» » » » Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов


Авторские права

Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов

Здесь можно скачать бесплатно "Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Алетейя, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Беда Достопочтенный  - Церковная история народа англов
Рейтинг:
Название:
Церковная история народа англов
Издательство:
Алетейя
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-89329-429-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная история народа англов"

Описание и краткое содержание "Церковная история народа англов" читать бесплатно онлайн.



Беда – один из выдающихся богословов и ученых Британии. Он написал большое число комментариев и мартиролог, то есть календарь святых, по древнехристианскому образцу. Его главный труд — завершенная в 731 г. «Церковная история народа англов». Беда воссоздает картину союза народов Англии и объединяет различные группы народностей под именем «gens Anglorum» – английская нация. Это предполагает, что народности британских островов станут единой нацией, приведенной Богом на эту землю, как некогда Бог привел народ Израиля в землю обетованную.

Англосаксонские королевства, по мнению Беды, призваны искупить языческие грехи предков и в то же время создать новый народ, послушный Богу. Епископов Беда уподобляет ветхозаветным пророкам. «История Церкви» Беды полна анекдотов и рисует живую картину Церкви, зарождающейся на острове. Беда посвятил это произведение своему любимому королю Нортумбрии Освальду. Из-под пера Беды помимо «Церковной истории...» вышли светская хроника и незаконченный англосаксонский перевод Евангелия от Иоанна. Беда не уставая призывал своих братьев и духовных лиц заучивать наизусть и записывать важнейшие христианские формулы и молитвы на англосаксонском языке.






469

Латинское Candida Casа; англы назвали это место Уитхорн («Белый рог» или «мыс»). В 731 г., когда Голуэй находился под контролем Нортумбрии, там было основано самостоятельное епископство. Как и сама церковь, оно было уничтожено скандинавами в начале IX в.

470

Бриди (вернее Бриде) мак Мелхон правил пиктами около 557-586 гг. Имя Бриде было традиционным у королей пиктов.

471

Имеется в виду знаменитый монастырь Дарроу в Ленстере. В VII в. там было создано богато иллюстрированное Евангелие (Codex Durmachensis), которое ныне хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине.

472

Система церковного управления в Ирландии отличалась от принятой в других странах Европы. Формально епископы были главами церкви, но многие из них не имели своих диоцезов и жили в монастырях или в отшельничестве. Позже, когда моральный дух ирландской церкви упал, появилось много жалоб на недолжный образ жизни этих «бродячих епископов»(episcopi vagantes).

473

Хотя Беда общался с Адамнаном, он, видимо, не знал написанного последним «Жития Колумбы». Этот памятник неоднократно издавался и переводился на английский язык (лучший перевод: Adomnan’s Life of Columba/ Tr. A. O. and M. O. Anderson. London, 1961).

474

Флп. 3:15.

475

В сочинении Беды содержится практически вся информация о св. Айдане, известная нам. Его происхождение неизвестно; имя представляет собой диминутивную форму ирландского Aedh (Айд).

476

Сегене – пятый аббат Ионы в 623-652 гг.

477

У ирландцев, как и у англосаксов, верхом ездили только представители знати, поэтому святые из смирения отказывались от этой привилегии.

478

Любопытно, что «вялость» (segnitia) охватила церковь англов так скоро после тех аскетических подвигов и чудес святости, о которых повествует Беда. О причинах этой «вялости» он ничего не говорит, но неоднократно обличает ее в своих сочинениях, в особенности в письме к Эгберту (см. ниже).

479

Обычай заучивать на память большие отрывки из Библии, особенно псалмы, ирландские монахи восприняли у ранних египетских отцов. По сообщению Беды, епископ Вилфрид в молодости выучил наизусть всю Книгу Псалмов (V.19).

480

Среда и пятница были у христиан постными днями начиная с III в. Эта практика была воспринята у евреев, которые постились по понедельникам и четвергам.

481

Имеются в виду те, кто был захвачен в плен во время частых войн между анлосаксонскими королевствами. Их часто использовали как рабов в самой Британии или продавали за море франкам или фризам (см. историю, рассказанную в IV.24).

482

Гектор Боэций (Бойс) в латинской «Хронике Шотландии», написанной в XVI в., называет имя этого неудачливого миссионера – Корман.

483

1 Кор. 3:2 – «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах».

484

Освальд действительно пользовался верховной властью над большей частью англосаксонских королевств, а также над Южной Шотландией и некоторыми частями Уэльса. Адамнан в своем «Житии Колумбы» именует этого короля «императором всей Британии» (totius Britannniae imperator).

485

Имеется в виду Беббанбург (ныне Бамборо), который был в VII-VIII вв. столицей Нортумбрии. Бебба или Бибба была первой женой короля Этельфрита и матерью Энфрита. Освальд был сыном второй его жены Ахи, дочери короля Дейры Эллы и сестрой короля Эдвина. Таким образом, Освальд был связан с королевскими родами как Берниции, так и Дейры.

486

Кинегисль или Кинегильс правил в Уэссексе в 611-642 гг.

487

Бирин был епископом западных саксов ок. 640-650 гг. Вообще Беда плохо знает о событиях в Уэссексе и мало сообщает о положении церкви в этом королевстве. Он ничего не говорит о набиравшем силу в начале VIII в. миссионерском движении и даже о деятельности «апостола германцев» Винфрида-Бонифация, уроженца Уэссекса. Его информацию дополняют сообщения «Англосаксонской хроники», написанной в Уэссексе.

488

На деле Астерий был епископом Милана, но был изгнан в Геную лангобардами – сторонниками арианства.

489

По данным «Жития Освальда», написанного Симеоном Дарэмским в XII в., эту дочь звали Кинебургой. Видимо, она вступила в брак с Освальдом незадолго доо его гибели и не успела родить ему наследников.

490

Ныне Дорчестер в графстве Дорсетшир. По данным традиции, именно там произошло крещение короля Кинегисля.

491

Хэдда стал епископом Уэссекса в 676 г.; при нем кафедра была перенесена в город Вентакастир (у Беды латинизированное Вента, ныне Винчестер), где находилась и королевская резиденция. Возможно, он также основал или восстановил знаменитый монастырь в Гластонбери; по данным Уильяма Малмсберийского, в этом монастыре стояла каменная пирамида с посвящением Хэдде.

492

Кенвалк или Кенвал правил в 643-672 гг. Видимо, он был как-то связан с Нортумбрией, поскольку дружил с Бенедиктом-Бископом и с королем Альдфритом.

493

Анна или Энна был королем восточных англов в 635-654 гг. Все его дочери – четыре родных и одна приемная – стали монахинями и позднее были канонизированы. Старшая из них, Этельфрита, сделалась женой короля Нортумбрии Эгфрита, а потом аббатиссой Эли (о ней см. IV.19). Другая дочь Сексбурга, жена короля Кента Эрконберта и мать Эрконготы, была аббатиссой Эли после сестры. Третья дочь Этельбурга стала аббатиссой монастыря Бри в Галлии. О четвертой дочери, Виктбурге, Беда не упоминает, но из документов ХI в. следует, что она была похоронена в том же монастыре Эли. Приемная дочь Анны Сефрита также была аббатиссой в монастыре Бри (см. III.8).

494

Франкская форма имени Этельберт. Видимо, он, как и Вине, был посвящен в епископы без диоцеза. Он говорил на каком-то из франкских диалектов, который англосаксы понимали, но считали «варварским». Из Уэссекса он не отправился прямо в Галлию, а пробыл четыре года в Нортумбрии, где посвятил в священники Вилфрида и присутствовал на соборе в Витби (Стренескальке). После этого он был избран епископом Парижа и оставался им до своей смерти в 680 г.

495

Имеется в виду Париж, который в римское время назывался Лютеция паризиев (Lutetia Parisiorum) по имени жившего в окрестностях галльского племени.

496

Иов. 42:16.

497

За что был изгнан Вине, неизвестно. Учитывая сказанное далее о покупке им епископства, можно предположить, что его изгнали за симонию (торговлю церковными должностями), которая в то время стала обычной в его родной галльской церкви, но еще не прижилась в церкви английской.

498

Ученый грек Теодор был архиепископом Кентерберийским в 668-690 гг. О нем см. ниже.

499

Леутер был епископом Винчестера в 670-676 гг. Здесь под «синодом» (synodica) имеется в виду собрание представителей светской и духовной власти королевства (то же, что витанагемот).

500

Эрконберт или Эркенберт был королем Кента в 640-664 гг.

501

Имеется в виду Великий пост.

502

Фара или Бургундофара происходила из королевского рода бургундов. Она была пострижена в монахини св. Колумбаном против воли ее отца, который за это изгнал Колумбана из своих владений. После она стала первой аббатиссой монастыря Бри недалеко от Парижа. Это был двойной монастырь (мужской и женский); обычно такие монастыри возглавляли женщины из знатных родов. В Англии такие монастыри (Витби, Баркинг, Колдингем) процветали в VII-VIII вв., но позже исчезли – видимо, в результате скандинавского завоевания.

503

Это монастыри Бри, Шелль и Андели-сюр-Сен (все недалеко от Парижа).

504

Номисма (nomisma) – этим греческим словом часто назывались римские золотые солиды, имевшие хождение во всей Европе в раннем Средневековье.

505

Сладковатый запах разложения из вскрытой могилы часто рассматривался как признак святости. Впрочем, останки святых очень часто издавали благоухание через много лет после смерти, когда всякое разложение должно было завершиться.

506

Беда упоминает о четырех случаях нетления тел святых. Это Этельбурга, Фурсей, Этельфрита и Кутберт. Хотя церковь никогда не рассматривала нетление мощей как обязательный признак святости, оно было дополнительным аргументом для канонизации. С другой стороны, по распространенному поверью, тела проклятых людей – чародеев, оборотней, вампиров – также не подвергались разложению.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная история народа англов"

Книги похожие на "Церковная история народа англов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Беда Достопочтенный

Беда Достопочтенный - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов"

Отзывы читателей о книге "Церковная история народа англов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.