Сборник статей - Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей"
Описание и краткое содержание "Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей" читать бесплатно онлайн.
В сборнике осуществляется комплексный анализ современных проблем европейской интеграции. Основной целью являлось обеспечение диалога представителей юридической, филологической, философской, исторической наук, проживающих в разных странах и городах, и сочетание культурологического и правового подходов.
Особое место в сборнике уделено проблемам взаимодействия России со странами Европейского Союза, процессу перехода к рассмотрению России в качестве полноправного партнера европейского диалога.
Сборник предназначен для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических ВУЗов, а также всех, кто интересуется проблемами европейской культуры и права.
Как сохранить и обеспечить качество образования, если следует уменьшить аудиторную нагрузку на младших курсах до 23–25 часов в неделю, на старших – до 18–20 часов (основание – письмо Минобразования России от 27.11.02. № 14–55–99ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений») и увеличить долю плановой самостоятельной работы студентов над изучаемым материалом.
Сегодня ВУЗы, их держатели специальностей и направлений подготовки, деканы факультетов и заведующие кафедрами, озадаченные намерениями Министерства закрыть значительную часть «нерентабельных», малочисленных, невостребованных на рынке труда ВУЗов, находятся в состоянии борьбы за «своего» абитуриента, доказывают и обосновывают свою конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.
Сокращается не только количество абитуриентов, сокращается и бюджетное финансирование ВУЗов. В этих непростых условиях институты и университеты ищут пути выхода из сложившейся ситуации : сокращаются (иногда объединением) специальности, снимаются часы за разные виды педагогической деятельности. Часто радикальные меры для выживания в нынешних жестких условиях кажутся совершенно не соотносимыми с понятием «качества высшего профессионального образования» (например, ВУЗы идут на предельное увеличение количества студентов в академической группе (до 45 человек!) или предельное сокращение количества времени на проверку курсовой работы и подготовку ее рецензии (до 30 минут!).
Не может не тревожить вопрос: как в погоне за стремительными образовательными инновациями глобализирующегося мира, в условиях жесткой конкуренции не упустить, не потерять, не проглядеть главного? Как не разрушить то, что является истинно ценным в отечественной системе образования, а именно – единство воспитательного и образовательного процессов? Как сохранить возрождающуюся в педагогике православную духовно-нравственную компоненту, хотя бы в рамках вариативного компонента стандарта образования?
На нынешнем сложном этапе исторических преобразований в России особенно важно, чтобы задачи воспитания молодого поколения, формирования его мировоззрения с позиции общечеловеческих ценностей решались в процессе обучения. К сожалению, нынешние выпускники школ в своем большинстве практически ничего не знают о Православии, о вере и Церкви своих дедов и прадедов, они не знают историю и культуру России и ее народа, многие не имеют представления о патриотизме. Возрождение забытых традиций воспитания и образования на основе православного мировоззрения России – это одно из назначений преподавания теологии на современном этапе.
Практически во всех цивилизованных странах мира теологическое образование имеет давнюю традицию в государственной системе образования. Государственные университеты, имеющие самые известные теологические факультеты находятся по всей Европе: во Франции (Страсбург, Тулуза), в Польше (Любляна), в Швейцарии (Женева, Лозанна, Люцерн, Невшатель, Фрайбург, Берн, Базель, Цюрих), в Болгарии (София), в Бельгии (Брюссель), в Эстонии (Тарту), в Германии (Бонн, Баден-Вюртемберг, Лейпциг, Тюбенберг, Берлин, Марбург), в Финляндии (Хельсинки), в Дании (Копенгаген), в Австрии (Вена).
В Оксфордском университете «Теология» является одной из самых престижных базовых специальностей, за ней по степени престижности следуют: история, классическая филология, юриспруденция, далее – весь комплекс естественных наук. В мировой практике неоспоримо присутствует убеждение, что Теология наряду с историей, филологией и рядом других гуманитарных наук составляют фундамент национального гуманитарного образования, и эти науки не могут быть заменены друг другом. Преподаватели Оксфордского университета отмечают, что с ростом интенсивности изменений на рынке труда роль фундаментального образования повышается. Именно фундаментальная подготовка повышает адаптированность выпускника к меняющимся условиям внешней жизни.
Навыки мышления базового теологического образования позволяют выпускникам известных университетов мира работать во всех областях гуманитарной науки, культуры, гуманитарных и социальных практик, управления, консультирования в государственном, общественном и коммерческом секторах экономики, участвовать в исследовательской и преподавательской деятельности.
Зарубежный опыт правового регулирования теологического образования в государственных университетах обобщен д.ю.н. И. В. Понкиным, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права. Обширный нормативный материал, проанализированный им в ходе исследовательской работы, свидетельствует, что система теологического образования повсеместно является областью партнерства государства и культурообразующей конфессии. Нормой является государственное финансирование теологических программ. При этом контроль над содержанием образования и квалификацией преподавателей относится к сфере ответственности культурообразующей религии. Таков опыт подготовки христианских теологов в Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Италии, Испании, Нидерландах, Дании, Швейцарии, Греции, Польше, Чехии, Болгарии, Эстонии. То же справедливо для исламской теологии в Турции, Бахрейне, Ливии, Сирии, Египте, Саудовской Аравии.
Во всем мире растет интерес к духовным ценностям человека, интерес к нравственному и религиозному образованию. Это объясняется обратной реакцией на глобальное доминирование материальных ценностей почти в каждой сфере современной жизни. В системе государственного образования во всем мире преподавание религии занимает все больше места и это направление становится предметом озабоченности лиц, отвечающих за образование на национальном уровне.
Один из самых распространенных ложных стереотипов, навязываемых современному российскому обществу, – это неверное трактование понятия «светское образование». С точки зрения конституционного права, светское образование – это не атеистическое или внерелигиозное образование, а общесоциальное гражданское образование, осуществляемое в соответствии с социальным заказом, сложившимся в обществе, по государственным образовательным стандартам.
На нынешнем сложном этапе исторических преобразований в России теология находится в наиболее трудной ситуации из всех прочих специальностей и направлений подготовки. И дело не только в том, что Теология – совсем «новая» в Классификаторе ВПО специальность, полтора десятка лет назад начавшая свое возрождение в высшей школе. Дело в той общественной и государственной важности Теологии – образовательной и научной области, призванной решать задачи воспитания молодого поколения, формирования его мировоззрения с позиции общечеловеческих христианских ценностей.
Сегодня нельзя не считаться с тем, что значительная часть современного российского общества (при уважительном отношении ко всему многоконфессиональному формату российской действительности) ориентировано на Православие как основу фундаментальных ценностей.
Именно так понимая значение Православия, выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский в статье 1860 года «О нравственном элементе в русском воспитании» утверждал, «что нехристианская педагогика – вещь немыслимая, безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».[83]
Русское образование, в отличие, например, от западного, даже в своем наименовании сохранило связь с православием: этимологически связано со словом «образ»: Бог сотворил человека «по образу и подобию своему». В православной традиции указывается на необходимость одновременного образования ума и сердца человека: «Свет одного научного образования без истины Христовой есть свет луны без солнца. Свет холодный, безжизненный».
Сила и ценность отечественного образования всегда состояли в том, что в его центре – многогранная человеческая личность во всей полноте ее проявлений и Богом данных талантов, а целью этого образования всегда было и остается – помочь каждому человеку направить свои таланты на служение людям : по слову Апостола Павла «Служите, друг другу каждый тем даром, какой получил…».[84]
Теология в России сегодня развивается по двум направлениям.
Во-первых, это – собственно подготовка теологов, экспертов в области теологии, ученых-богословов (теологов). Эталоном такого образования является Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный университет – «держатель» специальности и направления подготовки «Теология». Здесь научно-педагогические задачи решаются на таком уровне, который пока доступен далеко не всем кафедрам Теологии российских ВУЗов, а именно – университет подготавливает научно-педагогические кадры для возрождения богословской науки, ведения научно-исторических, социологических, и других исследований, а также для воспроизводства преподавательских кадров в ВУЗах по специальности и направлению подготовки «Теология». Богословская наука, пребывавшая в России три четверти ХХ столетия в совершенном забытьи, сейчас (во многом благодаря научно-педагогическому сообществу ПСТГУ) стремительно завоевывает позиции на международном уровне и чрезвычайно нуждается во всемерной поддержке как со стороны Церкви, так и со стороны российского государства и общества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей"
Книги похожие на "Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник статей - Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей"
Отзывы читателей о книге "Проблемы европейской интеграции: правовой и культурологический аспекты. Сборник научных статей", комментарии и мнения людей о произведении.