» » » » Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века


Авторские права

Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века

Здесь можно купить и скачать "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Рейтинг:
Название:
Антология хожений русских путешественников XII-XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-0232-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Описание и краткое содержание "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать бесплатно онлайн.



В антологию вошли наиболее известные науке хожения XII-XV вв. (от основоположника жанра игумена Даниила до Афанасия Никитина). Хожения содержат сведения о быте, истории, географии разных стран и знакомят читателя с культурными традициями народов зарубежного Востока и Запада, формами и методами информационной разведки в эпоху Средневековья, рассказывают о взаимодействии и взаимовлиянии культур. Тексты публикуются по изданиям Императорского Православного Палестинского общества XIX в., современным публикациям представителей отечественной и зарубежной историографии: Н.И. Прокофьева, В.А. Кучкина, Я.С. Лурье, Л.С. Семенова, Дж. Маджески и др. Для историков, литературоведов, философов, культурологов.






Не прошли мимо внимания Афанасия Никитина также особенности хозяйственной жизни местного индийского населения и политической истории этой страны.

XV столетие в истории Индии – период, насыщенный военными событиями: главный военачальник Бидарского султана (царство Бахманидов) Махмуд-Гаван вел завоевательные войны с отдельными индийскими племенами. Борьба эта продолжалась около 20 лет с переменным успехом и вызвала большой интерес у тверского гостя. Афанасий Никитин описывает вооружение войск, дает образное и точное до деталей описание снаряжения слонов, которых использовали в военных операциях, подробно рассказывает о походах Махмуд-Гавана и о его войске. Как купец-профессионал неоднократно упоминает о наличии в том или ином индийском городе ярмарок, перечисляет товары, предназначенные для продажи. Указывает также на удобные пристани для кораблей на побережье Индийского океана (Камбей, Дабхол, Кожикоде, Цейлон и др.). Отмечает, что посевной сезон у индусов начинается в период муссонных дождей. Не без любопытства записывает, что в "Ындъйской же земли кони ся у них не родят, вь их землъ родятся волы да буйволы, на тъх же ъздят и товар возят, все дълают". (См. наст. изд. С. 356-357.)

Описание чужих обычаев и образа жизни свидетельствует, что для русских православных средневековых авторов неприятие чужого мира и его положительная оценка существовали одновременно. Очевидно, что путешественники стремились лучше узнать культуру иноземных стран и не всегда наделяли ее отрицательными чертами. Чужое не было препятствием для общения, а напротив, привлекало к себе, вызывало стремление его понять. Все это позволяло нашим далеким соотечественникам адекватно оценить чужой мир.

Сведения о достопримечательностях и реликвиях христианского Востока представляют особый интерес. В ходе крестовых походов XI – XIII вв. и турецких завоеваний более позднего времени многие памятники материальной культуры Константинополя, Иерусалима и других восточных городов были разрушены, поэтому сведения хожений о святынях и памятниках этого региона так важны. Благодаря им ученые имеют возможность реконструировать внутреннее убранство средневековых храмов византийской столицы.

Из хожений XII-XV вв. шесть описывают Константинополь: хожения Добрыни Ядрейковича, Стефана Новгородца, Анонима, Игнатия Смольнянина, дьяка Александра и инока Зосимы. По подсчетам К.Д. Зееманна, Антоний описал 104 святыни; Стефан Новгородец – 38; автор Анонимного хождения в Царьград – 42; Игнатий Смольнянин – 25; дьяк Александр – 21 и Зосима – 33350.

Частыми гостями в Константинополе были и западноевропейские путешественники. Сравнив их сведения о святынях и памятниках Константинополя с данными русских хожений, можно убедиться, что записки последних более точны и подробны. Например, путешествие испанца Рюи Гонсалеса Пелайо де Клавихо, который был послан в начале XV в. королем Кастилии Генрихом III в Малую Азию с поручением собрать сведения о народах Ближнего Востока и о выгодах связей с ним, упоминает десять церквей и монастырей Константинополя с их реликвиями. Это значительно уступает подробным описаниям святых мест и достопримечательностей, получившим отражение в путевых записках русских авторов.

Среди достопримечательностей города наибольшее внимание авторов привлекает церковь Святой Софии351 – главный собор Византийской империи, затем церковь Святых Апостолов, монастырь Богородицы во Влахерне, монастырь Пантократор, Студийский монастырь, монастырь Одигитрия, монастырь Святого Георгия в Монганах и др.

Хожения содержат также подробные описания реликвий, хранящихся в их стенах. Из путевых записок архиепископа Новгородского Антония 1200 г., рассказывающего о времени перед захватом Константинополя крестоносцами в ходе четвертого крестового похода 1204 г., известно, что значительная часть реликвий этого города была похищена рыцарями-крестоносцами. По его данным, в Святой Софии находилось более трех десятков реликвий. Среди них – "телега серебряная" императора Константина и матери его Елены, "одры железные", где святые Георгий и Никита подвергались мучениям, мощи святого Пантелеймона, глава святого Ермолая, мощи святого Стратоника, золотое блюдо княгини Ольги с изображением на нем Христа и др.352 В церкви Святых Апостолов хранились гроб Иоанна Златоуста и Григория Богослова; гробы императора Константина и Елены, Константинов крест и др.; в монастыре Пантократор – "корчага в алтаре", "страсти господни"; в Студийском монастыре – крест Иоанна Предтечи, перст Иоанна Крестителя и другие сокровища353. Все они, согласно средневековым представлениям, имели сверхъестественную силу: могли исцелять и карать, творить суд и предвещать будущее.

Характеристика хожений, рассказывающих о Константинополе, была бы не полной без упоминания об античных и средневековых светских памятниках архитектуры и искусства, среди которых – столп Юстиниана, Змеиная колонна, Ипподром и др.354

Эти памятники имеют свою предысторию, которая тесно связана с именем императора Константина Великого (306-337). Заботясь о том, чтобы новая столица Византии не отставала от Рима, он распорядился свезти в "Новый Рим" (Константинополь) самые замечательные произведения искусства.

Афины, Рим, Коринф, Дельфы и другие города были вынуждены расстаться со многими выдающимися произведениями своих зодчих, ваятелей, художников. Из Дельф была доставлена 8-метровая бронзовая колонна, служившая подножием золотого треножника в храме Аполлона и изображавшая трех змей, обвившихся вокруг друг друга. Установленная на каменном пьедестале, она украсила площадь Ипподрома новой столицы. Из римского храма Аполлона была привезена великолепная бронзовая колонна. После того как ее установили в Константинополе, она была увенчана бронзовой статуей, изображавшей самого Константина в виде Аполлона, приветствующего восходящее солнце (столп Константина). Таким образом, уже к концу IV в. Константинополь превратился в подлинное средоточие шедевров, принадлежавших мастерам многих стран и эпох. Одной из достопримечательностей города стала конная статуя византийского императора Юстиниана (527-565) – завоевателя Ceверной Африки, Сицилии, Италии и части Испании (столп Юстиниана). Она находилась у западного входа в Софию, привлекая внимание путешественников. Среди русских "ходоков" ее описали трое: Стефан Новгородец, Анонимный автор и Зосима.


Вид средневекового Константинополя


Храм Святой Софии в Константинополе (современный вид)


Внутренний вид храма Святой Софии в Константинополе


Спас (мозаика храма Святой Софии), VI в.


Богоматерь с Христом (мозаичное панно из храма Святой Софии)


Император Юстиниан (мозаика храма Святой Софии), VI в.


Огромное пространство в юго-восточной части города занимал большой императорский дворец (иначе двор Константина), сооружение которого началось еще в годы правления Константина I. Преемники Константина расширяли и перестраивали его. Дворец оставался несколько веков местом пребывания императоров, и только императоры из династии Комнинов (1081-1185) перенесли резиденцию в новый дворец – Влахерн. Большой императорский дворец был соединен внутренними и крытыми галереями с Ипподромом, который был не только любимым местом развлечений жителей Константинополя, но и форумом, где часто решались важнейшие государственные вопросы355.

Интересны описания путешественников-новгородцев. Добрыня Ядрейкович называет семнадцать иконописных изображений, детально описывает иконы и художественные росписи константинопольских соборов, высоко оценивает мастерство иконописца Павла, Лазаря и патриарха Иоанна (Каматира, 1198-1206 гг.) упоминает икону святых Бориса и Глеба, икону Одигитрия (Путеводительница), написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Автор Анонимного хожения в Царьград наиболее увлечен скульптурой, а Стефан Новгородец – архитектурой и мозаикой356. Интересы Стефана во многом совпадают с интересами его земляков, но в чем-то дополняют их: в его путевых записках выделяется описание порта Кандоскамия на Мраморном море. (См. табл. 4.)

Помимо Константинополя, три путешественника описывают Иерусалим: игумен Даниил, иеродьякон Зосима и гость Василий. Их рассказ о городе сопровождается подробным перечислением святых мест, церквей и монастырей. Прежде всего путешественники описывают три главные церкви Иерусалима: церковь Святая Святых, церковь Святого Вознесения, церковь Воскресения, где находится Гроб Господен, а также Силоамскую купель, Елеонскую гору, Мамврийский дуб, с которым связано библейское предание, что Авраам принимал под его сенью трех ангелов, Фаворскую гору в окрестностях города, где произошло преображение Господа, и другие достопримечательности, символизирующие присутствие Бога на Земле.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Книги похожие на "Антология хожений русских путешественников XII-XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Малето

Елена Малето - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Малето - Антология хожений русских путешественников XII-XV века"

Отзывы читателей о книге "Антология хожений русских путешественников XII-XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.