» » » » Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов


Авторские права

Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов

Здесь можно скачать бесплатно "Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Алетейя, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Беда Достопочтенный  - Церковная история народа англов
Рейтинг:
Название:
Церковная история народа англов
Издательство:
Алетейя
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-89329-429-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Церковная история народа англов"

Описание и краткое содержание "Церковная история народа англов" читать бесплатно онлайн.



Беда – один из выдающихся богословов и ученых Британии. Он написал большое число комментариев и мартиролог, то есть календарь святых, по древнехристианскому образцу. Его главный труд — завершенная в 731 г. «Церковная история народа англов». Беда воссоздает картину союза народов Англии и объединяет различные группы народностей под именем «gens Anglorum» – английская нация. Это предполагает, что народности британских островов станут единой нацией, приведенной Богом на эту землю, как некогда Бог привел народ Израиля в землю обетованную.

Англосаксонские королевства, по мнению Беды, призваны искупить языческие грехи предков и в то же время создать новый народ, послушный Богу. Епископов Беда уподобляет ветхозаветным пророкам. «История Церкви» Беды полна анекдотов и рисует живую картину Церкви, зарождающейся на острове. Беда посвятил это произведение своему любимому королю Нортумбрии Освальду. Из-под пера Беды помимо «Церковной истории...» вышли светская хроника и незаконченный англосаксонский перевод Евангелия от Иоанна. Беда не уставая призывал своих братьев и духовных лиц заучивать наизусть и записывать важнейшие христианские формулы и молитвы на англосаксонском языке.






300

Имеется в виду знаменитый собор святого Павла в Лондоне, который неоднократно перестраивался после пожаров. Нынешний собор выстроен К. Реном в начале XVIII в.

301

Нынешний Рочестер; Дорубревисом он назывался в римское время. О вожде Хрофе ничего не известно.

302

Остатки этого храма были раскопаны в 1889 г.; от него сохранился только фундамент.

303

У Беды porticus (от греческого «портик»), то есть отдельная капелла с узким входом, прилегающая к храму. Часто такие портики использовались как гробницы. Как показали раскопки, в храме свв. Петра и Павла в монастыре Сент-Огастинс было два портика – на севере и на юге от храма.

304

26 мая. Год смерти Августина Беда не указывает, но по всем признакам это 604 г.

305

Каноническое право запрещает посвящение двух епископов на одну кафедру, но это правило часто нарушалось по указанной причине. Беда не раз пишет о том, что в случае тяжелой болезни епископов на их место посвящались другие предстоятели (IV.5, IV.23, V.6). Такая практика английской церкви вызывала недовольство в Риме; так, в 743 г. папа Захарий довольно резко отверг просьбу Винфрида-Бонифация о позволении посвящения его наследника.

306

Святой Климент считался четвертым епископом Рима; по легенде, он пострадал в 94 г.

307

Лаврентий был архиепископом Кентерберийским в 604-619 гг.

308

Ранее считалось, что имеется в виду ирландский святой Даган из Инбер Дойла. Однако в «Мартирологе Таллагта», где память этого Дагана празднуется 13 сентября, он не назван епископом. Возможно, Беда пишет о некоем епископе Дагане, помещенном в том же мартирологе под 12 марта

309

Колумбан – знаменитый ирландский святой, первый из длинного ряда кельтских миссионеров в европейских странах. Он покинул Ирландию с двенадцатью спутниками и в 591 г. достиг Бургундии, где основал известный монастырь Люксейль и учредил его правило, ставшее образцом для французских обителей. Позже он побывал в Германии и основал знаменитый монастырь Боббио в Италии, где и умер в 615 г. Колумбан был горячим сторонником кельтской Пасхи и тонзуры и не раз спорил об этом с галльским духовенством. Его житие составлено Ионой из Боббио в середине VII в.

310

Сохранилось немало свидетельств о полном отказе бритттов от общения с Римской церковью. В письме Альдхельма королю Корнуолла Герайнту, датированном 705 г., епископ сетует, что бритты не только отказываются есть с англами, но и бросают псам всякую пищу, которой коснулась рука англа. За общение с англосаксами бритт должен был нести покаяние в течение сорока дней.

311

Валлийская церковь вплоть до конца VIII в. отказывалась от общения с английской и не принимала римскую Пасху и тонзуру.

312

Бонифаций IV был римским папой в 608-615 гг.

313

У Беды везде synodum. Мы переводим этот термин словом «собор», когда речь идет о собраниях вселенских или местных предстоятелей, и «синод», когда говорится о постоянном собрании духовных и светских правителей, решающем вопросы церковной жизни.

314

27 февраля 609 г.

315

Римский Пантеон (храм всех богов) построен ок. 125 г. при императоре Адриане. Папа Бонифаций освятил его в честь девы Марии и всех мучеников 13 мая 609 г. Долгое время этот день праздновался католиками как День всех святых (позже перенесен на 1 ноября). Благодаря превращению в христианский храм Пантеон единственным из римских зданий сохранил свой внешний вид; ныне там находится национальный мавзолей Италии.

316

Элла – первый король Сассекса, правивший, по преданию, в 477-514 гг.

317

Кевлин – король Уэссекса в 560-591 гг.

318

Редвальд – король восточных англов в 593-617 гг. По мнению большинства историков, именно ему принадлежит знаменитый англосаксонский могильник в Саттон-Ху, раскопанный в 1939 г.

319

Эдвин – король Нортумбрии в 616-633 г. О нем см. ниже.

320

Имеются в виду острова Мевания или Мона (нынешний Англси) и Менапия (нынешний Мэн). Они объединены Бедой по схожести названий и в VII в. действительно были заселены бриттами.

321

Святой король Освальд правил Нортумбрией в 634-642 гг., его брат Освиу (Осви) – в 642-670 гг. О них см. ниже. Данный Бедой список «верховных королей»(англосакс. bretualda) является условным; ни один из них не обладал властью над всеми королевствами англосаксов. Говоря о них, Беда употребляет слово imperium, то есть «верховная власть», что является анахронизмом и отражает его политическую концепцию.

322

Первое у Беды обозначение дня не по римскому, а по новому европейскому стилю. Эта система начала постоянно применяться только с XIV в.

323

Знаменитые «Законы Этельберта» составлены в начале VII в. по римскому образцу и содержат ряд установлений, принятых под влиянием церкви. Они являются древнейшим памятником англосаксонского языка и одновременно первым законодательным документом, написанным на одном из национальных европейских языков. Самая ранняя рукопись «Законов» относится к XII в.

324

Эск (Oisc) или Эоза – сын Хенгиста, правивший в Кенте в 488-512 гг. То, что его наследники именовались по его имени, а не по имени Хенгиста, служит аргументом для признания последнего легендарным персонажем.

325

Эдбальд правил Кетом в 616-640 гг.

326

1 Кор. 5:1 – «блудодеяние, какого не слышно даже у язычников».

327

Осуждение Бедой Эдбальда вряд ли справедливо, так как тот был язычником и женился на мачехе по древнему германскому обычаю. О существовании такого обычая косвенно говорит и ответ папы Григория на пятый вопрос Августина (см. выше, I.27). Став христианином, Эдбальд отказался от этого брака и женился на франкской принцессе Эмме.

328

2 Пет. 2:22 – «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи». Частый в средневековой литературе образ для обличения отступников от веры.

329

Сыновья Саберта Сексред, Севард и Сигберт правили Эссексом около 615-620 гг. Разделение королевства на равные части между братьями было обычным явлением не только у англосаксов, но и у франков и других германских народов.

330

Обычное для англосаксонского языка сокращение «парадного» имени. Другие примеры: Кеола вместо Кеолфрит, Эда вместо Эдвин.

331

Вероятно, до христианизации англосаксы не выпекали белого пшеничного хлеба и знали только лепешки из ячменной или ржаной муки грубого помола.

332

Первые епископы английской церкви были чужеземцами и легко покидали свои кафедры не только в случае опасности, но и из-за недостатка средств (IV.12) или из-за обиды на местных правителей (III.7).

333

Беда иногда называет гевиссеями западных саксов, хотя в англосаксонской традиции такое название не употребляется.

334

Здесь и далее Беда не раз упоминает о видениях, известных в западной традиции под названием incubatio (от лат. «возлежание»), когда кто-либо проводит ночь в храме, и святой покровитель этого храма является ему, приносит исцеление или дает совет.

335

Мф. 10:16 – «Я посылаю вас, как овец среди волков». Ин. 10:12 – «и волк расхищает овец, и разгоняет их».

336

Флм. 2:8 – «даже до смерти, и смерти крестной».

337

Этот храм находился рядом с церковью свв. Петра и Павла. Позже он сгорел, и от него осталось лишь основание западной стены.

338

2 февраля 619 г.

339

Меллит был архиепископом Кентерберийским в 619-624 гг.

340

Бонифаций V был папой римским в 619-625 гг.

341

Деревянные дома англосаксов с открытыми очагами в центре часто горели. Множество чудес, описанных Бедой и авторами житий, связаны с чудесным тушением огня святыми; можно привести в пример аналогичные рассказы из «Жития Кутберта» и из жития св. Мартина, написанного Сульпицием Севером. Здесь и далее Беда использует выражения, взятые из рассказа папы Григория («Диалоги», 1.6) об аналогичном чуде.

342

Имеются в виду четверо мучеников из Паннонии, пострадавших во времена Диоклетиана; позже их мощи перенесли в Рим и торжественно захоронили в посвященной им церкви. По легенде, они были каменщиками и считались с тех пор покровителями этой профессии (а позже франкмасонства). О существовании такой церкви в Кентербери ничего не известно; судя по посвящению, она должна была быть скорее каменной, чем деревянной.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Церковная история народа англов"

Книги похожие на "Церковная история народа англов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Беда Достопочтенный

Беда Достопочтенный - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Беда Достопочтенный - Церковная история народа англов"

Отзывы читателей о книге "Церковная история народа англов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.