Георгий Романовский - Нотариат в Российской Федерации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Нотариат в Российской Федерации"
Описание и краткое содержание "Нотариат в Российской Федерации" читать бесплатно онлайн.
В настоящей работе освещены основные вопросы становления и развития нотариата в Российской Федерации. Рассматривается понятие нотариата, его значение и содержание, представлена история развития.
Особое внимание уделено содержанию и организационным основам нотариальной деятельности. Анализируются такие понятия, как нотариальный акт, нотариальный округ, нотариальная контора.
Подробно рассматривается порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также правовой статус должностных лиц, осуществляющих нотариальные действия. Определен правовой статус нотариальной палаты как органа нотариального сообщества. Исследуется понятие «публичной корпорации», при этом проводится сравнительный анализ статуса адвокатской палаты и органа судейского сообщества.
Значительное место уделено зарубежному опыту регулирования, что позволит выработать системное мнение по заявленной проблематике и применить положительный опыт к российским условиям.
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также профессиональных юристов.
Для советского нотариата было характерно полное подчинение его государству. После революции 1917 г. нотариусы как таковые перестали существовать, нотариальные действия осуществляли отделы юстиции, органы загса, судьи. В начале 20-х годов, очевидно, в связи с нэповской политикой и принятием нового гражданского законодательства появились новые государственные нотариусы. Первоначально Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 12 августа 1921 г. было установлено, что засвидетельствование сделок и договоров производится нотариальными столами губернских отделов юстиции и уездных бюро юстиции. В развитие этого документа циркуляром Народного комиссариата юстиции от 13 августа 1921 г. было предусмотрено учреждение указанных нотариальных столов[74]. 4 октября 1922 г. Советом народных комиссаров РСФСР было принято Положение о государственном нотариате, которым предусматривалось создание государственных нотариальных контор. Нотариус не признавался единственным должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, к таковым относились и народные судьи (с некоторыми ограничениями). Процесс становления завершился с принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. «Об основных принципах организации государственного нотариата»[75]. Была установлена концепция монополии государственного нотариата. Государственный нотариус не мог занимать «иных государственных должностей, за исключением должностей выборных и преподавательских, состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, а равно участвовать в торговых и промышленных предприятиях» (п. 4). В развитие союзного документа было принято 1930 г. Положение о государственном нотариате РСФСР. Были закреплены функции нотариальных органов. Указывалось, что выполнять нотариальные действия могут также районные или соответствующие им исполнительные комитеты, а также городские советы городов и поселков, не являющиеся районными центрами, но только в случае отсутствия в населенном пункте нотариальной конторы (п. 2). Общее руководство возлагалось на судебные органы[76].
Следующей вехой стало Положение о государственном нотариате РСФСР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 г.[77] Согласно ст. 1 задачами государственного нотариата РСФСР являются укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, охрана прав и законных интересов граждан, а также государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций путем удостоверения сделок и совершения других нотариальных действий. Положение предусматривало, что на должность нотариуса мог быть назначен только гражданин СССР. Устанавливался образовательный ценз – наличие высшего юридического образования. При этом ст. 13 вводила исключение, ставшее во многом правилом: в отдельных случаях на должность нотариуса могут быть назначены лица, не имеющие высшего юридического образования, при условии, что они не менее трех лет работали в должности судьи, прокурора, государственного нотариуса, юрисконсульта или адвоката. Предусматривалось также прохождение стажировки, которая не являлась обязательной.
Руководство деятельностью государственных нотариальных контор осуществлялось судебными органами. Верховный Суд РСФСР утверждал сеть государственных нотариальных контор. Председатель Верховного Суда РСФСР назначал и освобождал от должности старших нотариусов первых нотариальных контор. Нотариальные конторы содержались за счет республиканского бюджета по смете Верховного Суда РСФСР.
19 июля 1973 г. был принят Закон СССР «О государственном нотариате»[78] (далее – Закон о нотариате), сохранявший модель государственного нотариата. Нотариат получил многозвенную систему. Первая государственная нотариальная контора наделялась особым статусом, в ее функции входили совершение наиболее сложных нотариальных действий и методическая помощь остальным нотариальным конторам. Руководство нотариатом было передано органу общей компетенции (Советам Министров, исполнительным комитетам и т. д.), а также органам юстиции.
Государственные нотариусы подразделялись на старших государственных нотариусов, заместителей старших государственных нотариусов, государственных нотариусов. В соответствии со ст. 5 указанного Закона на должности государственных нотариусов могли быть назначены граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование. Сохранялось исключение, согласно которому в отдельных случаях, предусмотренных законодательством союзных республик, на должности государственных нотариусов могут назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования. Поэтому многие нотариусы не имели юридического образования. Так, в приказе министра юстиции СССР от 10 октября 1985 г. № 18 отмечалось, что 20 % нотариусов не имеют высшего юридического образования[79]. Как определенный прогресс отмечалось отсутствие требования о прохождении стажировки и квалификационного испытания. В 1972 г. журнал «Советская юстиция» отмечал: «Однако в деятельности нотариальных контор еще имеются серьезные недостатки, допускаются ошибки при оформлении наследственных документов и исполнительных надписей, встречаются упрощенчество, небрежность в оформлении документов и неосновательные отказы в совершении нотариальных действий. Это объясняется тем, что лишь немногим более половины нотариусов имеют высшее образование»[80].
Государственный нотариус не был независимым участником правоотношений, он лишь фиксировал волю сторон. Исходя из концепции советского права, приоритета публичного интереса над частным, законодательство вменяло нотариусу в обязанность активно воздействовать на стороны гражданского оборота. Согласно ст. 8 Закона о нотариате государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обязаны оказывать гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность и другие подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред.
Обязанность оказывать содействие в осуществлении прав и законных интересов ставила нотариуса в положение цензора гражданского оборота, оценивающего не только законность совершаемых сделок, но и их целесообразность. Статья 19 указанного Закона подтверждала данное положение: «Государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданами или отдельными должностными лицами, сообщают об этом для принятия необходимых мер соответствующим учреждениям, предприятиям, организациям или прокурору».
Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении происходило в судебном порядке; жалобы на государственных нотариусов, не связанные с совершением ими нотариальных действий, должны были подаваться в органы юстиции.
За совершение нотариальных действий взималась государственная пошлина, строго регламентированная действовавшим законодательством. Нотариус являлся обыкновенным служащим и получал заработную плату, практически не зависящую от результатов его работы. Учитывая, что работа была во многом чисто механической, связанной с проверкой правильности заполнения утвержденных бланков договоров, доверенностей, заявлений, а также низкооплачиваемой, выпускники юридических вузов не стремились занять должность нотариуса.
Нотариат финансировался и обеспечивался кадрами по остаточному принципу. Во многом эти факторы и стали причиной тех конфликтных ситуаций, которые имели место после принятия Основ о нотариате в 1993 г., когда институт нотариата был поднят на качественно новый уровень и в первую очередь в связи с увеличением личных доходов нотариусов.
Кратко резюмируя сказанное, отметим, что история развития нотариата достаточно противоречива. Причины возникновения нотариата кроются в отсутствии у населения грамотности и наличии строго фиксированной казуистики юридических документов, когда форма имеет превалирующее значение над содержанием. В дальнейшем, в ходе поступательного развития общества, назначение нотариата менялось. Во многих странах нотариусам были переданы полномочия по ведению реестра недвижимого имущества, регистрации сделок, приданию юридической силы доказательствам. При участии нотариусов строится единая информационная сеть, отражающая особенности гражданского оборота некоторых видов имущества. Исторически складывалась и такая система, когда данные функции выполняли централизованные государственные органы, а некоторые нотариальные действия осуществляли представители судебной власти.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Нотариат в Российской Федерации"
Книги похожие на "Нотариат в Российской Федерации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Романовский - Нотариат в Российской Федерации"
Отзывы читателей о книге "Нотариат в Российской Федерации", комментарии и мнения людей о произведении.