Вячеслав Звягинцев - Дело Иисуса: беззаконие по закону?
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Дело Иисуса: беззаконие по закону?"
Описание и краткое содержание "Дело Иисуса: беззаконие по закону?" читать бесплатно онлайн.
Многих интересует: почему осудили Иисуса? Но есть еще один вопрос, вытекающий из первого: по какому закону Его могли обвинять и судить? По ветхозаветному закону? По уголовному кодексу саддукеев? По устному закону фарисеев? При этом зачастую ставят под сомнение как законность приговора, так и достоверность суда, ссылаясь на многочисленные нарушения закона. Между тем, это могли быть не нарушения закона, а применение чрезвычайного закона (исключения из общих правил судопроизводства).
По большому счету, и Птолемеи, и Селевкиды выражали недовольство по поводу нежелания иудеев эллинизироваться148. С другой стороны, и те, и другие продолжали терпимо относиться к иудейской религии и даже выделяли иерусалимским священникам «все необходимое» для жертвоприношений, украшения Храма и др. (Древн. XII. 3.3). Известно, например, что Антиох III (отец Антиоха IV) и его сын Селевк IV Филопатор (брат Антиоха IV) относились к иудеям и их главной святыне с большим уважением и посылали туда богатые дары. В статье «Храм», размещенной в ЭЕЭ, сказано: «Особой щедростью отличался Антиох III, жертвовавший для Храма вино, масло, благовония, муку и соль, а также древесину для строительства и ремонта храмовых зданий. Подобно персидским правителям до него, он освободил весь храмовый персонал, включая писцов, от уплаты царских налогов… Птолемей Филадельф подарил Храму золотой стол и великолепные золотые сосуды; Селевк IV, как и другие эллинистические правители, выделил средства на регулярные храмовые жертвоприношения; Антиох III подарил двадцать тысяч шекелей на жертвоприношения…». Известно также, что в хартии Антиоха III, принятой, вероятно, около 200 г. до н. э., иудейскому народу даровалось право жить и управляться по законам своих предков.
Э. Бикерман писал: «В Иерусалиме традиционным правительством были первосвященник и его синедрион. Селевкиды ничего не изменили в этой системе и, за исключением трех лет преследований при Епифане, гарантировали священному городу соблюдение законов Моисея. Антиох III специальным указом определяет штрафы за нарушения некоторых ритуальных предписаний Торы»149.
Важно заметить, что товиады и ониады окончательно сформировались как противостоящие друг другу партии в первой четверти II века до н.э., то есть незадолго до маккавейского восстания. И противостояние между ними переросло, по сообщению И. Флавия, в кровавые распри тоже за несколько лет до начала восстания. При этом, в основе этого межкланового противоборства лежали претензии на обладание реальной властью, а не религиозные мотивы.
Э. Бикерман подчеркивал, что лишь после того как товиады, сохранявшие свое влияние в Иудее в течение несколько столетий, были изгнаны в 168 году до н. э. из Иерусалима «другим кланом, ониадами, они, чтобы отомстить за себя, привели в священный город селевкидскую армию». Как отмечается в словаре «Иисус и Евангелия», «Антиох сначала вошел в город как покровитель первосвященнической семьи товиидов, которые тогда были противниками ониидов»150.
Основопологающий мотив противостояния четко показан и в книгах И. Флавия. Это борьба за власть. Он начинает свое первое (по времени написания) сочинение «Иудейская война» такими словами: «Во время войны Антиоха, прозванного Светлейшим (Эпифаном), с Птоломеем VI за обладание Келесирией возникли распри между иудейскими начальниками: спорили же они о власти, так как ни один из них не хотел подчиниться другому, равному себе по рангу. Ония, один из первосвященников, одержав верх, выгнал из города сыновей Товии, которые тогда отправились к Антиоху и просили его напасть на Иудею, предложив ему свои услуги в качестве военачальников» (Война, 1.1.1).
Между тем (несмотря на низложение первосвященника Онии и замену его на Ясона), Антиох в те годы чаще все же поддерживал ониитов и близких к ним по духу людей, оформившихся позже в фарисейскую партию. Как отмечал А. Владимиров, селевкиды оказывали поддержку «альтернативной саддукейской (храмовой) элите партии мудрецов, эволюционировавшей впоследствии в партию фарисеев и группу ессеев»151. Доктрина этой партии была вполне созвучной взглядам Онии III, «благодетеля города, попечителя о соплеменниках и ревнителя законов» (2 Макк. 4:2). Так что историческая палитра в те годы была, видимо, более пестрой, чем это принято считать.
Подчеркнем еще раз, гонения, организованные Антиохом, могли быть обусловлены не его изначальным стремлением провести во что бы то ни стало насильственную эллинизацию. Первопричиной его гонений было, вероятно, желание погасить внутрииудейские междуусобицы. Это была ответная реакция на резню в Иерусалиме, которую иногда называют восстанием. Чтобы не смешивать его с Маккавейским восстанием, назовем это событие, предшествовавшее выступлению Маккавеев, иерусалимским мятежом или бунтом и акцентируем внимание на том, что Антиох не имел к нему никакого отношения. Это были чисто внутрииудейские разборки.
Э. Бикерман обоснованно отмечал, что преследования Епифана и восстание Маккавеев «были результатом разногласий внутри иерусалимской знати, которая ранее поддерживала сирийское правительство». Именно борьба за власть привела к злодейскому убийству Онии III и растаскиванию храмовых сокровищ. Виновниками разграбления стали продажные первосвященники Ясон и Менелай152 со своим ближайшим окружением.
Хронологию тех трагических событий можно приблизительно восстановить по сочинениям И. Флавия и авторов Первой и Второй книг Маккавейских. Из них следует, что Антиох IV дважды совершал военные походы в Египет, после чего дважды разорял при содействии Менелая Иерусалим и Храм (ок. 170 г. и 168 г. до н.э.).
После первого разграбления Ония III изобличил Менелая и последний организовал его убийство. Узнав об этом, Антиох казнил убийцу – Андроника. В те же дни разъяренная толпа убила Лисимаха (брата Менелая), расхищавшего сокровища Храма. Тогда же иерусалимцы инициировали суд Антиоха над Менелаем. Но последнему удалось извратить дело, и сирийский царь казнил не Менелая, а его обвинителей.
Через два года, во время очередного египетского похода Антиоха, распространились слухи о его смерти. Они послужили толчком к мятежам в ряде городов Иудеи, в том числе в Иерусалиме, на который напали воины Ясона. Были убиты многие сторонники Менелая. Сам же он укрылся в иерусалимской крепости.
Узнав об очередном мятеже иудеев, Антиох рассвирепел и выдвинулся с войском из Египта на подавление бунта. Несколько тысяч иерусалимцев было убито. Ясон бежал в Аравию, а Менелай утвержден в должности первосвященника.
Ошибка Антиоха IV была в том, что корень всех проблем в Иудее он «усматривал в необычной религии евреев»153, тогда как проблемы эти были связаны с борьбой иудейских кланов за власть. Ни Антиох, ни его советники в хитросплетениях этой борьбы не разобрались.
Ясон и Менелай названы автором Второй книги Маккавейской «предателями законов и отечества» (2 Макк. 4:13—14; 5:8; 5:15). В их борьбе за власть Антиох вроде бы поддерживал Менелая. Но и по поводу смерти Онии, изобличавшего Менелая, сирийский царь сокрушался – «Антиох, душевно огорченный и тронутый сожалением, оплакивал добродетель и великое благочиние умершего» (2 Макк. 4:37).
Автор этой книги подчеркивает, что и Менелай, и Ясон, междуусобная война между которыми послужила первопричиной гонений со стороны Антиоха, были врагами граждан (2 Макк. 4:50). Ясон, напав со своим войском на Иерусалим, «нещадно производил кровопролитие между своими согражданами, не размышляя о том, что успех против одноплеменников есть величайшее несчастье» (2 Макк. 5:6). «Когда все происшедшее дошло до слуха царя, он подумал, что Иудея отлагается от него, поднялся из Египта, рассвирепев в душе, и взял город вооруженною рукою» (2 Макк. 5:11). Собственно говоря, «по книге II Маккавеев, Менелай и вызвал восстание Маккавеев, подстрекая Антиоха эллинизировать еврейское богослужение» (ЕЭБЭ).
В связи со сказанным важно заметить, что Ясон (вероятно, брат Онии III) и Менелай (вероятно, член семейства Товии), окончательно передравшиеся накануне Маккавейского восстания, похоже являлись родственниками. Так, согласно свидетельствам И. Флавия семьи Товии и Онии состояли в родстве (Древ. XII.4.2), а Ония (Хоний), Ясон (Иисус) и Менелай (Хоний) были братьями (Древ. XII:5). Когда же брат идет войной на брата – это и есть верный признак того, что эта война гражданская, а не национально-освободительная.
Следующее, на что надо обратить внимание – как Ясон, так и Менелай не являлись противниками эллинизации. Они скорее были ее сторонниками.
Таким образом, беспорядки в Иерусалиме (накануне восстания Маккавеев) начались не под антиэллинистическими лозунгами, а по вполне конкретным причинам, связанным с борьбой влиятельных кланов за власть, сопровождавшимся убийствами и разграблениями храмовой казны. Эта борьба растянулась на долгие годы. В 164 году, после смерти Антиоха IV Епифана, его сын Антиох V Евпатор казнил Менелая154 и назначил первосвященником Алкима. Тот начал свою первосвященническую деятельность с массовых казней законоучителей и хасидеев. И опять же, надо полагать, вовсе не из-за нетерпимого отношения к их религиозным взглядам. А. Владимиров отмечал, что в те годы «высшая священническая иерархия „богоизбранного народа“ оказалась целиком погрязшей в распрях и традиционной для жреческой элиты политической борьбе»155.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дело Иисуса: беззаконие по закону?"
Книги похожие на "Дело Иисуса: беззаконие по закону?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вячеслав Звягинцев - Дело Иисуса: беззаконие по закону?"
Отзывы читателей о книге "Дело Иисуса: беззаконие по закону?", комментарии и мнения людей о произведении.