Александр Чучаев - Уголовно-правовые проблемы охраны власти (история и современность). Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Уголовно-правовые проблемы охраны власти (история и современность). Монография"
Описание и краткое содержание "Уголовно-правовые проблемы охраны власти (история и современность). Монография" читать бесплатно онлайн.
Данная работа – первое монографическое исследование, специально посвященное комплексному историческому и компаративистскому анализу проблем охраны государственной власти средствами уголовного права, выполненное на базе правовых памятников XI–XIX вв., Уголовных кодексов РСФСР 1922, 1926, 1960 гг., Уголовного кодекса РФ, уголовного законодательства ряда зарубежных стран, иных нормативных правовых актов РФ с учетом современных достижений уголовно-правовой науки. В ней показан генезис уголовно-правового регулирования ответственности за посягательства на власть; выявлен тренд развития уголовного законодательства об ответственности за рассматриваемые преступления; осуществлен анализ, углублен и уточнен ряд теоретических положений, относящихся к характеристике составов преступлений, предусмотренных ст. 277, 295, 296, 297, 2981, 317, 318, 319 УК РФ; внесены предложения по совершенствованию уголовного законодательства, разработаны рекомендации по его применению в следственной и судебной практике; доказана необходимость самостоятельной уголовно-правовой охраны главы государства – Президента Российской Федерации, исследованы ее концептуальные основы и представлена теоретическая модель соответствующей главы Уголовного кодекса РФ. Законодательство приведено по состоянию на сентябрь 2015 г. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, научных сотрудников научно-исследовательских институтов, судей, прокуроров, следователей и адвокатов.
Защита государственного управления представлена двумя нормами. Во-первых, предусматривалось наказание, «ежели кто с умыслу, лживое имя или прозвище себе примет, и некоторый учинит вред, оный за безчестнаго объявлен и по обстоятельству преступления, наказан быть имеет» (арт. 202). Ответственность связывалась с умышленным характером деяния и его последствиями. При отсутствии указанных признаков изменение имени не признавалось правонарушением. Данное условие прямо оговорено в толковании к артикулу: «А ежели кто без обмана и без всякаго вредительнаго намерения, но от страху себе наказания на теле или живота лишения, имя свое переменит, оного никако не надлежит наказывать. И такое ему пременение имя не в правах допущаетца, и не запрещается».
Размер и вид наказания в артикуле не определены, следовательно, они полностью входили в усмотрение судьи.
Во-вторых, признавалось опасным посягательством срывание и порча правительственных указов и распоряжений как деяния, посягающие на авторитет власти. О важности данной нормы, по свидетельству Н. А. Воскресенского, говорит и то, что арт. 203, предусматривающий ответственность за указанное деяние, правил лично Петр I[295]. В этом артикуле сказано: «Ежели кто явно прибитые указы, повеления нарочно и нагло раздерет, отбросит, или вычернит, оный посланием на каторгу с жестоким наказанием или смертию, а ежели небрежением каким, то денежным штрафом, тюрмою, шпицрутеном и прочим, по великости преступления, наказан быть имеет».
Наказание зависит от формы вины. При наличии умысла виновный отправлялся на каторгу и жестоко наказывался (вероятно, в этом случае имелись в виду телесные наказания), а при особой тяжести содеянного подлежал смертной казни. Неосторожная форма вины влекла наказание «мягче» – наложение денежного штрафа, заключение в тюрьму, шпицрутены. Суду предоставлялось право назначать и иные виды наказания, на этот счет артикул содержал специальное указание («прочим, по великости преступления»).
Характеризуя рассматриваемое деяние, В. М. Клеандрова пишет: «В составе этого преступления был очень важен умысел (нарочно и нагло), так как он означал сопротивление государственной власти, нарушение политического режима»[296]. Утверждение автора представляется неточным. Политический режим как совокупность средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер, не мог быть нарушен срыванием и порчей правительственных указов и распоряжений.
Суровость наказания, предусмотренного арт. 203, в принципе отражает общую тенденцию времени правления Петра I жестоко карать всех преступников, посягающих на государственную власть и ее атрибуты. В специальном указе царя (24 апреля 1713 г.) по этому поводу было заявлено: «Сказать во всем государстве, дабы неведением нихто не отговаривался, что все преступники и повредители интересов государственных с вымыслу… без всякия пощады казнит смертью…»[297].
Артикул 204 «главы двадцать третьей – о палаче и профосах» посвящен защите личности представителя власти, осуществляющего функции военной полиции, по исполнению приговора суда и др. «Никто да не дерзает генералу-гевальдигеру[298], профосам[299] и протчим судейским служителям, во управлении чина их, и когда оныя захотят взять винного, возбранять и воспрепятствовать, ниже б им противитися, ниже на палача каким образом нападать, когда он какую казнь по указу отправлять будет, под потерянием живота». С. А. Цветков, на наш взгляд, ошибается, заявляя, что данный артикул не имеет санкции[300]. Во-первых, непосредственно в его тексте содержится указание на «потеряние живота», что означает смертную казнь. Во-вторых, содержание артикулов нельзя трактовать в отрыве от имеющегося толкования к нему. А в последнем указано, что потерпевшие – «…суть слуги началства; и ежели им что непристойное учинится, почитается властно, якобы высокому началству самому сие приключилось, и в отправлении должности их помешано»[301]. Любое же посягательство на «высокое начальство» согласно Артикулу воинскому каралось смертной казнью.
Многие нормы Артикула воинского в том или ином виде встречаются в Уставе морском 1720 г.[302]
Таким образом, можно сделать вывод, что уголовное право петровской эпохи сделало значительный шаг в разработке основных положений учения о преступлении и наказании вообще, в уголовно-правовой охране власти в частности. Однако уровень уголовно-правовой доктрины еще не позволял систематизировать посягательства по их социальной направленности, объекту преступления. Это особенно заметно по отношению к рассматриваемым деяниям. В Артикуле воинском, как и в прежнем законодательстве, власть как таковая и интересы ее ветвей (законодательной, судебной и исполнительной) в качестве объекта самостоятельной уголовно-правовой охраны не выделяются, нормы, направленные на защиту указанных отношений, как правило, размещаются в разных структурных частях закона, в достаточно произвольной последовательности. Причем так же делалось и после Петра I. Достаточно обратиться, например, к Уставу благочиния и полицейскому 1782 г.[303] В ст. 229 Устава говорится о запрещении «учинять уголовные преступления против правосудия вообще»[304]. Вероятно, и не было социальной потребности в выделении указанных объектов защиты, коль скоро при абсолютизме все функции власти сосредоточены в конченом счете в руках одного человека – царя.
Вместе с тем обращает на себя внимание отношение законодателя к оценке различных форм посягательства на власть. Деяния, направленные на основы власти, порядок управления и интересы правосудия, в нормативных правовых актах представлены достаточно широко; составы преступлений неплохо проработаны и отражены в законе (с учетом уровня развития русского уголовного права, законодательной техники и опыта зарубежных стран). Но при этом посягательства на лиц, обладающих властными полномочиями, в связи с выполнением ими своих функций, в самостоятельные преступления не выделены; законодатель их оценивает как деяния против жизни и здоровья, чести достоинства лица. В целом же «…сопротивление властному… воздействию имеет типовые формы выражения, то есть обладает неким онтологическим статусом. Качество закрепления этих форм в законодательстве обусловлено конкретно-историческими условиями жизни общества и в немалой степени состоянием юридической техники…»[305].
§ 6. Охрана власти по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г
Первая половина XIX в. характеризуется разложением крепостнического строя в России, развитием основ капиталистических отношений. Оставаясь абсолютной монархией, царизм вынужден был уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям. Во главе громадного и разветвленного механизма управления страной по-прежнему стоял император, который опирался на большую армию чиновников. Роль Правительствующего сената уменьшилась, по сути, он превратился в высшее судебное учреждение страны, а его департаменты – в высшие апелляционные инстанции для судов губерний. Получил законодательное оформление Комитет министров.
В целом право служило целям дальнейшего укрепления феодально-крепостнического строя, вместе с тем царизм в определенной степени считался с интересами развивающейся торговой и промышленной буржуазии. Со времени принятия Соборного уложения 1649 г. накопилось значительное количество актов, находившихся в ряде случаев в противоречии друг с другом, а главное, не отражавших в достаточной мере потребностей общественно-экономического развития. Попытки кодификации законодательства терпели неудачу. Лишь в 1830 г. Полное собрание законов Российской империи было подготовлено и напечатано. Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 г. Свод законов Российской империи опубликован и с 1835 г. веден в действие[306].
Свод законов интегрировал нормы уголовного законодательства в первой книге XV тома. Книга состояла из 11 разделов, разделы из глав, главы делились на статьи (всего было 765 статей). В законодательной технике России при подготовке уголовного кодекса впервые был применен пандектный принцип его построения, т. е. были обособлены его общая и особенная части.
Однако вскоре после опубликования Свода законов было обнаружено немало несогласованных и противоречивых норм, многие из которых к тому же не отвечали сложившимся политическим, идеологическим, экономическим, социальным реалиям. Руководство подготовкой нового уголовного законодательства осуществлял М. М. Сперанский, однако «Проект нового уложения о наказаниях уголовных и исправительных, с подробным обозначением оснований каждого из внесенных в сей проект постановлений» был завершен уже после его смерти. В 1845 г. он утвержден императором и в 1846 г. введен в действие[307]. Новый кодекс получил название «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»[308]. В первоначальной редакции Уложение о наказаниях содержало 2224 статьи, которые были объедены в главы, а главы – в разделы[309].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Уголовно-правовые проблемы охраны власти (история и современность). Монография"
Книги похожие на "Уголовно-правовые проблемы охраны власти (история и современность). Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Чучаев - Уголовно-правовые проблемы охраны власти (история и современность). Монография"
Отзывы читателей о книге "Уголовно-правовые проблемы охраны власти (история и современность). Монография", комментарии и мнения людей о произведении.