Евгений Бабосов - Человекомерность социальных систем

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Человекомерность социальных систем"
Описание и краткое содержание "Человекомерность социальных систем" читать бесплатно онлайн.
В книге раскрываются сущность, принципы и способы осуществления парадигмы человекомерности в различных социальных системах. Подчеркивается, что исходным началом социодинамики всех разнокачественных и разномасштабных социальных систем служит уникальная система личности, ее идентификация в различных социально-системных феноменах. Фокусируется внимание на примате человекомерности в системах образования, науки, культуры, в демографической, политической, экономической, управленческой, информационно-коммуникативной, инновационной, религиозной и духовно-нравственной системах.
Книга предназначена для научных работников и преподавателей вузов, аспирантов, студентов и всех, кто интересуется этой темой.
Пятый процесс осуществления человекомерности обновленческой стратегии развития образования в условиях развивающегося информационного общества проявляется как многомерное преломление в содержании и формах образовательно-воспитательного процесса отложенного во времени действия критериев эффективности обучения и воспитания учащихся и студентов. Данная особенность обусловлена тем, что уровень эффективности подготовки выпускников образовательных учреждений проявляется отчетливо не столько в получаемых ими оценках, сколько в продуктивности их трудовой деятельности в различных областях самостоятельной профессиональной производственной, социально-культурной и иной деятельности. Во всем многообразии образовательной и воспитательной работы необходимо руководствоваться убеждением, что школа – это социальный организм, готовящий наше будущее.
Шестой процесс человекомерности назревших преображений системы образования и воспитания школьников и студентов в условиях информационного общества заключается в возрастании значимости в настоящее время в конструировании мировоззренческого индивидуального мира обучающегося образно насыщенного повествования, или нарратива[84] (осуществляемого преподавателем, книгой, кинофильмом, участником событий и т. п.), в котором воплощается визуально представленная единая картина, объединяющая разрозненные события в единый смыслонасыщенный поток образовательно-воспитательных трансформаций. Такого рода повествования чаще всего проявляются в истории, философии, художественной литературе, музыке, кинематографе. Они позволяют слушателю, читателю, зрителю воочию представить самобытность каждого исторического события, его процессуальность и глубинный объективный смысл. Преподаватель, докладчик на семинаре или участник студенческой дискуссии выступает в качестве конструктора определенного нарратива, представляющего изображаемые в его повествовании события в их процессуальности, целостности, образности и смысловой значимости. Важность данного аспекта учебно-воспитательной деятельности предопределяется тем, что используются образы, позволяющие ярче представить действия живых людей, решающих те или иные задачи. Эти образы дают возможность схватывать не только индивидуальные особенности таких действий, но и приводить к возникновению обобщенных представлений, создающих основу для формирования прочно усваиваемых понятий, отражающих существенные признаки целых классов явлений и событий.
Седьмой процесс усиливающейся человекоориентированности образовательной системы в условиях стремительного развития содержания и форм выражения в средствах информации, неразрывно связанный с предыдущим, воплощается в существенном изменении роли преподавателя как наставника, воспитателя, организатора, дирижера и заботливого, но строгого оценивателя интеллектуальных, духовно-нравственных, креативных и гражданственных качеств своих воспитанников. Каждый преподаватель призван обучать школьников и студентов тому, как и чему учиться, и тому, как думать и решать все новые и новые, часто неожиданные и непредвиденные задачи. Кроме того, у обучающихся желательно формировать готовность в решении нестандартных, творческих задач выходить за рамки познанного и разрушать шаблоны. А для этого следует учитывать, что современные ученики и студенты часто знают о новейших информационных технологиях больше, чем многие взрослые. Поэтому педагогический и гражданский долг преподавателя – активно овладевать интерактивными технологиями и методами обучения, обеспечивать своих учеников новейшими мультимедийными инструментами, активно включать в учебно-образовательные действия мультимедийные обучающие игры. Преимущество интерактивного обучения над его традиционными методами заключается в том, что в процессе его применения осуществляется активное взаимодействие преподавателя и обучающихся, причем не отдельных из них, а всех учеников класса, либо студентов группы, активизируется их участие в решении нестандартных задач.
Восьмой процесс, не только способствующий, но в гораздо большей степени затрудняющий успешную адаптацию системы образования к вызовам и запросам XXI века, отчетливо проявившийся в условиях становления и развития информационного общества, воплощается в возрастающей вариативности изменяющегося спроса выпускников учебных заведений на стремительно изменяющихся рынках труда, когда возникает значительное несоответствие между образовательными намерениями обучающихся и динамикой направлений спроса на специалистов той или иной профессии в сферах материального и духовного производства, здравоохранения и социальной работы. Иерархия запросов работодателей, зафиксированная социологическими исследованиями, на первое место выдвигает программистов и рабочий персонал – строителей, маляров, плотников, слесарей, медсестер и т. п., а на рынке труда в качестве соискателей рабочих мест чаще всего оказываются вузовские выпускники юридических и экономических специальностей. Поэтому в процессе совершенствования учебно-воспитательной деятельности в системе образования и усиления ее практической ориентированности необходимо сближать пока еще расходящиеся запросы работодателей и предпочтения будущих выпускников школ и вузов. Поэтому желательно разработать механизмы включения работодателей в выработку образовательной политики и стандартов качества профессионального образования, что позволит более полно в процессе обучения учитывать быстроменяющиеся потребности динамично развивающегося рынка труда.
Наконец, девятый процесс усиления человекотворческих изменений системы образования в современном информационном обществе заключается во взаимосвязи и взаимообусловленности адаптивной и проективной составляющих формирования и практического применения информационных ресурсов учащихся и студентов. Адаптивный аспект когнитивного и практически-прикладного применения таких ресурсов предполагает ориентированность обучаемых на приспособление к усвоению новой и непрестанно обновляющейся информации. А проективный аспект данного процесса нацеливает их на выработку у обучаемых в разных звеньях образования умения и навыков предусматривать возможность практического применения усвоенной информации в различных сферах жизнедеятельности, прежде всего, в профессиональной работе. Адаптивно-проективная направленность формирования у школьников и студентов информационных ресурсов теснейшим образом связана с интегрирующей и дифференцирующей функциями образовательно-воспитательного процесса. Если интегрирующая функция реализуется в процессе совместного приобщения подрастающего поколения к непрестанно обновляющейся и воспроизводимой в образовательном процессе системе знаний, то дифференцирующая функция своеобразным способом распределяет их по различным направлениями последующего выбора жизненного пути – естественные, гуманитарные, технические науки, здравоохранение, искусство и т. д., а в последующем – и по разнообразным ячейкам социально-профессиональной структуры общества (рис. 6.1).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Зиновьев А. А. «Я мечтаю о новом человеке» // Российские вести, 22–29 марта 2006 г.
2
Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1876 год / Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 24. С. 86.
3
Там же. С. 186.
4
Евтушенко Е. А. Завтрашний ветер. М.: Правда, 1987. С. 40.
5
Шадриков В. Д. Некоторые методологические вопросы психологии индивидуальности // Мир психологии. 2011. № 1 (65). С. 10.
6
Мид Дж. Г. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996. С. 227–228.
7
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 288.
8
Там же. С. 294.
9
Там же. С. 296.
10
Там же. С. 297–299.
11
Сорокин П. А. Положение личности в системе социальных координат // Система социологии. М.: Астрель, 2008. Т. II, Ч. II, Гл. 6. С. 823.
12
Там же.
13
Там же. С. 826–827, 832.
14
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человекомерность социальных систем"
Книги похожие на "Человекомерность социальных систем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Бабосов - Человекомерность социальных систем"
Отзывы читателей о книге "Человекомерность социальных систем", комментарии и мнения людей о произведении.