» » » » Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентВышэйшая школаdd258350-1b67-11e6-bded-0cc47a545a1e, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Философия и методология науки. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-985-06-2119-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.

Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.






В концепции глобальной эволюции проблема возникновения человека занимает особое место. Эта проблема формулируется как антропологический, или антропный, принцип. Антропный принцип фиксирует наличие связи между крупномасштабными процессами, происходящими во Вселенной, и появлением в ней жизни, разума и космических цивилизаций. На эту связь одними из первых обратили внимание советские ученые А.Л. Зельманов (1913–1987) и Г.М. Идлис (1928–2010). Дальнейшим этапом разработки данного принципа явилось установление того факта, что свойства нашей Мегагалактики обусловлены значениями ряда фундаментальных физических параметров. Наиболее существенны три группы параметров: константы физических взаимодействий; массы элементарных частиц (электрон, протон, нейтрон); размерности пространства. Структура нашей Вселенной «восприимчива» к этим показателям. Даже небольшое их изменение привело бы к исчезновению во Вселенной одного или нескольких элементов ее структуры: ядер, атомов, звезд, галактик и т. д. В конечном счете стали бы невозможными прогрессивная эволюция Вселенной и появление человечества.

Антропный принцип пока не имеет общепринятой формулировки. Наоборот, число его определений непрерывно растет. Наибольшим влиянием, пожалуй, пользуются формулировки, предложенные английским астрофизиком Б. Картером. Причем он сформулировал «сильный» и «слабый» варианты антропного принципа. Сущность «слабой» версии этого принципа можно определить следующим образом: объективные свойства нашей Вселенной таковы, что на определенном этапе ее эволюции они привели к появлению познающего субъекта. Если бы свойства Вселенной были другими, их просто некому было бы познавать. Такой точки зрения придерживаются А.Л. Зельманов, Г.М. Идлис, И.А. Розенталь, И.С. Шкловский, П. Дэвис и другие космологи. Антропный принцип в его «слабой» версии предполагает правомерный вопрос: было ли появление человека, а в дальнейшем и человеческой цивилизации уже запрограммировано в том состоянии Метагалактики, с которого началось ее развитие, или этот процесс был обусловлен законами ее дальнейшей эволюции и самоорганизации? Современная наука пока лишь ищет ответ на этот вопрос.

«Сильный» вариант антропного принципа гласит: «Вселенная должна быть такой, чтобы на определенной стадии допускать появление наблюдателя». Подобная формулировка вполне допускает наличие трансцендентных, сверхъестественных сил, которые смогли бы реализовать проект появления человека.

Сегодня ученых интересует не только вопрос о том, как связано появление человека с закономерностями эволюции Вселенной, но и проблема взаимоотношений человека и биосферы, на определенном этапе развития которой он возник и в которую он непосредственно включен. Взаимосвязь человека и биосферы достаточно противоречива. С одной стороны, постоянно возрастает роль антропогенного фактора, что приводит к изменению структуры биосферы. При этом меняются не только численность видов растений и животных или их система связи, но и некоторые климатические характеристики – например, увеличивается среднегодовая температура на планете, уменьшается количество осадков в результате осушения болот и т. д. С другой стороны, в процессе социального развития резко возрастает число природных факторов, обусловливающих функционирование социума. Если первобытный человек зависел преимущественно от климатических условий (в то же время он был к ним неплохо адаптирован, мог переносить ледниковые периоды, наводнения и другие катаклизмы), то современное человечество очень сильно зависит от энергетических ресурсов Земли, от имеющихся запасов полезных ископаемых, а также от качества окружающей среды.

В ситуации резкого изменения качественных характеристик биосферы весьма актуальной становится проблема перспектив существования и дальнейшего развития самого человечества. По мнению Н.Н. Моисеева (1917–2000), одной из конструктивных идей, обосновывающих возможность сохранения цивилизации на основе разумного управления биосферой, является идея ноосферы. Согласно последней, такая суперсистема, как «Вселенная», с помощью человека обретает способность не только познавать саму себя, но и направлять свое развитие по пути компенсации или хотя бы ослабления действия дестабилизирующих факторов[56]. Обеспечение стабильности биосферы предполагает использование коэволюционной стратегии, т. е. согласования поведения и деятельности человека с закономерностями развития биосферы.

Самими учеными концепция глобального эволюционизма оценивается по-разному. В ее содержательной интерпретации присутствуют полярные точки зрения: от восторженных отзывов до ее полного отрицания. Но при всей неоднозначности оценок данной концепции несомненным остается одно – она обладает значительным эвристическим потенциалом, поскольку позволяет углубить понимание развития, рассматривая эволюцию неорганической, органической и социальной сфер как единый процесс, подчиняющийся закономерностям самоорганизации.

Концепция глобального эволюционизма позволяет обнаружить целый ряд проблем, решение которых позволило бы конкретным наукам сделать шаг вперед. К их числу можно отнести следующие:

• мера допустимого проецирования схемы эволюционного развития нашей Вселенной (Метагалактики) на другие вселенные;

• правомерность экстраполирования закономерности биологической эволюции на космические процессы (что демонстрирует концепция глобального эволюционизма);

• механизмы обеспечивания перехода от неживого вещества к живому;

• закономерности возникновения системных СВОЙСТВ;

• роль отрицательных обратных связей в обеспечении внутреннего постоянства органической системы, механизмы их действия;

• «синергетические эффекты» (социальные и антропологические последствия), к которым может привести происходящий процесс глобализации;

• способность человеческого Разума осуществить коэволюционный проект и др.

Концепция глобального эволюционизма определяет контуры исследовательской программы для науки в целом. В рамках глобального эволюционизма становится очевидным, что сложные системы нельзя описать с помощью языка одной науки. Чем глубже наука проникает в свою предметную область, тем отчетливее осознается необходимость ее диалога с другими конкретными науками. Принципы глобального эволюционизма становятся основой синтеза знаний в современной науке. Они позволяют объединить дисциплинарные онтологии и построить общенаучную картину мира, в центре которой находится человек.

Данная концепция создает теоретическую основу для понимания человека в качестве результата и объекта космической эволюции как естественного и закономерного этапа в развитии нашей Вселенной, как погруженного в окружающий его мир и ответственного за него. Такое понимание предполагает синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания, определение «человекоразмерности» природных и социальных процессов, а также экологических и аксиологических императивов самой человеческой деятельности.

Таким образом, в современной науке и культуре концепция глобального эволюционизма обретает статус подлинно научной методологической стратегии познания природы и социокультурных явлений, поскольку она не ограничивается только описанием и классификацией развивающихся объектов, а органично соединяет требования эволюционной интерпретации систем самой различной природы с принципом их системного анализа. В результате процесс развития понимается как динамика самоорганизующихся систем разной степени сложности, в которой происходят направленные во времени изменения от одного типа организации к другому. Глобальный эволюционизм становится реально действующей методологической программой современного научного познания, ибо позволяет рассматривать в органической взаимосвязи и обусловленности явления неорганической и органической природы с реальным учетом влияющих на их функционирование и развитие социоантропогенных факторов.

Глава 5

Проблема человека в философии

5.1. Понятие философской антропологии и основные стратегии осмысления человека. Проблема происхождения человека в философии и науке

В течение своей истории человечество накопило огромный массив знаний и информации о неорганическом мире, флоре, фауне, устройстве общества, его экономической и политической жизни, истории и культуре. Но как ни удивительно, в наименьшей степени человек смог постичь себя, свое происхождение, смысл своего существования, свое назначение в мире. Это неслучайно, поскольку определяется сложностью самого феномена человека и многообразием форм его социально-культурного бытия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"

Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.