Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать бесплатно онлайн.
Во второй том включены работы доктора философских наук, доктора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы ФС РФ III созыва Х. А. Барлыбаева, касающиеся взаимосвязанного анализа проблем философской антропологии как основы исследования генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития и глобалистики. Такой анализ закономерно распространяется на изучение вопросов универсальной эволюции, идентичности, структуры сознания, истины и справедливости как системообразующих ценностей.
Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами философской антропологии в контексте перехода к устойчивому развитию и глобальных проблемам современности.
В науке известны различные варианты периодизации истории человечества. С точки зрения взаимоотношений человека с окружающей средой, использования им природных ресурсов для прогресса своей материальной культуры и собственного развития и, следовательно, с точки зрения социогенеза, эволюции целостной социокультурной природы человека в его единстве с окружающей средой, можно осуществить следующую периодизацию истории человечества: эмбриональный период; период приспособления к жизни; период освоения земной жизни; духовно-поисковый период; материально-накопительный период; интеллектуально-гуманистический период.
С начала анатомического формирования (до 1 млн лет до н. э.) человек находился в эмбриональном периоде своего развития, жил как своего рода человек-эмбрион, пребывающий в утробе матери-природы как зародыш, связанный с ней пуповиной, подобно любому другому представителю животного мира. К концу этого периода численность наших предков достигла 1,5 млн чел. – количества жителей современного достаточно большого города.
Один млн лет до н. э. человек вышел из утробы матери-природы и примерно до 10-го тысячелетия тыс. лет до н. э. жил в ее лоне как ребенок, присосавшийся к материнской груди и все еще всецело зависящий от нее. Поэтому тот период может быть назван периодом приспособления человека к земной жизни. Вплоть до наступления последнего ледникового периода (100 тыс. лет – 10 тыс. лет до новой эры) палеоантропы жили в более или менее благоприятных субтропических условиях. В этот период люди уже активно пользуются огнем, в дополнение к собирательству, используя копья, дубины, дротики, осваивают охоту на мамонтов, слонов, бизонов, носорогов, оленей, зубров. Начинается производство примитивных орудий труда: ножей, скребков для выделки шкур, разного рода заточек, инструментов для обработки кости и дерева и т. д.
К позднему палеолиту зарождается родовая организация общины, появляется экзогамия – запрет браков внутри общины, проточеловек постепенно превращается в кроманьонца – непосредственного предшественника людей современного типа.
В эпоху мезолита (несколько ранее 10 тыс. лет до н. э.), в результате исчезновения ледников на Земле возникают более благоприятные условия жизни людей. В это время появляются лук со стрелой для охоты, новые орудия труда для хозяйственных дел, глиняная посуда, прядение, ткачество, начинается приручение и одомашнивание животных: собак, свиней, позднее – мелкого и крупного рогатого скота, зарождается окультуривание растений и выращивание земледельческих культур. Люди расселяются с юга на север. Из единого древнего праязыка начинают возникать, ответвляться, дифференцироваться и развиваться все ныне существующие в мире языки. Живущий в это время кроманьонец – непосредственный предшественник современного человека.
Таким образом, предки человека после эмбрионального периода социализации своих отношений, длившегося несколько миллионов лет, еще в течение почти одного миллиона лет приспосабливаются к земной жизни.
Примечательно, что наиболее интенсивная эволюция человека происходила в конце ледниковых периодов при самых неблагоприятных условиях жизни. Люди с современными анатомическими свойствами появились на финише последнего ледникового периода – 35–40 тыс. лет тому назад. Ученые-специалисты утверждают, что если ребенка, родившегося в те времена, было бы можно воспитывать сегодня, то он ничем бы не отличался от своих современных сверстников. Тем не менее это не означает, что эволюция физической, социальной и духовной природы человека остановилась. Ведь указанный период в 35–40 тыс. лет во всей истории эволюции человека сравним с одной минутой в сутках. А последние сто лет «сидячего» образа жизни в офисах и автомобилях, дома у телевизора и компьютера вообще сравнимы уже всего с одной секундой в сутках, в то время как наши предки миллионы лет жили, что называется, на бегу и при неимоверных физических нагрузках. По законам синергетики происходящие уже сегодня изменения в весе, пропорциях телосложения и психике людей, видимо, можно рассматривать как начало некоей флуктуации в развитии человека, что делает весьма вероятной возникновение бифуркаций, особенно в дальней перспективе.
Период приспособления к земной жизни занимает выделяемый исторической наукой палеолит и мезолит, т. е. древнекаменный и среднекаменный века.
С появлением кроманьонца человек начинает уже активно осваивать земную жизнь, поэтому последующий период можно определять как период освоения им земной жизни. Хронологически он охватывает промежуток между 10 и 15-м тысячелетиями до н. э. и серединой первого тысячелетия до н. э. Материально обусловленное наименование этого периода в истории определяется как неолит (каменный век), энеолит (меднокаменный век), бронзовый и железный века. В середине этого периода – в 6-м тысячелетии до н. э. – численность людей на Земле достигает 10 млн, а в 5-м тысячелетии до н. э. – 50 млн человек.
В этот период скачкообразные процессы вызывают следующие явления в жизни человечества: с 4-го тысячелетия до начала 1-го тысячелетия до н. э. начинаются производство изделий из меди и бронзы, использование посуды из глины, ткацкого станка, орудий с рукоятками, лодки, рыболовной сети, гончарного круга; в это же время были изобретены колесо и повозка, чуть позднее – весло и парус; сначала происходит общественное разделение труда на земледельческий (мотыжное земледелие) и скотоводческий, затем – выделение из них ремесла; развивается торговля, появляются зародышевые формы денег, а в VI веке до н. э. лидийский царь Дарий I вводит первые в истории монеты – дарики; в 3500-х гг. до н. э. возникают счет и письменность, а с 1800-х гг. до н. э. применяется папирус, с конца 4-го тысячелетия до н. э. появляются первые цивилизации, на обширной территории от Средиземноморья до Тихого океана возникают государственные образования.
В социальной сфере происходит разложение первобытного общества, складываются рабовладельческие отношения, наряду с общинной и государственной возникает частная собственность. С конца 2-го тысячелетия до н. э. наступает железный век, внесший революционные изменения в процесс изготовления и использования различных видов оружия, орудий труда, бытовых изделий и т. п.
Таким образом, человечество после каменного века, в результате достигнутого за предыдущий миллион лет упорного и длительного приспособления к земной жизни, в течение 10–15 тысяч последующих лет уже активно осваивает эту самую жизнь. За такой, сравнительно короткий по историческим меркам, срок человечество совершает гигантский, многократно превышающий достижения нескольких миллионов предыдущих лет, прыжок в направлении овладения качествами, которые присущи современному человеку. В результате возникает не только человек разумный, но и человек разумно-духовный.
После этого завершается детство человечества, заканчивается освоение им земной жизни, происходят обретение им надежной «почвы» под ногами, достижение полной готовности твердым шагом двинуться по дороге Истории. Впереди находится эпоха пытливого осмысления того, что создал в предыдущий период и кем стал сам человек, наступает период мучительных духовных поисков, выяснения смысла бытия, интенсивного творческого обогащения человеческой жизни.
Поэтому этот период заслуживает названия духовно-поискового периода, который охватывает время с середины 1-го тысячелетия до н. э. до XVII в. н. э.
В основном этот период связан со становлением и господством над душами людей религиозных верований. Несколько раньше христианства, но по историческим рамкам примерно одновременно зарождаются буддийская, индуистская, синтоистская, даосско-конфуцианская религии. Они возникают первыми оттого, что их колыбелью были первые, наиболее древние центры цивилизаций. В последующие века, по мере распространения цивилизационных процессов на другие регионы земного шара, туда проникают эти верования, там возникают и новые религии: иудаизм, христианство, ислам, ламаизм, а также их ответвления (католицизм, православие, протестантизм, англиканская церковь, пуританство – у христиан, сунниты и шииты – у мусульман), различные секты и течения. В названный период почти все общественные процессы, явления и институты – экономика, политика, государство, наука, культура, образование, межнациональные, социальные, бытовые, семейные отношения – пронизываются религиозными отношениями и законами, освящаются именем Бога.
За указанные более чем два тысячелетия человечество создает многогранную философскую науку, великие произведения литературы, искусства и культуры, совершает крупные научные и географические открытия.
Следующий период, начавшийся в XVII в. и продолжающийся по сей день, может быть назван материально-накопительным. В этот период движущей силой деятельности людей, определяющей характер дальнейшей социализации и глобализации их жизни, выступают неутолимая жажда к потреблению материальных благ, страсть к накоплению, превращение количества богатства, находящегося в собственности индивидуума, в мерило человеческого достоинства Этот период начинается с продолжения великих географических открытий, буржуазных революций (в Англии и Нидерландах – во второй половине XVI в., в Испании – в 1820–1823 гг., в Германии, Австро-Венг рии, Италии – в середине XIX в., в большинстве других стран мира – в последующем), с первоначального накопления капитала, с Реформации, Просвещения, возникновения парламентаризма, постепенного отделения религии от государства. За этот период – четыре столетия – человечество в своем прогрессивном развитии и одновременной деградации совершает гигантский «прыжок», по величине многократно превосходящий «расстояние», которое он одолел за предыдущие семь миллионов лет своей эволюции и жизнедеятельности на Земле.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Книги похожие на "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность"
Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том II. Философская антропология, глобализация, устойчивое развитие, сознание и идентичность", комментарии и мнения людей о произведении.