Георгий Романовский - Нотариат в Российской Федерации

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Нотариат в Российской Федерации"
Описание и краткое содержание "Нотариат в Российской Федерации" читать бесплатно онлайн.
В настоящей работе освещены основные вопросы становления и развития нотариата в Российской Федерации. Рассматривается понятие нотариата, его значение и содержание, представлена история развития.
Особое внимание уделено содержанию и организационным основам нотариальной деятельности. Анализируются такие понятия, как нотариальный акт, нотариальный округ, нотариальная контора.
Подробно рассматривается порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также правовой статус должностных лиц, осуществляющих нотариальные действия. Определен правовой статус нотариальной палаты как органа нотариального сообщества. Исследуется понятие «публичной корпорации», при этом проводится сравнительный анализ статуса адвокатской палаты и органа судейского сообщества.
Значительное место уделено зарубежному опыту регулирования, что позволит выработать системное мнение по заявленной проблематике и применить положительный опыт к российским условиям.
Для преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также профессиональных юристов.
При научном анализе любого вопроса следует руководствоваться не только провозглашенными декларациями, что привело бы к доминированию политической демагогии, но и практикой их применения. Американский ученый Винсент Остром в своей работе «Смысл американского федерализма» приводит мнение Уильяма Райкера, который включает в понятие «федерализм» три признака: «1) два уровня правления осуществляют свою власть в отношении одной и той же территории и того же населения; 2) каждый уровень имеет по крайней мере одну сферу, в которой он является автономным; 3) имеются определенные гарантии (хотя бы в форме простого декларирования в конституции) автономности каждого уровня правления в своей собственной сфере»[103]. Если применить данное определение к управлению нотариатом в России, то должна существовать двухзвенная система управления. Между этими звеньями должно быть соответствующее перераспределение компетенции, причем каждое звено при реализации своей компетенции должно быть хотя бы относительно автономным. Законодательство также должно устанавливать гарантии автономности этих систем органов.
Как уже отмечалось, парадоксом Основ о нотариате является то, что они не определяют уполномоченный орган управления нотариатом. И только анализируя Основы в целом, можно прийти к выводу, что Министерство юстиции РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции управления в общегосударственном масштабе. В ранее действовавшем Положении о Министерстве юстиции РФ[104] задача организационно-правового обеспечения нотариата «растворилась» в аморфной фразе: «организация и развитие системы юридических услуг» (п. 3). Ныне действующее Положение, утвержденное Указом Президента РФ в августе 1999 г., данной функции не предусматривает, в нем дается общее определение – реализация государственной политики в сфере юстиции, обеспечение прав и законных интересов личности и государства (п. 5)[105].
В целях реализации указанной задачи по Положению 1993 г. Министерство юстиции РФ «открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой; устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате» (п. 6).
Положение о Министерстве юстиции РФ четко определяет функции государственного органа. В п. 6 названы три самостоятельные функции:
– наделение нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
– осуществление в установленном порядке контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства;
– организация выдачи лицензий на право осуществления нотариальной деятельности, утверждение форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осуществление иных полномочий, предусмотренных Основами о нотариате.
Несмотря на это, очень важный институт управления (управление нотариатом) не получил своего точного закрепления в документе, являющемся основой деятельности государственного органа, определяющем его статус как субъекта публичных правоотношений. Основы о нотариате чаще всего прямо указывают, что относится к компетенции федерального министерства, а что – к компетенции органов юстиции в субъекте РФ. Например, полномочия, связанные с принятием актов нормативного характера, отнесены к компетенции Министерства юстиции РФ. В числе таких полномочий установление порядка выдачи лицензий (ст. 3), утверждение Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях (ст. 4) и т. д.
Следует отметить также, что Основы о нотариате не предусматривают ни процедуры согласования принятия решения с органами государственной власти субъектов РФ, ни какого-либо иного их участия в порядке принятия таких правовых актов. При создании территориальных органов юстиции в регионах еще сложнее говорить о таком участии. Даже принятый региональный закон о нотариате ставится в двусмысленное положение. С одной стороны, субъект Российской Федерации реализует свои полномочия, а с другой – на каком основании региональный правовой акт сможет изменить компетенцию федерального органа государственной власти?
К полномочиям, которыми обладают региональные государственные органы власти в области управления нотариатом, относятся:
– выдача лицензии на право нотариальной деятельности. Согласно утвержденному приказом Министерства юстиции РФ № 150 Порядку выдачи лицензий на право нотариальной деятельности функции региональных органов юстиции сводятся к выполнению технических правил. Решение об отказе в выдаче лицензии на право нотариальной деятельности принимается в случае, если представленные в орган юстиции документы не соответствуют требованиям, предъявляемым Основами о нотариате (ст. 3);
– предложение кандидатур в квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью. Персональный состав утверждается Министерством юстиции РФ. Председателем комиссии является руководитель соответствующего органа юстиции. Квалификационная комиссия образуется при органах юстиции в субъектах РФ (ст. 4 Основ о нотариате);
– открытие и упразднение государственных нотариальных контор, но по поручению Министерства юстиции РФ (ст. 7 Основ о нотариате);
– контроль за исполнением нотариального делопроизводства. В отношении нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, эта функция осуществляется органом юстиции в субъекте РФ самостоятельно, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой – совместно с нотариальной палатой (ст. 8 Основ о нотариате);
– назначение на должность стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе (ст. 19 Основ о нотариате);
– контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе (ст. 34 Основ о нотариате);
– регистрация региональных нотариальных палат (ст. 24 Основ о нотариате).
Как видим, некоторые управленческие функции органы юстиции реализуют совместно с нотариальной палатой – профессиональным объединением нотариусов. К таким полномочиям относятся:
– принятие квалификационного экзамена у соискателей лицензии на право нотариальной деятельности. Часть 2 ст. 4 Основ о нотариате предусматривает создание квалификационной комиссии с участием представителей нотариальной палаты. Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, устанавливает, что в состав квалификационной комиссии по должности входит руководитель соответствующего органа юстиции, а также президент региональной нотариальной палаты или другой ее представитель. Персональный состав квалификационной комиссии утверждается Министерством юстиции РФ по предложению соответствующего органа юстиции сроком на три года. Согласно п. 2 Положения председателем квалификационной комиссии является руководитель органа юстиции, а президент нотариальной палаты (или член правления нотариальной палаты) – заместителем председателя комиссии;
– контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой (ст. 9 Основ о нотариате). Механизм проведения проверок абсолютно не урегулирован, что приводит в конечном итоге к полной бесконтрольности частнопрактикующих нотариусов. Данной проблеме посвящена самостоятельная глава нашего исследования;
– определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе (ч. 2 ст. 12 Основ о нотариате);
– проведение конкурса при решении вопроса о наделении нотариуса полномочиями (ч. 3 ст. 12 Основ о нотариате);
– принятие решения о передаче документов, хранящихся у нотариусов, чьи полномочия прекращаются, другому нотариусу (ч. 6 ст. 12 Основ о нотариате);
– изменение территории деятельности нотариуса (ст. 13 Основ о нотариате);
– наделение полномочиями нотариуса лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса (ст. 20 Основ о нотариате).
Механизм согласования совместных решений (нотариальной палаты и органа юстиции) абсолютно не урегулирован федеральным правовым актом. Естественно, зачастую возникают спорные ситуации, особенно когда этому способствует взаимное противостояние двух неоднородных органов.
На наш взгляд, решение насущных проблем должен находить региональный законодатель при принятии закона субъекта РФ. При этом следует отметить, что Основы о нотариате по некоторым вопросам «не предусматривают» инициативу законодателя края, области, автономного округа, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а точнее, вообще ее отрицают. Так, например, только «законодательством республик в составе РФ могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена» (ст. 4 Основ о нотариате).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Нотариат в Российской Федерации"
Книги похожие на "Нотариат в Российской Федерации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Романовский - Нотариат в Российской Федерации"
Отзывы читателей о книге "Нотариат в Российской Федерации", комментарии и мнения людей о произведении.