Коллектив авторов - Полный курс уголовного права. Том V. Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Полный курс уголовного права. Том V. Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право"
Описание и краткое содержание "Полный курс уголовного права. Том V. Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право" читать бесплатно онлайн.
Курс подготовлен известными российскими учеными в области уголовного права. В V томе рассматриваются понятие, система и виды преступлений против государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества, анализируются особенности их квалификации, исследуются приемы и способы отграничения от смежных составов. Изучаются вопросы Общей и Особенной части международного уголовного права.
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов, работников правоохранительных органов и судов.
Присвоение полномочий должностного лица состоит в том, что виновный, в нарушение установленного порядка или не имея надлежащим образом оформленного специального полномочия, самовольно, путем обмана выдает себя за представителя власти либо иное должностное лицо и осуществляет свойственные им функции (представителя власти, организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции).
Обман может быть совершен в любой форме, в том числе путем простого умолчания, когда виновный пользуется заблуждением окружающих, ошибочно считающих его представителем власти или иным должностным лицом. В качестве средств обмана могут быть использованы подложные удостоверения личности либо форменная одежда. Присвоение полномочий должностного лица также может выражаться и в фактическом осуществлении полномочий, свойственных должностному лицу, и без использования конкретного звания.
Совершение действий в связи с присвоением полномочий должностного лица – обязательный признак состава рассматриваемого преступления. Само по себе присвоение, не связанное с совершением определенных действий (например, чтобы удовлетворить собственное честолюбие, произвести впечатление на окружающих и т. п.), не является преступлением.
Действия при этом могут быть самыми разнообразными. Обязательным условием наступления уголовной ответственности за такое деяние является тот факт, что в результате содеянного будут существенно нарушены права и законные интересы граждан или организаций (эта оценочная категория была проанализирована нами выше).
По конструкции объективной стороны состав анализируемого преступления – материальный. Преступление окончено с момента существенного нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Для состава рассматриваемого преступления не имеет значения, были ли осведомлены гражданин или представители организации, вступившие в деловые отношения с виновным, о том, что он присвоил полномочия должностного лица, либо они воспринимали его в качестве истинного должностного лица.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Виновный сознает, что он самовольно и неправомерно присваивает полномочия должностного лица, предвидит возможность или неизбежность наступления в результате своих противоправных действий общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций и желает этого или не желает, но сознательно допускает либо безразлично к этим последствиям относится.
В качестве примера неправильной квалификации содеянного можно использовать данные Агентства федеральных новостей. При задержании бывшего министра внутренних дел Калмыкии генерала С. МВД была подготовлена и проведена многоходовая комбинация. Генералу передали телефонограмму, из которой следовало, что его вызывают 27 мая 2003 г. в качестве министра внутренних дел Калмыкии в Нальчик на совещание руководителей региональной милиции Южного федерального округа. Ему не могло быть известно, что за день до этого Президент уже подписал указ об увольнении его из органов внутренних дел. Генерала С. задержали прямо в зале заседания и предъявили обвинение по ст. 288 УК «Присвоение полномочий должностного лица», поскольку тот явился на совещание в должности министра, от которой уже был отстранен[230]. Возникает вопрос: о каком умысле С. на присвоение полномочий должностного лица может идти речь? Кроме того, интересно, какие последствия, предусмотренные ст. 288 УК, установили в результате содеянного бывшим генералом? Полагаем, что при соответствии информации действительности в деянии С. не содержались признаки состава преступления, предусмотренного ст. 288 УК.
Однако в научной и учебной уголовно-правовой литературе встречаются различные мнения относительно оценки вины при совершении данного преступления. Так, Н. А. Егорова полагает, что по смыслу ч. 2 ст. 24 УК это преступление может совершаться как умышленно, так и по неосторожности[231]. По мнению автора, вина в виде преступного легкомыслия при присвоении должностных полномочий не исключена. Вряд ли можно согласиться с таким суждением. Присвоение указанным в законе субъектом полномочий должностного лица выражается в неправомерном, самовольном завладении ими, что возможно лишь при осознании этого. Об осознании содеянного свидетельствует и то, что, присвоив полномочия должностного лица, виновный совершает в связи с этим действия, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Спорным при определении субъективной стороны рассматриваемого состава преступления представляется и другое суждение. В. И. Динека полагает, что в составе присвоения полномочий должностного лица «вина выражается прямым умыслом в части присвоения полномочий и косвенным – в части наступления последствий: виновный сознает, что незаконно присваивает полномочия должностного лица и пользуется ими (по существу совершает преступление), предвидит наступление опасных последствий своего деяния в виде существенного нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц, желает пользоваться присвоенными полномочиями, сознательно допускает нарушение указанных прав и интересов либо относится к этому безразлично»[232]. Изложенное мнение может свидетельствовать о том, что состав преступления, предусмотренный ст. 288 УК, по конструкции объективной стороны является одновременно и формальным, и материальным, что представляется абсурдным.
Субъект преступления – специальный. Им может быть лишь указанное в законе лицо: государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, достигшие 16-летнего возраста.
При привлечении указанных категорий работников к уголовной ответственности за присвоение должностных полномочий необходимо соблюсти два условия: во-первых, лицо должно находиться на государственной службе либо на службе в органах местного самоуправления, т. е. заниматься профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов; во-вторых, не обладать полномочиями должностного лица.
Действия иных лиц, самовольно присвоивших полномочия должностного лица и совершивших в связи с этим противоправные действия, будут квалифицированы по иным составам преступлений, в частности как мошенничество.
Так, 14 апреля 1998 г. около 16 часов на рынке, расположенном в г. Владивостоке, М., находясь в состоянии алкогольного опьянения, действуя умышленно, с целью завладения чужим имуществом путем обмана и подстрекательства гр-на Б. к даче взятки, надев форменную одежду работника милиции, принадлежащую его родственнику, выдавал себя за должностное лицо (работника милиции) и потребовал у Б., торговавшего электротоварами, лицензию на право торговли. Узнав, что ее нет, он стал подстрекать последнего к даче ему как сотруднику милиции взятки в сумме 200 рублей, угрожая в противном случае доставить его в отделение милиции. Б., считая, что М. является сотрудником милиции, передал ему в качестве взятки деньги в сумме 200 рублей. Действия М. были обоснованно квалифицированы как мошенничество и подстрекательство к даче взятки[233].
Если государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами, присвоили полномочия должностного лица и в связи с этим совершили какое-либо преступление, то содеянное образует совокупность преступлений и квалифицируется по ст. 288 УК и статье Особенной части УК, предусматривающей ответственность за соответствующее преступление. Например, какой-либо государственный служащий, не являющийся должностным лицом, выдает себя за сотрудника милиции и производит «обыск», во время которого под предлогом изъятия определенных ценностей завладевает чужим имуществом. Такое деяние надлежит квалифицировать по совокупности ст. 288 и 159 УК (мошенничество).
В юридической литературе определенное внимание уделено вопросу о соотношении рассматриваемого состава преступления с должностными преступлениями, предусмотренными главой 30 УК. В частности, высказано суждение о том, что присвоение полномочий должностного лица может быть сопряжено с различными должностными преступлениями, такими, как: отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК)[234]. Такое суждение вызывает возражение по следующим основаниям.
Как было отмечено выше, должностные преступления являются преступными посягательствами особого рода с точки зрения объекта и субъекта преступления. Иначе говоря, эти признаки в таких преступлениях совпадают. Объект рассматриваемого деяния является идентичным должностным преступлениям. Однако субъект преступления, предусмотренного ст. 288 УК, и отдельных должностных преступлений различается. Состав присвоения полномочий должностного лица может образовывать совокупность с составом служебного подлога, ибо субъектом преступления, предусмотренного ст. 292 УК, может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. Однако с другими преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, субъектом которых выступает только должностное лицо, преступление, предусмотренное ст. 288 УК, квалифицировано по совокупности быть не может.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Полный курс уголовного права. Том V. Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право"
Книги похожие на "Полный курс уголовного права. Том V. Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Полный курс уголовного права. Том V. Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право"
Отзывы читателей о книге "Полный курс уголовного права. Том V. Преступления против государственной власти. Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества. Международное уголовное право", комментарии и мнения людей о произведении.