» » » » Павел Данилин - Партийная система современной России


Авторские права

Павел Данилин - Партийная система современной России

Здесь можно купить и скачать "Павел Данилин - Партийная система современной России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Литагент «Аргументы недели»5ef7d60f-c103-11e5-82e2-0cc47a5453d6, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Павел Данилин - Партийная система современной России
Рейтинг:
Название:
Партийная система современной России
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-9905755-9-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Партийная система современной России"

Описание и краткое содержание "Партийная система современной России" читать бесплатно онлайн.



Российской партийной системе стукнуло уже четверть века. За это время сменилось несколько поколений публичных политиков. Многие партии умирали и воскресали. Менялись правила игры на партийном поле. Саму историю партий можно разбить на несколько этапов. Первый период формирования квазипартийных лидерских проектов. Условная его периодизация – 1990–1999 годы. Второй этап длился с 2000-го по конец 2011 года и характеризовался курсом на построение малопартийного политического пространства. Наконец, третий этап можно определить как курс на многопартийность, но с уже сложившимися устойчивыми политическими партиями (2012 год – настоящее время). В этой книге представлен комплексный взгляд на причины и последствия трансформации партийно-политической системы, описаны главные действующие лица и институты, разрабатывающие реформы в этой сфере. Особое внимание уделено роли администрации президента России в партийной жизни страны.






В конце февраля 2009 года президентом был внесен в Госдуму законопроект «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами». Статья 3 законопроекта устанавливала общие принципы освещения деятельности партий, в частности о распространении информации о деятельности партий «в равном объеме»[118].

Курировать исполнение закона должен был ЦИК[119]. Этот закон более повлиял на политику телеканалов, которые были вынуждены стараться следить за хронометражем своих информационных выпусков. Парламентская оппозиция, как и прежде, предъявляла претензии по большему, с ее точки зрения, вниманию федеральных СМИ, особенно телеканалов, к деятельности «Единой России»[120].

Значительного влияния на партийную систему России данные реформы, впрочем, не произвели. Во-первых, в силу уже отмеченного «косметического» по отношению к политической системе характера. Во-вторых, поскольку в повестке дня встали гораздо более глобальные вопросы, а именно – вопрос о власти в стране после выборов 2011–2012 годов.

• Партии не идут к избирателю

Еще с 2001 года было введено государственное финансирование политических партий. В 2008 году оно было радикально увеличено: с 5 до 20 рублей за каждый поданный голос при условии, что политическая партия набрала более 3% на выборах в Государственную думу или выдвинутый ею кандидат в президенты показал такой же результат[121]. Как подсчитали в Минфине, на эти цели пришлось увеличить государственное финансирование партий на 957 миллионов рублей ежегодно – до более чем 1,2 миллиарда рублей[122]. А после выборов 2011 года право на финансирование получили не только четыре парламентские партии, но и «Яблоко». Как заявил после подведения итогов выборов заместитель главы Центризбиркома Леонид Ивлев, «общее финансирование парламентских партий в России составит 1,278 миллиарда рублей, из которых „Яблоко“ будет получать ежегодно 45 миллионов рублей»[123].

Администрация президента ожидала, что появление дополнительных ресурсов у партий стимулирует их к участию в региональной и муниципальной политической жизни, но на поверку это оказалось не так. Оппозиционные партии в муниципалитеты всерьез идти не захотели. Выдвигая кандидатов, они не боролись за власть, а поддержка центральных органов партий их соратникам в муниципалитетах была крайне ограниченной. На мартовских выборах 2012 года (параллельно с выборами президента Российской Федерации) в муниципальных выборах КПРФ выдвинула 11% кандидатов, ЛДПР – 10%, «Справедливая Россия» – 9%. В то же время «Единая Россия» участвует буквально во всех выборах всех уровней. На тех же мартовских выборах 2012 года «97% кандидатов в депутаты городских округов и муниципальных районов, 89% кандидатов на должность глав городских и сельских поселений, 81% кандидатов в депутаты городских и сельских поселений, 78% кандидатов на посты глав городских округов и муниципальных районов были выдвинуты „Единой Россией“[124].

На осенних выборах 2012 года наблюдалась та же картина. Как заявлял накануне выборов секретарь Генсовета „Единой России“ Сергей Неверов, „Единая Россия“ на сегодняшний день выдвинула 1423 кандидата на посты глав муниципальных образований, что составляет 73% от общих выдвижений». В то же время КПРФ выдвинула 154 кандидата, что составляет 8% от выдвижений, «Справедливая Россия» – 128 кандидатов – 7%, ЛДПР – 178-9%, «Яблоко» – 12, «Правое дело» – 6 кандидатов[125]. На выборы муниципальных депутатов «Единая Россия» выдвинула на сегодняшний день более 17 тысяч кандидатов, что также превышает 70% от общих выдвижений. «КПРФ выдвинула 1352 кандидата, „Справедливая Россия“ – 1192, ЛДПР – 1058 человек. Если взять в сумме все политические партии, которые участвуют в муниципальных выборах, то количество кандидатов, которые они выдвинули, чуть превышает 18%. Напомню, что „Единая Россия“ выдвинула более 70% кандидатов», – заявлял Неверов[126].

«Единая Россия» активно критиковала конкурентов за нежелание идти на муниципальный уровень. По итогам выборов осени 2012 года глава фракции ЕР в Госдуме Сергей Неверов, в частности, заявлял, что «господа из оппозиционных партий не желают идти на муниципальный уровень – туда, ближе к людям, где каждый день нужно решать проблемы коммунального хозяйства, детских садиков, поликлиник, а не светиться по всем телеканалам, спасая бизнес, своих депутатов и защищая их депутатские кресла»[127]. При всей полемической заостренности тезиса Неверова сама критика, как было показано выше, была вполне обоснованной – оппозиционные партии не хотели участвовать в выборах муниципального уровня, не суливших большого политического и материального профита.

• Проблема-2011

После прихода в Кремль Дмитрия Медведева сформировалась особая структура верховной власти, которая с легкой руки политологов и журналистов получила название тандем. В 2008 и 2009 годах схема, при которой полномочия в стране разделены между президентом и безусловно «политическим», а не «техническим» премьер-министром, а решения принимаются коллегиально, работала практически без сбоев. Но уже с 2010 года, а особенно в 2011 году наступает кризис тандема. Окружение Дмитрия Медведева все более очевидно начинает ориентироваться на сохранение президентского кресла за действующим президентом до 2018 года. И с неизбежностью начинает предпринимать атаки на позиции окружения премьер-министра и даже на самого Владимира Путина. Разумеется, открытой конфронтации стороны себе не позволяют, но именно этот скрытый конфликт в конечном счете оказал значительное влияние и на партийную борьбу.

Владимир Путин на IX съезде «Единой России» 15 апреля 2008 года дал согласие занять пост председателя «Единой России» с 7 мая 2008 года (после прекращения его президентских полномочий). В борьбе окружения Медведева за второй срок нового президента «Единая Россия», таким образом, оказывалась «чужой» и даже недружественной партией. Потому в устах президента нередкой стала косвенная критика в адрес партии.

Так, Дмитрий Медведев неоднократно подчеркивал, что «Единая Россия» для него является не главной, а всего лишь одной из партий, что создавало известный дискомфорт у партийного актива и избирателей. В 2008–2009 годах, пока правящий тандем работал слаженно, это не приводило к каким-либо проблемам. Но по мере приближения выборов в Госдуму 2011 года это стало проблемой.

Скажем, в ноябре 2010 года развитию партийной системы была посвящена отдельная запись в видеоблоге Дмитрия Медведева. В числе прочих в выступлении президента были и такие слова: «Если у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе – она деградирует и становится маргинальной. Но если у правящей партии нет шансов нигде и никогда проиграть, она просто „бронзовеет“ и в конечном счете тоже деградирует, как любой живой организм, который остается без движения»[128]. Понятно, что последнее откровенно выглядело критикой «Единой России».

Администрация Дмитрия Медведева сделала основным и формат встречи с лидерами всех парламентских партий, а не с единороссами отдельно. Первая встреча такого рода состоялась еще до инаугурации Дмитрия Медведева в марте 2008 года[129]. В дальнейшем именно этот формат в отношениях президента и партий стал доминирующим.

Наконец, накануне официального старта предвыборной кампании Дмитрий Медведев почти откровенно высказывал симпатии «Правому делу», которое в конце июня возглавил российский бизнесмен Михаил Прохоров. «В способностях Прохорова я не сомневаюсь: он возглавлял большую компанию, заработал много денег. И он действительно хочет заниматься партией. После того как он для себя эту идею сформулировал, мы с ним разговаривали. И он сказал, что реально считает сложившуюся ситуацию несправедливой. Он считает, что у него есть потенциал» – так охарактеризовал Медведев перспективы партии 23 июня на встрече с журналистами газеты «Московские новости»[130]. 25 июня Прохоров официально возглавил партию, а уже 27 июня – в первый рабочий день после этого – он встречался с Дмитрием Медведевым[131]. Таким образом, Прохорову со стороны окружения Дмитрия Медведева были даны откровенные преференции.

Партийные игры окружения президента, правда, были довольно сильно ограничены. Хотя еще зимой – весной 2011 года у окружения Дмитрия Медведева сохранялась надежда на то, что их начальник сможет принять участие в выборах в качестве кандидата в президенты. Отчасти надежды возлагались на позицию американской администрации, чью позицию по Ливии публично поддержал российский президент[132]. Создание в мае 2011 года по инициативе Владимира Путина «Общероссийского народного фронта»[133] дало понять окружению Дмитрия Медведева, что для них есть два варианта развития – либо идти на конфронтацию (и реализовывать свои партийные проекты, пытаться бороться за власть), либо договариваться. Окружение Медведева в основной массе предпочло второй вариант.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Партийная система современной России"

Книги похожие на "Партийная система современной России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Павел Данилин

Павел Данилин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Павел Данилин - Партийная система современной России"

Отзывы читателей о книге "Партийная система современной России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.