Павел Данилин - Партийная система современной России

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Партийная система современной России"
Описание и краткое содержание "Партийная система современной России" читать бесплатно онлайн.
Российской партийной системе стукнуло уже четверть века. За это время сменилось несколько поколений публичных политиков. Многие партии умирали и воскресали. Менялись правила игры на партийном поле. Саму историю партий можно разбить на несколько этапов. Первый период формирования квазипартийных лидерских проектов. Условная его периодизация – 1990–1999 годы. Второй этап длился с 2000-го по конец 2011 года и характеризовался курсом на построение малопартийного политического пространства. Наконец, третий этап можно определить как курс на многопартийность, но с уже сложившимися устойчивыми политическими партиями (2012 год – настоящее время). В этой книге представлен комплексный взгляд на причины и последствия трансформации партийно-политической системы, описаны главные действующие лица и институты, разрабатывающие реформы в этой сфере. Особое внимание уделено роли администрации президента России в партийной жизни страны.
В 2005 году также была принята поправка, согласно которой государственное финансирование партий устанавливалось на уровне 5 рублей за один голос вместо более сложной схемы с финансированием в процентах от МРОТ[96].
Реформы 2004–2005 годов оформляют политическую систему в том виде, к которому администрация президента стремилась с начала 2000-х годов. Фактически уже в 2004 году она приобрела законченный вид. Дальнейшее ее совершенствование на этом этапе не носило радикального характера: производились лишь наладки отдельных элементов, направленные на все то же повышение роли партий в политике, повышение предсказуемости политического процесса (хотя в целом к середине нулевых любые выборы федерального уровня уже не носили экстраординарного характера для политического менеджмента страны, превратившись в сложную в организационном плане, но отнюдь не «судьбоносную» в масштабах государства процедуру). Кроме того, продолжался процесс сокращения числа партий – и в силу субъективных факторов, когда партии не выдерживали конкуренции или переставали интересовать своих бенефициаров, и в силу объективных причин.
• Ликвидация малых партий
После принятия поправок к закону о партиях Минюст начал их перерегистрацию по новому законодательству и масштабную проверку предоставляемых данных. К августу 2006 года, за полтора года функционирования нового законодательства, в России было (по данным ЦИКа) зафиксировано снижение числа партий до 32. 16 партий не удовлетворяли требованиям нового закона и по требованию Минюста были ликвидированы[97].
Судьба партий, не отвечавших новому законодательству, сложилась по-разному. Объединенная промышленная партия вошла в состав «Единой России». Конституционно-демократическая партия, «Развитие предпринимательства» и Национально-консервативная партия провели съезды и преобразовались в общественные организации. Несколько партий были лишены регистрации по суду: в январе 2007 года Росрегистрация опубликовала список из первых пяти партий, относительно которых суд уже принял решение: «Евразийский союз», Народно-республиканская партия, Партия развития регионов «Природа и общество», Партия социальной защиты и «Союз людей за образование и науку» (СЛОН).
Из них, пожалуй, более других показателен кейс «Евразийского союза». В организации на тот момент были зарегистрированы всего 4648 человек, причем около 3 тысяч из них – на территории Красноярского края. Фактически политическая структура была карманной партией известного в Красноярске бизнесмена и политического деятеля Анатолия Быкова – под ее флагами он надеялся провести своих людей в Красноярское заксобрание[98].
Другим важным кейсом для преобразования российской партийной системы впоследствии стал отказ в регистрации Республиканской партии России. У партии, по ее данным, имелось нужное число членов и региональных отделений. 17 декабря 2005 года РПР провела съезд, на котором было переизбрано руководство, изменен юридический адрес, создано несколько новых региональных отделений. Однако 16 января 2006 года Министерство юстиции отказало в просьбе внести поправки, потому что партия не представила документы, свидетельствующие, что общее собрание состоялось в соответствии с законом и уставом партии. Повторное обращение в Минюст также не возымело действия, к тому же министерство отметило, что РПР не предоставила ему данных о количестве своих членов. Проблема была и в том, что протоколы собраний региональных отделений в Архангельске и Ярославле были недействительны, потому что они указывали, что эти собрания были созваны по инициативе Новосибирского отделения. Собрание Владимирского регионального отделения вообще не состоялось. А в протоколах собраний региональных отделений в Иркутске, Челябинске и Свердловске не было списков участников.
РПР обратилась в суд, но Таганский суд Москвы, затем Мосгорсуд, а затем и Верховный суд иски не удовлетворили. РПР заявляла, что число ее членов – 58 166 и что в партии есть 44 зарегистрированных региональных отделения с более 500 членами. То есть партия соответствует требованиям закона. Однако Верховный суд подтвердил информацию Минюста о том, что региональные отделения в Марий Эл, Красноярске, Тюмени, Новосибирске, Мурманске и Владимире были ликвидированы в 2006 году по судебным решениям. А еще в восьми региональных отделениях не хватает членов до требуемых 500 человек[99].
После отказа российских судов РПР обратилась в Европейский суд по правам человека. Весной 2011 года Европейский суд по правам человека вынес решение по делу Республиканской партии России в ее пользу. В октябре 2011 года глава Конституционного суда Валерий Зорькин заявил, что Россия должна исполнить решение ЕСПЧ. Однако в выборах 2011 года РПР принять участие уже не успела. Дело РПР впоследствии послужило одной из формальных причин для реформирования партийного законодательства в 2012 году.
Пример РПР показателен в том плане, что Министерство юстиции сомневалось только в соответствии партии действующему законодательству и спор велся «на грани» – соответствует партия требованиям или нет. РПР являлась, несомненно, малой, но вполне существующей политической структурой. Однако на поверку оказалось, что в партии присутствует немалое количество «мертвых душ» и практически несуществующих отделений. То же самое было характерно и для иных партий, как ликвидированных Минюстом, так и для многих, которым удалось сохранить регистрацию. Дело РПР явно иллюстрировало несовершенство российских партий, слабость их региональных отделений и де-факто фиктивность даже соответствующих требованиям законодательства политических структур (за несомненным исключением «Единой России» и КПРФ).
В 2006–2007 годах процесс ликвидации малых партий продолжился. После перерегистрации Минюстом к 26 октября 2006 года осталось только 19. На это же время приходится один из наиболее важных для партийной системы второй половины нулевых объединительных процессов на партийном поле.
Находившаяся в перманентном кризисе партия «Родина» уже в 2005 году во главе с лидером Дмитрием Рогозиным начинает резко критиковать власть. В марте 2005 года Рогозин на митинге в Рязани заявляет о том, что основным противником «Родины» является «Единая Россия», а позже на пресс-конференции говорит о положительном опыте взаимодействия с коммунистами и намекает на возможную коалицию на федеральных выборах. Фактически из пропрезидентской «Родина» превращается в антивластную, по крайней мере риторически, политическую структуру. Правда, к тому времени в Госдуме уже существовало две фракции «Родины» – «Родина» Рогозина и «Родина» Бабурина, причем пост вице-спикера отошел более малочисленной бабуринской «Родине».
Впрочем, важнее для судьбы «Родины» был не внутренний конфликт, а недовольство «Родиной» в администрации президента. Партия, формально позиционировавшаяся как «националистическая» и «левая», на деле начинает конкурировать вовсе не с КПРФ или ЛДПР. В ряде региональных кампаний «Родина» начинает очевидно забирать электорат у «Единой России»[100]. Ужесточается и риторика «родинцев» в адрес ЕР.
Это послужило причиной для начала давления на партию – в планы администрации президента не входило появление нелояльного конкурента «Единой России», играющего с нею на одном и том же электоральном поле. В конце 2005 и в марте 2006 года «Родину» по разным формальным причинам последовательно снимают с выборной гонки избирательные комиссии регионов, где проходят кампании. В декабре 2005-го по иску от лидера ЛДПР Владимира Жириновского партию не допускают на выборы Мосгордумы, а на выборах 12 марта (тогда впервые в России проходил единый день голосования) 2006 года снимают в семи из восьми регионов, где «Родина» выставляет свои партсписки. Исключением стал Горно-Алтайск, но там «Родину» вернули на выборы только по решению суда.
В конце марта 2006 года Рогозин уходит с поста главы партии, заявив о давлении на него и об отставке как о единственном способе сохранить партию, но и самой партии осталось недолго. В июле 2006 года новый партийный лидер Александр Бабаков и лидер Российской партии жизни, спикер Совета Федерации Сергей Миронов объявляют об объединении.
Российская партия жизни Сергея Миронова до тех пор на федеральном уровне ничем себя зарекомендовать не смогла (хотя, например, в Мосгордуме до 2005 года были депутаты, формально ассоциирующиеся с ней). Созданная в 2002 году партия выдвигалась на выборы в Госдуму 2003 года в составе блока с Партией возрождения России спикера Госдумы Геннадия Селезнева, но союз двух спикеров успеха не принес. На выборах блок РПЖ с ПВР набрал 1,9% голосов и в парламент не прошел (зато туда попал Геннадий Селезнев, победивший в одномандатном округе по Санкт-Петербургу одного из лидеров СПС – Ирину Хакамаду).
Третьим участником объединительного процесса становится Российская партия пенсионеров. Партия пенсионеров в целом удачно выступала и на федеральных, и особенно на региональных выборах, прежде всего благодаря удачному бренду. В 1999 году на выборах в Госдуму она получила около 2% голосов, в 2003 году в составе блока с Партией социальной справедливости – чуть более 3%. В 2004–2005 годах партия участвовала в выборах в 12 законодательных собраний регионов и в 11 из них преодолела барьер и провела депутатов в региональные парламенты. А на выборах в городскую думу Томска даже заняла первое место с результатом 20%. Впрочем, в руководстве партии все было не очень гладко: первый председатель партии (до 2004 года) Сергей Атрошенко и второй ее глава, буквально выгнавший Атрошенко из РПП, Валерий Гартунг судились по поводу того, кому партия принадлежит. В конце 2005 года Гартунг покидает пост главы РПП, новым председателем партии становится Игорь Зотов. 14 августа 2006 года после встречи с Владимиром Путиным Игорь Зотов принимает решение присоединиться к уже оформившемуся альянсу Бабакова и Миронова.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Партийная система современной России"
Книги похожие на "Партийная система современной России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Данилин - Партийная система современной России"
Отзывы читателей о книге "Партийная система современной России", комментарии и мнения людей о произведении.