке.






726

В этом пункте отразилось особое положение монастырей в английской церкви, заимствованное из кельтской практики. Позже монастырям нередко оказывали предпочтение короли, которые использовали их в качестве противовеса усилению епископского влияния.

727

По кельтскому обычаю монахи часто покидали свои обители и отправлялись в странствия, что препятствовало исполнению ими монастырских правил. Для пресечения этой практики собор решил, что монахи могут покидать монастырь только с разрешения аббата. Однако позже монахи продолжали странствовать (часто под предлогом паломничества), и церкви еще не раз приходилось прибегать к запрещениям.

728

Иногда церковники во время путешествий вымогали или прямо требовали у мирян деньги и различное имущество. Такая практика была распространена и в других странах Европы и стала в ХI в. предметом осуждения известного «клюнийского движения».

729

Имеется в виду селение Кловешо недалеко от Хертфордской равнины. Единственный известный собор состоялся там в 747 г., однако, возможно, там же происходили и те соборы, которые имели место в Хертфорде.

730

Вопрос о дроблении епископских диоцезов был предметом ожесточенных споров в английской церкви. Сам Беда был сторонником такого дробления (см. «Письмо к Эгберту»), однако многие епископы сопротивлялись ему, так как это уменьшало число подвластным им церквей и областей.

731

Правильная дата – 672 г., но король Эгберт действительно умер в 673 г.

732

Хлотхер (Хлотарь) был королем Кента в 673-685 гг.

733

Бизи был посвящен в епископы в 672 или 673 г. Экки стал епископом в городе Данвич (графство Саффолк); епископство существовало там до скандинавского завоевания в IX в. Ныне церковь Экки вместе с большей частью Данвича затоплена морем. Бадувин сделался епископом города Элмхема (графство Норфолк); там епископство Восточной Англии находилось до 1072 г. Позже оно было перенесено в Тетфорд, а около 1094 г. в Норвич (Норич).

734

Возможно, Винфрид был смещен за недовольство разделением своего диоцеза. По курьезному сообщению Эдди, Винфрид после этого направился на континент, где майордом Эброин арестовал его, перепутав со своим врагом Вилфридом, и несколько месяцев продержал в темнице. Уже после этого он удалился в монастырь Адбарве (Барроу).

735

Сексвулф или Саксулф был основателем знаменитого монастыря Медесхемстед (Питерборо) в графстве Нортхэмптоншир, о котором много говорится в «Англосаксонской хронике» (см.).

736

Винфрид умер около 678 г.

737

Эрконвальд (более правильно Эркенвольд) был епископом Лондона в 675-693 гг. Король Уэссекса Ине в преамбуле к своему известному кодексу законов называет Эркенвольда «мой епископ»; это может означать, что в то время король Уэссекса в какой-то форме осуществлял суверенитет над Эссексом. В XII в. Эркенвольд был канонизирован; его останки находятся в соборе св. Павла в Лондоне.

738

Кабалларий (caballarium) – особое седло со спинкой и ремнями, в котором передвигались больные и беременные женщины.

739

Область Судергей (Sudergeona) – нынешнее графство Суррей (Серри). Оно попеременно принадлежало королям Сассекса, Мерсии и Уэссекса. Около 670 г. королем или элдорменом Суррея был Фритувольд, даровавший Эркенвольду земли для его монастыря в Чертси.

740

Ныне город Чертси. Керот или Кеорот – неизвестное лицо или место; его можно сопоставить с дворцом Хеорот – резиденцией короля данов в эпосе «Беовульф». Это название означает «олень».

741

Известный монастырь Баркинг близ Лондона. Сначала он был смешанным, как Эли, Витби и др., но с IX в. стал чисто женским. Закрыт в XVI в.

742

Главы VII-Х заимствованы Бедой из утерянного жития св. Этельбурги, которое он именует далее liber или libellus.

743

Вечерние молитвы (matutinае) читались до заката, после чего монахи отправлялись спать, однако некоторые продолжали молиться и дальше. В данном случае шествие на кладбище совершалось из особого благочестия.

744

В англосаксонских храмах и каменных домах узкие окна помещались высоко под потолком и закрывались деревянными ставнями. Стекло начали использовать для окон и витражей только в ХI в.

745

По монастырским обычаям дети обоего пола до шести лет (обычно сироты) могли жить и воспытываться вместе с монахами.

746

В оригинале lucerna – церковная лампада, а также масляная лампа для освещения.

747

У Беды в форме Torctgyd.

748

2 Кор. 12:9 – «сила Моя совершается в немощи».

749

Скрытая цитата из третьей эклоги «Буколик» Вергилия. В вольном переводе С. Шервинского: «этих, уж верно, любовь не сушила – а кожа да кости».

750

Традиционная форма имени – Хильделит. Сохранился посвященный ей прозаический гимн Альдхельма. Бонифаций упоминает ее в одном из писем, из которого следует, что она была еще жива в 717 г.

751

Вальдхер был епископом Лондона с 693 г. до своей смерти, наступившей в промежутке между 705 и 716 гг. Сохранилось его письмо 705 г., адресованное архиепископу Бертвольду.

752

В оригинале mensura palmae величина ладони. Ладонь (palma) – римская мера длины, равная примерно 7,5 см. Далее упоминается «палец» (digitus) – другая римская мера, равная 1,85 см (римский дюйм, из которого произошел современный английский дюйм (inch), равный 2,5 см).

753

Сыновья Себби Сигхард и Свефред правили Эссексом в 694-709 гг. совместно с сыном Сигхерда Оффой. Сигхард умер первым около 705 г.

754

Имеется в виду св. Павел, которого называли «апостолом язычников» в противоположность св. Петру – «апостолу иудеев».

755

В оригинале subreguli (подчиненные царьки). В их числе были вдова Кенвалка Сексбурга (672-673), Кенфус (673-674), его сын Эсквин (674-676) и сын Кинегисля Кентвин (676-685). Вероятно, они были язычниками, поэтому Беда отзывается о них столь пренебрежительно.

756

Хэдда был епископом Уэссекса в 676-703 гг.

757

Кэдвалла или Кэдвал был дальним потомком короля Кевлина. Во время правления Кентвина он предъявил права на трон и захватил его после долгой борьбы. Он проявлял большую жестокость к своим врагам (например, истребил все население острова Уайт). После двух или трех лет правления он отрекся от доставшейся ему с таким трудом власти и в 688 г. отправился в паломничество в Рим. Там он был крещен и вскоре умер (см. V.7).

758

При этом Этельред был весьма благочестив и щедро жертвовал земли и имущество монастырям Мерсии (Питерборо, Абингдон, Малмсбери). Он дружил с архиепископом Теодором и Вилфридом и в 704 г. удалился в монастырь Бардни, где позже стал аббатом (см. V.19, 24).

759

Квихельм был епископом Рочестера в 677-678 гг.; Гефмунд – в 678-693 гг.

760

Сообщение о комете, которая на самом деле появилась в 676 г., Беда заимствовал из «Liber Pontificalis».

761

Это было первое изгнание Вилфрида; более подробно Беда говорит о нем в V.19. Возможно, причиной ссоры Вилфрида с королем был его отказ выполнить решение Хертфордского собора о разукрупнении диоцезов.

762

Боза был одним из учеников аббатиссы Хильды, Эта – одним из 12 англов, бывших учениками св. Айдана. Позже он стал аббатом Мелроза, а еще позже – Линдисфарна. По старой традиции он сделал этот монастырь центром епископства, которое после его смерти разделилось на две части с центрами в Линдисфарне и Хексеме.

763

Эдхед был родом из Нортумбрии; он сопровождал Хада, когда тот ездил к Вилфриду за посвящением. Область Линдсей находилась в руках короля Нортумбрии до 685 г., а после вновь перешла к Мерсии.

764

Тунберт был аббатом Гиллинга и родственником аббата Ярроу Кеолфрита, друга и покровителя Беды. В 684 г. архиепископ Теодор по неизвестной приине лишил его кафедры. О Трумвине ничего не известно; после 685 г. епископство англов в пиктских землях прекратило свое существование.

765

Эдхед был епископом Рипона (Рипенса) несколько лет после 685 г.

766

История Сассекса в VI-VII вв. совершенно неизвестна. По-видимому, эта территория находилась под властью Кента, а после Мерсии. До 685 г. там правил король или мерсийский элдормен Этельвалк.

767

Ныне это долина Меон в графстве Хэмпшир. По данным Беды, эта область, как и остров Уайт, была населена ютами (см. I,15).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная история народа англов"

Книги похожие на "Церковная история народа англов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Беда Достопочтенный

Беда Достопочтенный - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов"

Отзывы читателей о книге "Церковная история народа англов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.