» » » » Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-985-06-2119-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.

Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.






• игровая модель (Й. Хейзинга, Е. Финк), которая видит важнейший фактор возникновения человека в игре. Анализ архаичных форм культуры приводит к выводу об их игровой природе, порождающей мир символических форм деятельности, имеющих весьма значимую роль в процессе антропосоциогенеза;

• психоаналитическая концепция 3. Фрейда, связывающая появление человека и человеческой культуры с утверждением культа, в основании которого лежат тотем и табу. Восстание сыновей против отца в первобытной орде привело к убийству предводителя общины, который был обожествлен в форме тотема как прародителя рода. Регулирование сферы сексуальных отношений, вызвавших некогда эту трагедию, и стало источником появления религии и морали, определивших собой дальнейшее развитие культуры и человека;

• семиотическая модель (Э. Кассирер, Т. Роззак, Л. Мэмфорд), трактующая человека как единственное существо, способное к построению знаковых систем. Культура рассматривается здесь как знаково-символическая реальность, основу которой составляет язык. Посредством знаков языка выделяются те или иные объекты и процессы действительности, которые наделяются значением и смыслом. Восприятие реальности человеком оказывается, таким образом, возможным в перспективах и ракурсах, задаваемых языком. Один из создателей этой модели Э. Кассирер отмечал: «Человек сумел открыть новый способ приспособления к окружению. У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой… Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal simbolicum»[61] – символическое животное;

• уфологическая гипотеза, указывающая на якобы избыточную сложность структур мозга, функциональных возможностей сознания человека по отношению к требованиям, предъявляемых человеческому роду со стороны земной цивилизации, связывает первоначальное появление разума с инопланетными мирами, откуда он якобы и был занесен на Землю. Она не соответствует канонам научной рациональности, хотя и пользуется определенной популярностью у почитателей жанров фэнтези и научной фантастики.

5.2. Природа и сущность человека

Человек как био-, социодуховный феномен

За весьма длительную историю существования антропологической мысли было создано немало концепций и представлений о природе человека натуралистического, социологизаторского, религиозного и другого характера. Теоретической основой современной концепции онтологии человека (его онтологической структуры или природы) является идея многоуровневой природы человека. Она противостоит, с одной стороны, различного рода одноуровневым истолкованиям природы человека (ее сведения только к какому-то одному уровню, будь то биологический, социальный, духовный уровень бытия). С другой – данный подход противостоит и явно неполной трактовке природы человека как системы, состоящей только из двух уровней – биологического и социального. Эта двухуровневая трактовка является широко признанной и продолжает, как считает С.А. Лебедев, «кочевать из одной книги в другую в виде стандартного клише») [62].

Идея многоуровневой природы человека, его онтологической структуры – это, по сути, установление организации человека, его состава как многомерного существа. Данный подход представляет человека как целостное единство биологически-наследственного и социально-приобретенного. В его составе специально выделяется и духовная составляющая (начало), которая позволяет рассматривать человека как сверхсложную, многоуровневую и вместе с тем целостную систему, а именно понимать его как био-, социодуховное существо. Тогда по своей организации и составу (природе) он выступает как «воплощенный» дух или одухотворенная телесность, т. е. его природа интегральна – единство био-, социодуховных начал.

Духовное начало в человеке как элемент его природы является обозначением внутреннего субъективного мира человека, его ценностносмыслового содержания. Духовность – это обретение культуры, поэтому она есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов; в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком. Духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде[63].

Сфера духовной жизни – это не просто усвоение элементов культуры и нравственных ценностей. Это и осмысление, и переживание личностью жизненного опыта. Содержание духовности объединяет мысль, знание и чувство, а сама духовность выступает как определенное качество человеческого бытия. Духовность – это выход человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоление «себя» вчерашнего в процессе обновления и совершенствования, восхождение личности к своим идеалам, ценностям и реализация их в своем жизненном пути. Таким образом, духовность – это проблема жизнетворчества человека как экзистенциального существа.

Осмысление многоуровневой природы человека сегодня не вписывается в рамки одномерного (и даже двумерного) познания и линейного стиля мышления. Ее современная интерпретация базируется на синергетической методологии. Действительно, принцип синергии как совместного, согласованного действия всех структурных уровней природы человека (биологического, социального и духовного) предполагает учет их взаимного подчинения. При этом важно иметь в виду, что не только высшее подчиняет низшее, но и наоборот, хотя и в различных отношениях. При этом они не могут существовать друг без друга. Так, например, природное в человеке сохраняет свою автономность даже будучи облекаемо в социальные и технологические формы деятельности.

В человеке есть мера каждого уровня его природы, и пресечение границ этой меры искусственно (с помощью новейших технологий) или естественным путем – путем перехода в нечто иное есть прекращение его бытийности, а в конечном счете и существования как уникального субъекта социально-исторического развития в известной части Вселенной. Любые попытки обосновать перспективы развития человека с сугубо технологических или, более того, технократических позиций несостоятельны и неприемлемы с позиций реального гуманизма.

Теоретическое конструирование человека как особого рода бытия предполагает решение и проблемы сущности человека. По мнению С.А. Лебедева, из многоуровневой природы человека «с необходимостью следует и представление о многомерной сущности человека»[64]. Ни одно из известных одномерных определений человека (человек разумный, человек политический, человек деятельный, человек экономический, человек играющий, человек любящий, человек символический, человек творящий, человек религиозный и др.) не может полностью выразить его сущность. И это неудивительно, так как на абсолютизации тех или иных свойств человека строились целые философские системы, в основе которых лежит один из атрибутов человека, принятый за его сущностный признак. Многомерное понимание сущности человека не может быть представлено только каким-нибудь одним уровнем его бытия (например, только социальным) и определяться совокупностью всех существующих общественных отношений, как это имело место в марксистском понимании сущности человека. Сущность человека не только многомерна, но и многоуровнева. Она отражает сущностные черты всех трех уровней его природы и существования, о которых говорилось выше.

В основе факторов формирования сущности человека лежит система фундаментальных отношений, имеющих место между человеком и окружающим его миром. К числу этих фундаментальных и не сводимых друг к другу отношений, которые задают общую рамку формирования сущности человека, можно отнести онтологические, познавательные, деятельностные, практически-прагматические, этические, эстетические, коммуникационные, экзистенциальные и др. Конкретное наполнение этих отношений и тем самым формирование сущности каждого человека определяются наличными условиями его природного и социокультурного бытия, его целями и стремлениями, а также множеством экзистенциальных выборов, которые осуществляет человек в процессе своей жизнедеятельности. Таким образом, природа человека является многоуровневой, а его сущность многомерной.

В то же время существуют и принципиально иные трактовки человеческой сущности, широко представленные в современной философской антропологии. Немецкие философы М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер сущность человека выводили из его родовой специфичности. Человек ими рассматривался как неспециализированное, эксцентричное существо, крайне скудно наделенное от природы инстинктами. Человек по своей природе не занимает строго фиксированного положения в мире. Его бытие – это постоянный и непрерывный процесс поиска и обретения своей, специфической ситуации в мире. Необоснованность бытия – это способность иметь множественность оснований, т. е. возможность и необходимость свободного выхода за границы каждой конкретной жизненной ситуации для создания новой, отвечающей его интересам, потребностям и ценностям. Сущность человека, таким образом, в его незавершенности, его открытости миру, свободе, способности к трансцендированию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.