Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия и методология науки. Учебное пособие"
Описание и краткое содержание "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.
Представлен современный взгляд на основные проблемы философии и методологии науки в связи с процессами глобализации и кардинальных изменений в сферах экономики, политики, культуры на рубеже XX–XXI вв. Дается системное и методически обоснованное изложение курса «Философия и методология науки». Рассматриваются сложные дискуссионные вопросы современного философского знания.
Предназначено аспирантам, магистрантам и соискателям, будет полезно студентам, изучающим курс философии, а также тем, кто интересуется актуальными проблемами философии и науки.
В то же время существуют и принципиально иные трактовки человеческой сущности, широко представленные в современной философской антропологии. Немецкие философы М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер сущность человека выводили из его родовой специфичности. Человек ими рассматривался как неспециализированное, эксцентричное существо, крайне скудно наделенное от природы инстинктами. Человек по своей природе не занимает строго фиксированного положения в мире. Его бытие – это постоянный и непрерывный процесс поиска и обретения своей, специфической ситуации в мире. Необоснованность бытия – это способность иметь множественность оснований, т. е. возможность и необходимость свободного выхода за границы каждой конкретной жизненной ситуации для создания новой, отвечающей его интересам, потребностям и ценностям. Сущность человека, таким образом, в его незавершенности, его открытости миру, свободе, способности к трансцендированию.
5.3. Проекции человеческой реальности: индивид, личность, индивидуальность
Представление о человеке как о сверхсложной, многоуровневой и высокоорганизованной системе является в настоящее время достаточно естественным и очевидным. Для описания различных проекций (ипостасей) человека, его многогранности и многокачественности используются различные понятия, важнейшими из которых являются «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Наиболее общим родовым понятием является понятие человека. Человек – это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на земле, био-, социодуховное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, духовно-нравственными качествами. Понятие «человек» отражает общеродовые черты, присущие человеческому индивиду. Таким образом, оно дает самую общую и потому предельно абстрактную характеристику человеку.
Человек – концепт наиболее объемный, передающий универсальную причастность представителя Homo sapiens к родовой био-, социодуховной организации.
Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) – единичный, конкретный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек. В понятии «индивид» воплощается родовая принадлежность человека. Когда мы называем конкретного человека индивидом, мы подчеркиваем, что он потенциально является человеком. Появляясь на свет как биологический индивид (родившийся ребенок), человек постепенно становится личностью.
У родившегося ребенка в генах заложены природные предпосылки для развития именно человеческих признаков и качеств, что принципиально и потенциально отличает его от детеныша животных, которого сразу же после рождения и до конца жизни называют особью, а не индивидом.
В биологическом плане Homo sapiens суть отдельный вид, возникший сравнительно поздно на траектории эволюции всего живого. Для человека как биологического вида характерен свой генетический код, расшифровка которого практически полностью завершена. Как биологическое существо человек может существовать только в определенном интервале физикохимических условий. Человек как представитель биологического вида Homo sapiens – это биологический индивид, носитель генетически унаследованных, врожденных и приобретенных свойств, обеспечивающих его адаптацию к природной среде обитания, выживание и рождение плодотворного потомства (биологическую адаптацию). В ходе антропогенеза у него сформировались и такие существенные признаки, как прямая походка, развитый мозг, способность осуществлять целенаправленную деятельность, использовать язык в процессе коммуникации, вести коллективный образ жизни и др.
Однако в понятии «индивид» отражаются не только родовые черты человека, обладающего специфическими качествами (особость природных свойств, психических способностей, деятельностного, мыслительного, жизненного потенциала). Человеку как индивиду присущи и социально обусловленные качества (прежде всего наличие у него сознания).
В социальном плане человек оказался способным проектировать и создавать социальные системы от простейших (семья, род, община) до сложных (государство, цивилизация, мировое сообщество), состоящих из множества подсистем (армия, экономика, политика, образование, наука, идеология).
Начиная с определенного момента эволюции главной заботой человека становится воспроизводство социальных систем и их совершенствование. Сам человек все более определяется совокупностью наличных общественных отношений, обслуживанием и развитием последних. В связи с этим человека можно трактовать как социального индивида, т. е. в качестве представителя определенного общества в конкретную, историческую эпоху. Человек как социальный индивид обладает комплексом социально обусловленных качеств, обеспечивающих его адаптацию к социальной среде и способность реализовать себя в различных видах социального общения и действия. Однако при всей зависимости от социальных отношений человек всегда был, в конечном счете, их творцом. Особенно значима в этом плане роль великих личностей – социальных инноваторов как в отдельных сферах общественной жизни, так и в понимании структуры общества в целом, ее проектировании и реализации. Это относится не только и даже не столько к великим государственным деятелям, полководцам, ученым, сколько к духовным лидерам, деятелям культуры в самом широком смысле этого слова, т. е. к создателям новых систем социальных ценностей (общезначимых представлений о целях, идеалах, предназначении человека). В этом смысле культура и социум когерентны, но не сводимы один к одному. Культура (если она культура) всегда взыскует высокого и должного, общество – массового и сущего. Между ними всегда существует определенный люфт, зазор, противоречие, но именно потому, что человек прежде всего творец, его культурное измерение и предназначение – быть выше совокупности господствующих общественных отношений.
Духовно-культурное измерение человека возвышает его над биологической и социальной индивидностью, придает ему личностную проекцию. Поэтому личность — это человек как представитель определенной культуры, усвоивший ее смысловой опыт и использующий его для согласования индивидуального поведения, деятельности и жизнедеятельности в целом с системой культурных смыслов, мотивов и ценностей.
Личность в философии исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции – поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным поведенческим актам – поступкам[65]. Понятие «личность» выражает персонифицированный способ бытия человека.
Личность в социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимосвязей и субъекта социальной активности. В общей психологии рассматривается системное качество, приобретенное индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок). В социальной психологии личность рассматривается со стороны ее отношений с социальной группой.
Важнейшая особенность личности – умение избегать отождествления себя как определенной целостности с конкретными формами своего социального поведения. Мобильность личности, умение менять стиль поведения, чутко реагировать на меняющиеся социальные требования есть важный элемент регулирования социальных взаимодействий.
С точки зрения ролевой концепции личности, исследующей возможности человеческой способности «казаться» (Т. Парсонс, М. Вебер, Р. Липтон в социологии, Дж. Мид, М. Кун в психологии), не существует «человека вообще», существуют лишь явления, «роли» личности в обществе. Другими словами, человек всегда есть «кто-то» – носитель определенных норм, идеалов, традиций, он не бывает «никем». Однако социальная роль не означает сознательно принятое на себя актерство; социальная роль – это лишь конкретная форма проявления жизненных установок личности в определенных обстоятельствах.
Марксизм, фактически выступая сторонником ролевой концепции личности, расширяет групповой интерес до классового и общесоциального, что делает невозможным безболезненную смену ролей для личности. Обессмысливается само понятие роли. Роль превращается в признание, миссию, срастается с личностью. Изменение социальной роли оказывается возможным только с изменением самих социальных отношений, в которых существует и действует индивид.
Тем не менее человек как личность способен не только осознавать включенность в ролевые отношения. Он может выходить за рамки роли, для личности присущи потребность в самореализации и представление о себе как об уникальной целостности, что является важным механизмом социальной регуляции. Коммуникативные межличностные связи на этом уровне носят специфический и часто непредсказуемый характер. В психологической теории самоактуализации (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс) отмечается, что, дистанцируясь от роли, человек актуализирует такие качества личности, как потребность к самовыражению, способность к творческой активности, трансцендированию, а также самопроективность. Личность нарушает устойчивость социальных отношений, разрывает коммуникационные сети, устанавливает новые правила коммуникации. Личность в данном случае проявляет себя не как социальный индивид – носитель общих норм и ценностей, но как индивидуальность. Понятие индивидуальности отлично от понятия личности. Если личность – это попытка воплотить внутреннее во внешнем, то результат этой попытки всегда индивидуален, неповторим. Не будучи личностью, нельзя стать и индивидуальностью. Индивидуальностью может обладать только сформировавшаяся личность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия и методология науки. Учебное пособие"
Книги похожие на "Философия и методология науки. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Философия и методология науки. Учебное пособие"
Отзывы читателей о книге "Философия и методология науки. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.