» » » » Ирина Петровская - Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении


Авторские права

Ирина Петровская - Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении

Здесь можно купить и скачать "Ирина Петровская - Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении"

Описание и краткое содержание "Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении" читать бесплатно онлайн.



«Дистанционный смотритель» – это 50 колонок о современном российском телевидении, написанных в 2011—2016 гг. Из недели в неделю автор делится мыслями и эмоциями с читателями «Новой газеты». О чем говорили и о чём молчали крупнейшие игроки телевизионного рынка? Кого считали своей аудиторией? Кого возвышали и низвергали с эфирного пьедестала? Собранные под одной обложкой тексты становятся ярким свидетельством времени, полным драматизма повествованием о стране и ее телевизионном двойнике.






Дистанционный смотритель

50 текстов о российском телевидении

Ирина Петровская

© Ирина Петровская, 2016

© Byyksel, дизайн обложки, 2016


Редактор Софья Сулейманова

Редактор Кирилл Головкин

Редактор Мария Кулешова

Корректор Сергей Родин


ISBN 978-5-4483-4578-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Научиться выключать телевизор

Есть такая профессия – телевизор смотреть. «Какая же это профессия? – спросите вы. – Все смотрят телевизор» Естественно, все смотрят, но далеко не все ОБЯЗАНЫ смотреть. Те, кто смотрят телевизор по долгу службы, называются телекритиками или медиааналитиками. Их задача – отслеживать процесс, пытаться выявлять его тенденции, отмечать то новое и позитивное, что появляется в эфире, помогать своим читателям распознавать способы манипулирования их сознанием и приучать самостоятельно выключать телевизор, не доводя себя до нервного срыва. Вы будете смеяться, но это далеко не каждому под силу – просто выключить телевизор. «Ненавижу, но смотрю», – один из самых устойчивых мотивов телесмотрения. Когда-то в «Известия», где я работала телеобозревателем, пришло письмо от пары пенсионеров. В нем они благодарили меня за критический разбор программы «Моя семья» с Валерием Комиссаровым, позволивший им, наконец, понять, почему им было смотреть ее до такой степени тошно, что каждый раз они пили сердечные капли, а однажды даже пришлось вызвать «скорую». Простая мысль – НЕ СМОТРЕТЬ – им даже в голову не приходила, пока они не прочитали «Известия» и не осознали, какая же гадость – эта ваша заливная рыба, то есть программа «Моя семья». Кстати, изобретателя ТВ, американца русского происхождения Владимира Зворыкина под конец жизни (а дожил он до 94-х лет) спросили, что он считает самым ценным в своем изобретении. «Выключатель», – ответил он, конечно же, имея в виду отнюдь не техническое приспособление.

Много лет я пишу о ТВ в журналах и газетах, обсуждаю его вместе с аудиторией на радио. Когда обиженные «клиенты», то есть персонажи моих обзоров, время от времени задают вопрос «кто ты такая, чтобы нас судить?», я отвечаю просто: «Зритель. Но зритель профессиональный, зритель насмотренный, представляющий, как устроено ТВ и какое воздействие оно оказывает на умы и души людей».

Несколько лет назад профессор ВШЭ Александр Архангельский очень точно ухватил суть того, чем я занимаюсь: «Наиболее сильные телекритики, интуитивно чувствуя шаткость своих оценочных позиций (потому что – кто же он такой, чтобы его ощущения воспринимались как истина в последней инстанции), начинают словно бы говорить от имени телевизионного народа. Яркий пример такой критической персоны, осознающей себя гласом телевизионного народа и, что гораздо важнее, признанной в этом качестве „народом“ – Ирина Петровская. Ее интонация, стиль, манера рассуждения – все создает образ интеллигентного, но не эстетствующего зрителя, человека, живущего по сторону экрана нормальной человеческой жизнью, важнейшей составной частью которой давно уже стал телевизор» («Российское телевидение: между спросом и предложением»).

Похожую и тоже крайне лестную для меня оценку я услышала в Екатеринбурге от простой читательницы, которая призналась: «Когда я смотрю телевизор, мне кажется, что это я сошла с ума. Когда же я читаю ваши обзоры, понимаю: нет, это они там сошли с ума, а я нормальная». Наверное, каждому человеку в этом мире нужна точка опоры, и, если в качестве такой «точки» кто-то выбрал меня, это дорогого стоит.

Телевидение по-прежнему смотрят все, даже если в доме нет «ящика» в «красном углу». Смотрят в Интернете, обсуждают в социальных сетях и с коллегами по работе. Во многих домах телевизор, как торшер, работает в фоновом режиме. Люди постарше смотрят по привычке. В значительной части населенных пунктов необъятной России телевидение зачастую и один из немногих источников информации, и единственное средство досуга, развлечения и отвлечения от унылых и тяжких будней.

Долгое время аксиомой считалось утверждение: ТВ не может быть лучше общества, в котором существует, каково общество – таково и ТВ. Однако в дальнейшем стало понятно, что не менее справедливо и обратное утверждение: каково ТВ – таково и общество. Именно ТВ во многом формирует «картину мира» в головах сограждан, порой переворачивая с ног на голову традиционные представления о добре и зле, норме и патологии. Как показывают события последних лет и регулярные социологические опросы, влияние ТВ на мировоззрение и настроения сограждан, – по-прежнему огромно. Под его воздействием люди начинают ненавидеть то, что раньше любили, приветствовать то, что прежде вызывало ужас и отторжение, оправдывать утопические цели и неправедные средства для их достижения. ТВ как самое массовое средство коммуникации не только успешно внушает аудитории те или иные установки, но и убеждает колеблющихся в том, что именно так думает большинство. Многие же люди, сами того не понимая, предпочитают примкнуть к этому большинству, потому что так проще и комфортнее жить.

Обо всем этом на конкретных примерах, почерпнутых из «ящика», я и пишу из недели в неделю в «Новой газете», приглашая своих читателей к заочному или очному диалогу (теперь на сайте издания можно обсудить прочитанное и увиденное).

В сущности, как тот акын, я что вижу, то пою. Поэтому столь разнообразны темы этих обзоров, опубликованных в «Новой газете» за пять последних лет: в них попадают и ток-шоу «для домохозяек», безбожно эксплуатирующие страсть зрителей к «клубничке», и пошлые юмористические программы за гранью «добра и зла», и сериалы, тоже по-своему формирующие ту самую «картину миру», и многочисленные пропагандистские шоу, реально зомбирующие аудиторию и насаждающие в обществе агрессию и ненависть. Общее в них одно – ТВ как угол зрения. Получились, как мне кажется, своего рода очерки нравов нашего времени и – заодно – эдакие «зарубки» на память.

Много лет назад издательство МГУ выпустило сборник моих «известинских» колонок под названием «Сто одна неделя с Ириной Петровской». Шли и годы – и я сама стала пользоваться этой книжкой как справочником, позволяющим через телевидение восстановить в памяти те или иные события середины 90-х прошлого века, роль в них ТВ и забавные или напротив драматические трансформации, произошедшие с некоторыми из тогдашних «властителей дум». Пришло время обновить «справочник».

Ирина Петровская

От составителей

Отобранные для книги статьи Ирины Петровской, опубликованные в «Новой газете» с 2011 по 2016 год, разделены на три периода. Такое деление условно, но оно позволяет выделить ключевые тенденции общественно-политической жизни в России этих лет.

2011—2012 гг. – подъем гражданской активности и начало её постепенного спада.

2013—2014 гг. – реакционная деятельность властей и кардинальные перемены во внешней политике, последовавшие за сменой власти в Украине.

2015—2016 гг. – дальнейшее укрепление и развитие этого курса, участие в военном конфликте в Сирии.

Исторические справки в начале каждой главы позволят читателю, с одной стороны, вспомнить события обозначенных периодов, с другой, сравнить их с тем, что увидела на центральном ТВ телекритик Ирина Петровская на их фоне.

Часть 1. 2011—2012

В 2011 году журнал Time назвал человеком года анонимного участника акций протеста по всему миру, в том числе и в России. Впервые как минимум за десятилетие на улицы Москвы выходят десятки тысяч человек, не согласных с результатами выборов в Госдуму. Протесты больше не ассоциируются только с оппозиционерами-политиками и маргиналами, теперь это обычные жители больших городов, в подавляющем своем большинстве, Москвы и Санкт-Петербурга. Позже их назовут «рассерженными горожанами».

24 декабря 2011 года митинг на проспекте Академика Сахарова в Москве собрал, по данным организаторов, более 100 тысяч участников.

В этом же году страна скорбит по 122 жертвам, оказавшихся на затонувшем теплоходе «Булгария», и хоккейной команде «Локомотив», разбившейся на самолете под Ярославлем.

В 2012 году продолжается развитие протестного движения. Переломным моментом становится «Марш миллионов» 6 мая перед инаугурацией президента Владимира Путина. На него пришли, по разным оценкам, от восьми тысяч до нескольких десятков тысяч человек. Во время акции произошли столкновения между демонстрантами и сотрудниками полиции.

Позже против более чем 30 человек были возбуждены уголовные дела по статьям о предполагаемых массовых беспорядках и случаях насилия в отношении представителей органов правопорядка. Ход разбирательств и доказательства по многим делам вызвали вопросы у независимых наблюдателей. В частной беседе с оппозиционером Ильей Пономаревым пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что «за раненого ОМОНовца надо размазать печень митингующих по асфальту».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении"

Книги похожие на "Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Петровская

Ирина Петровская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Петровская - Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении"

Отзывы читателей о книге "Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.