» » » » Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий


Авторские права

Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий
Рейтинг:
Название:
Словарь музыковедческих терминов и понятий
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4458-3818-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Словарь музыковедческих терминов и понятий"

Описание и краткое содержание "Словарь музыковедческих терминов и понятий" читать бесплатно онлайн.



Общее число терминов и понятий, введенных в данный «Словарь музыковедческих терминов и понятий» составляет примерно около 1750 единиц. В большинстве своем они относятся к гармоническим средствам, вошедшим в музыкальную практику только c конца XIX века.






Дмитрий Шульгин

Словарь музыковедческих терминов и понятий

ПРЕДИСЛОВИЕ 1

Общее число терминов и понятий, введенных в данный «Словарь музыковедческих терминов и понятий» составляет примерно около 1750 единиц. В большинстве своем они относятся к гармоническим средствам, вошедшим в музыкальную практику только c конца XIX века. Также в данную редакцию «Словаря…» введены термины, относящиеся к гармоническим составляющим музыкальной ткани разных эпох, а также к различным другим ее конструктивным компонентам (напр.: фактуре, ее многочисленным типам, видам и подвидам; метроритму и мн. др.), которые непосредственно и опосредовано связаны с гармоническим содержанием этой ткани.

Введены в данный «Словарь…» также и некоторые термины, давно уже ставшие традиционными, но получившие в настоящее время в ряде музыковедческих работ разных авторов обновленное, а в ряде случаев, и очень отличное от прежнего толкование, что позволило увидеть среди этих терминов как аналогичные по значению, но разные в своем определении, так и, напротив, аналогичные по определению, но разные по своему значению. Установление последних особенно важно, поскольку именно здесь обычно и возникают предпосылки для различных недоразумений. Многие материалы «Словаря…» позволяют также увидеть и определенную эволюцию в терминологии отечественного (и отчасти зарубежного) музыковедения, а также различного рода преемственность в этимологии и содержании многих терминов и понятий, и главное дать вполне определенное доказательство того, что эта часть науки является всегда эволюционирующим плодом коллективного разума.

Определенная часть терминов этого «Словаря» взята из разных: как более ранних работ и публикаций автора, так и более поздних, в том числе:

– «Теоретические предпосылки и методика гармонического анализа музыки советских композиторов №. М., 1970-1971 гг. (Дипломная работа – руководитель Ю. Н. Холопов);

– «Теоретические основы современной гармонии». Методические указания в 10 разделах. (М. 1983–1984. Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР);

– «Методика внедрения элементов современной музыки в курс гармонии музыкального училища» (Вильнюс 1987);

– «Методические рекомендации по теоретическим основам современной гармонии в курсах музыкально-теоретических дисциплин в средних специальных учебных заведениях искусств и культуры». (М. 1988. Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР);

– «Теоретические основы современной гармонии». Учебное пособие для музыкальных колледжей и вузов (М., 1994);

– «Годы неизвестности Альфреда Шнитке» (книга – 2-е издание. М., 2004);

– «Признание Эдисона Денисова» (книга – 2-е издание. М., 2004);

– «Современные черты композиции Виктора Екимовского» (книга – М. 2003. См. в ней Приложение: «Словарь музыковедческих терминов»);

– «Музыкальные истины Александра Вустина» (книга – М., 2009);

– Учебник «Современная гармония» – 1-книга «Теоретический курс». (Учебник представлен в трех томах. Первый том включает в себя книги: «Теоретический курс современной гармонии» и «Словарь музыковедческих терминов и понятий». Второй том – книги: «Методология анализа», «Аналитические этюды» и «Хрестоматия», третий – книгу «Аналитические, игровые и письменные задания».)

Содержание значительного числа определений терминов, представленных в данном «Словаре…», в том числе, как достаточно традиционных, так и впервые предложенных составителем данной работы в более ранних своих публикациях, изменено в соответствии с известными ему последними научными исследованиями отечественных и зарубежных музыковедов, а также с его собственными исследованиями и обновленными теоретическими позициями.

В данный «Словарь…» составителем впервые (по сравнению с аналогичными его публикациями) введены также термины, относящиеся к композиционной проблематике современной звуковой структуры, так или иначе обусловленной специфической взаимосвязью ее гармонического, ритмического и фактурного решения.

Источники цитируемых здесь терминов и их определений указаны с помощью следующей цифровой символики: первая цифра (или цифры) до точки означает номер публикации, представленной в «Библиографии», из которой взяты эти термины и определения; вторая цифра (или цифры) – страницы в этом источнике.

Все определения без кавычек и без ссылок на какие-либо публикации принадлежат составителю «Словаря».

В случае, когда определения того или иного термина сделаны составителем на основе теоретических положений из публикаций других авторов, эти публикации указывается в квадратных скобках. Если при этом используются теоретические положения, принадлежащих сразу нескольким авторам, то их публикации располагаются в соответствии с датой их издания – от более ранних к более поздним и разделяются точкой с запятой. В отдельных случаях на первое место в квадратных скобках выводится ссылка на публикацию, содержащую наибольшее количество информации, относящейся к тому или иному термину.

Термины, отмеченные в «Словаре…» курсивом со «звездочкой» (*) принадлежат составителю «Словаря…». Их определения представлены и в основном тексте учебника и в «Словаре…».

Определения неавторских терминов, выделенных курсивом, но без звездочки, представлены, как правило, только в «Словаре…».

Несколько относительно сходных определений одного и того же термина, связанного с одним и тем же конструктивным явлением, имеют общую первую цифру и собственную вторую (напр., 1.1 …; 1.2 …; 1.5 … и т.д.). Если определения одного и того же термина связаны с принципиально разными конструктивными явлениями, то все они обозначены только собственными порядковыми цифрами (т.е.: 1…; 2…; 5 … и т.д.).

19.04.2013

Д. И. Шульгин. Автономные интервалы2 – интервалы, воспринимающиеся «сами по себе, в своем специфическом качестве в зависимости от своих собственных свойств; для их выявления не требуется настройка или соответствующее окружение» 93.139 (ср. с Контекстуальными интервалами).

А

Автономность созвучий – способность созвучий в отношениях друг с другом к материальной и смысловой отчлененности при одновременном их выступлении в роли однокачественных элементов.

Аккорд (франц. accord, букв. – согласие; ит. accordo – созвучие) – 1) созвучие из трех и более звуков, способное иметь различную интервальную структуру и назначение, являющееся ведущим конструктивным элементом гармонической системы и обязательно обладающее в отношениях с аналогичными ее элементами тремя такими свойствами как автономность, иерархичность и линеарность; 2) сочетание нескольких звуков различной высоты, выступающее как гармоническое единство, обладающее индивидуальной красочной сущностью.

Примечания к первому определению:

• автономность созвучия – его способность являться в качестве относительно самостоятельного в материальном (структурном, звуковом) и смысловом (функциональном) отношении конструктивного элемента гармонического процесса или, иначе говоря, его определенная материальная и смысловая отчлененность в отношениях с другими созвучиями, способность представляться в качестве созвучия в чем-то обязательно отличном от других созвучий и, в том числе, по своему материалу – звуковому, интервальному составу и назначению – функции;

• иерархичность созвучия – его способность являться в качестве конструктивного элемента гармонического процесса, находящегося, не смотря на всю свою автономность (см. выше) в непосредственных и опосредованных иерархических отношениях с другими созвучиями, в том числе, в плане их материальной (звуковой, интервальной, структурной, красочной) и смысловой соподчиненности, взаимосвязанности;

• линеарность созвучия – его способность к образованию сети голосовых связей в своих отношениях с другими созвучиями или, иначе, способность к таким переходам от одних своих тонов к соответствующим тонам другого созвучия, следствием которых образуются разновекторные (= разнонаправленные) голосовые линии, не имеющие ни той мелодической самостоятельности, которая присуща голосам в полифонической ткани, ни общей направленности движения – см. Дублирующие аккорды3

Структурные и функциональные свойства аккорда всегда обусловлены конструктивными принципами того варианта гармонической системы, представителем которой он выступает. Различным вариантам этой системы, как правило, соответствуют и различные по своим свойствам аккорды.

В качестве негармонических факторов, наиболее способствующих становлению тех или иных созвучий в качестве аккордов, как правило, чаще всего выступают их фактурная и ритмическая обособленность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Словарь музыковедческих терминов и понятий"

Книги похожие на "Словарь музыковедческих терминов и понятий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Шульгин

Дмитрий Шульгин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Шульгин - Словарь музыковедческих терминов и понятий"

Отзывы читателей о книге "Словарь музыковедческих терминов и понятий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.