» » » » Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов


Авторские права

Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов

Здесь можно скачать бесплатно "Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Алетейя, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Беда Достопочтенный  - Церковная история народа англов
Рейтинг:
Название:
Церковная история народа англов
Издательство:
Алетейя
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-89329-429-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная история народа англов"

Описание и краткое содержание "Церковная история народа англов" читать бесплатно онлайн.



Беда – один из выдающихся богословов и ученых Британии. Он написал большое число комментариев и мартиролог, то есть календарь святых, по древнехристианскому образцу. Его главный труд — завершенная в 731 г. «Церковная история народа англов». Беда воссоздает картину союза народов Англии и объединяет различные группы народностей под именем «gens Anglorum» – английская нация. Это предполагает, что народности британских островов станут единой нацией, приведенной Богом на эту землю, как некогда Бог привел народ Израиля в землю обетованную.

Англосаксонские королевства, по мнению Беды, призваны искупить языческие грехи предков и в то же время создать новый народ, послушный Богу. Епископов Беда уподобляет ветхозаветным пророкам. «История Церкви» Беды полна анекдотов и рисует живую картину Церкви, зарождающейся на острове. Беда посвятил это произведение своему любимому королю Нортумбрии Освальду. Из-под пера Беды помимо «Церковной истории...» вышли светская хроника и незаконченный англосаксонский перевод Евангелия от Иоанна. Беда не уставая призывал своих братьев и духовных лиц заучивать наизусть и записывать важнейшие христианские формулы и молитвы на англосаксонском языке.






343

24 апреля.

344

Юст был архиепископом Кентерберийским в 624-627 гг.

345

Мф. 28:20.

346

Мф. 10:22.

347

Называя короля то Адолоальдом, то Аудубальдом, папа пытается приспособить его имя к известным в Риме лангобардским формам (королевство лангобардов в Италии существовало до 774 г.).

348

Пс. 18:5; цитируется по Рим. 10,18 (вм. «звук» – «голос»). Латинское sonum может иметь оба значения.

349

Во всех рукописях imperavimus (приказываем). По мнению большинства ученых, слово ошибочно поставлено вместо impertivimus (даруем, разрешаем).

350

Эдвин был сыном Эллы, короля Дейры. Когда его королевством завладел Этельфрит, Эдвин долгое время скрывался от его мести; по валлийской традиции, он жил у короля Гвинедда Кадвана. Потом его принял король Восточной Англии Редвальд, который в 616 г. восстановил его на троне Нортумбрии, разбив Этельфрита в сражении у реки Идлы.

351

Имеется в виду Мона (Англси). Как уже говорилось, вторым «островом Мевании» Беда именует остров Мэн.

352

Еще одно сокращение «парадного» имени (см. прим. 330). Королева Эдильбурга (вернее Этельберга) была второй женой Эдвина. От первой жены Кенберги или Куниберги у него были сыновья Осфрит и Эдфрит.

353

21 июля.

354

2 Кор. 11:2.

355

2 Кор. 4:4.

356

Квихельм был сыном и соправителем короля Уэссекса Кинегильса, правившего в 611-642 гг. Он умер в 636 г.

357

В оригинале sica (кинжал). О том, что убийцы смазывали свое оружие ядом, не раз упоминается в средневековых источниках, в частности у Григория Турского.

358

Река Деруэнт (у Беды Deruventum) протекает в графстве Йоркшир и впадает в залив Хумбер. До IX в. короли англосаксов не имели постоянных резиденций и в течение года перемещались по подвластным землям, собирая дань и творя суд.

359

Этот minister (служитель) был, видимо, членом дружины Эдвина, и обычай требовал от него отдать жизнь за своего короля. Англосаксонская традиция постоянно восхваляет верных дружинников, выполнивших в битве свой долг, и, напротив, порицает трусов (см. поэмы «Битва при Брунанбурге» и «Битва при Мэлдоне» в кн.: Древнеанглийская поэзия. М. 1982).

360

Имеется в виду англосаксонский «витанагемот» (совет мудрых) – собрание знати, с которым король советовался по важным вопросам. Английские историки, стремившиеся доказать исконность демократических традиций англичан, часто преувеличивали роль этого совета, бывшего пережитком родоплеменных отношений. Однако вплоть до ХI в. все главные решения королевской власти требовали хотя бы формального утверждения витанагемота. До христианизации в совет входили, очевидно, языческие жрецы; после – епископы и аббаты.

361

Беда не приводит даты написания этого и следующего письма. Папа Бонифаций умер 25 октября 625 г.; очевидно, письма написаны незадолго для этого.

362

Мал. 1:11 – «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами».

363

В оригинале subdi («подчиненных» или «слуг»). Из-за неправильности грамматической конструкции иногда предлагаются другие значения, в частности suboli («родственников»).

364

См. прим. 347.

365

Еще Тацит упоминает о вере германских племен в предсказания (Германия, Х).

366

Пс. 95:5.

367

Пс. 113:5-8.

368

Ин. 3:5 – «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие».

369

В оригинале camisia (рубашка).

370

Шерстяные плащи (lena) из Анкиры (нынешняя Анкара в Турции) были весьма популярны как в Византии, так и на Западе.

371

2 Тим. 4:2 – «настой во время и не во время».

372

Мф. 19:5.

373

1 Кор. 7:14.

374

Редвальд был одним из самых могущественных королей англосаксов, о чем говорит и богатство его захоронения в Саттон-Ху. Обратившись в христианство, он продолжал поклоняться языческим богам. Умер в 617 г. после того, как в 616 г. одержал победу над королем Этельфритом и возвел Эдвина на престол Нортумбрии. Ему наследовал сын Эрпвальд.

375

В «Житии» святого Григория, написанном в Стренескальке, содержится краткая версия этой же истории. Там прямо говорится о том, что явившийся королю незнакомец был Паулином, в то время как у Беды это дух или ангел.

376

Англосаксы начали чеканить собственную монету римского образца в конце VI в. Сначала это были серебряные триенсы и (возможно) золотые солиды, напоминающие монеты Меровингов; около 670 г. их сменили более мелкие серебряные скеаты, а около 760 г. – серебряные денарии или пенни. Первые монетные дворы находились в Кентербери и Лондоне. В Нортумбрии чеканка монеты началась позже, около 650 г.; это были скеаты и медные стики с изображением креста и именем монетария. Позже стики вместе с золотыми номиналами чеканили также архиепископы Йорка (Эборака). До VI в. сохранялось обращение римских монет; возможно, именно их имеет в виду Беда, говоря здесь о «дарах серебра» (argenti dona).

377

В оригинале palatium (дворец). Англосаксонские (и кельтские) «дворцы» той эпохи представляли собой круглые или прямоугольные деревянные строения с большим центральным залом, где горел очаг. Вокруг располагались жилые комнаты; крышу образовывали деревянные балки, покрытые дранкой или соломой. Вокруг «дворца» находились хижины прислуги и хозяйственные помещения, обнесенные частоколом или валом. Король, его семейство и дружина жили во «дворце» несколько месяцев, после чего переезжали в другой. Остатки одного из «дворцов» были раскопаны английскими археологами в Иверинге (графство Нортумберленд).

378

Скрытая цитата из «Энеиды» (IV, 2 – «тайный огонь, разливаясь по жилам, снедает» в пер. С. Ошерова). В «Истории» встречается не менее семи цитат из «Энеиды».

379

Здесь появляется золото, хотя прежде речь шла о серебре. Золотые монеты в то время встречались редко; в «Англосаксонской хронике» под 418 г. встречается сообщение о том, что римляне вывезли из Британии все золото (см.).

380

В оригинале pecunia (в классической латыни «деньги», в Средние века обычно означало «плату» или «жалованье»).

381

Битва состоялась в 616 г. Река Идла (ныне Идл) находится в графстве Линкольншир и впадает в залив Уош.

382

Описание совета – одно из самых знаменитых и интересных в литературном плане мест в сочинении Беды. Подражая античным историкам, он вкладывает в уста персонажей речи, по всей видимости, сочиненные им самим. Однако, без сомнения, он ориентировался на какие-то устные легенды об обращении короля Эдвина и соединил в своем повествовании три версии этого обращения: чудесное избавление короля от меча убийцы, исполнение им обещания, данного незнакомцу, и единодушное решение «amicis principibus et consiliariis» (дружественных вождей и советников).

383

Единственный известный по имени представитель англосаксонского языческого культа. У Беды сохранились сведения о наличии у жрецов иерархии (Койфи – не просто жрец, а «главный жрец», primus pontificum) и табу (запрещение ездить на коне и носить оружие). Поведение Койфи должно подчеркнуть несостоятельность языческой веры, но мы знаем, что не везде старые обычаи сдавались так легко. Почти во всех англосаксонских королевствах язычество долго сохранялось не только в народной среде, но и среди знати (см. историю о двоеверии короля Редвальда). Окончательная христианизация англосаксов произошла только в начале VII в., а в IX в. нашествие скандинавов вызвало новый всплеск языческой реакции.

384

«Достоинства» (virtutis) и «пользы» (utilitatis) язычники требовали от своих богов не только по мнению христиан, но, вероятно, и на самом деле. Далее Койфи сетует на то, что боги, которым он преданно служил, не помогли ему получить дары и почести. Во многих европейских странах представители языческого культа именно по этим соображениям переходили на сторону новой веры или даже становились ее служителями (см. рассказы историков о крещении франков, скандинавов и других народов).

385

Выразительное описание англосаксонского «дворца» с длинным центральным залом, имевшим в обоих концах и, возможно, в середине двери, в которые могли влетать птицы. В середине его в углублении, выложенном камнями, горел огонь, вокруг которого собирались король и его приближенные, чтобы пировать и слушать музыкантов и странствующих певцов (скопов).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная история народа англов"

Книги похожие на "Церковная история народа англов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Беда Достопочтенный

Беда Достопочтенный - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов"

Отзывы читателей о книге "Церковная история народа англов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.