» » » » Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи


Авторские права

Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи

Здесь можно купить и скачать "Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «ЦГИ»2598f116-7d73-11e5-a499-0025905a088e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи
Рейтинг:
Название:
Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-98712-175-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Описание и краткое содержание "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать бесплатно онлайн.



В том вошли фундаментальные монографии и небольшие работы, значимость которых в научном наследии Э. С. Маркаряна весьма высока. Именно в этих работах были заложены основы отечественной культурологии как самостоятельной интегративной дисциплины, обладающей особым статусом в структуре гуманитарных наук. В работах ученого был выявлен и проанализирован не только теоретический, но и практический потенциал интегральных знаний об обществе и мире культуры, намечены перспективы перехода от технократически ориентированного типа развития человечества к гуманистически направленному типу, нацеленному на его самосохранение.






То, что со временем будут выработаны более совершенные теоретические принципы рассмотрения социально-исторического процесса и соответственно будет создана более солидная классификационная система развития истории человечества, – не вызывает сомнения. Но, спрашивается, на основании какого общего метода возможно осуществление этих целей?

Стюард, ставя перед собой задачу эмпирического обобщения повторяемости явлений культуры в различных районах земного шара и объяснения установленных повторяющихся явлений в контексте конкретных социально-исторических систем, главным методом объяснения считает так называемый метод «культурной экологии». Этот метод позволит, по его мнению, установить и воспроизвести те связи, которые существуют между различными локальными культурами и географической средой. Тем самым Стюард приближается к точке зрения географического детерминизма, усматривающей в воздействии географической среды ключ к пониманию социально-исторического развития. Правда, метод «культурной экологии» ставит проблему обычно шире, включая сюда и историческую среду, т. е. социальное окружение. Но это не меняет сути дела. Как бы ни было велико значение воздействия конкретно данной среды (как географической, так и исторической) на общество, путем обращения к ней возможно в принципе установить лишь часть факторов, обусловливающих структуру социально-исторических систем, их темпы развития и локальные различия. Проблемы же, связанные с установлением общих закономерностей функционирования и развития социально-исторических систем, естественным образом остаются вне поля зрения метода «культурной экологии».

Культурно-экологические исследования могут быть действительно плодотворными лишь при наличии системы взглядов, способной дать четкое представление о внутренних закономерностях функционирования и развития социально-исторических систем, безотносительно к тому, какая среда их окружает. Лишь в этом случае установление зависимостей, существующих между различными социально-историческими системами и окружающей средой, способно привести к построению теоретически глубоко осмысленной исторической типологии.

Любая конкретно данная социально-историческая система представляет собой прежде всего определенное множество человеческих индивидов, взаимодействующих в пределах некоторого ограниченного пространства с целью удовлетворения своих потребностей. Именно в удовлетворении потребностей, составляющих социальную систему индивидов, следует видеть внутренний источник ее самодвижения и активности.

Более того, сама социальная система, как общий коллективный субъект человеческого действия, возникла и упрочилась как средство решения этой проблемы, выражающей стремление к поддержанию жизни. Но, возникнув как средство, обеспечивающее кооперированную деятельность индивидов, социальная система выдвинула целый ряд новых, специфичных проблем, связанных уже не с удовлетворением витальных и иных потребностей людей, а с поддержанием ее самой (социальной системы) в качестве интегрированного целого. Выше уже говорилось о том, что исходные и фундаментальные проблемы, с которыми сталкивается любое человеческое общество, можно выделить в две основные группы: группу проблем, выражающих непосредственные потребности людей, и группу проблем, выражающих потребности поддержания самой социальной системы в качестве координированно функционирующего, интегрированного целого. И если под этим утлом зрения проанализировать человеческую деятельность в целом, то мы убедимся, что заложенная в ней основная программа соответствует вышеуказанному делению, т. е. все основные виды человеческой деятельности, так или иначе, направлены на решение, с одной стороны, проблем, выражающих удовлетворение непосредственных потребностей людей, а с другой – проблем, выражающих потребность поддержания самой социальной системы. Причем задача поддержания самой социальной системы в качестве координированно функционирующего целого столь же важна для жизни людей, как и задача удовлетворения их непосредственных потребностей, а ее решение на каждом этапе выступает в качестве необходимого условия и предпосылки существования человека как специфического существа.

Близкой этому делению, но не совпадающей с ним является классификация человеческой деятельности на экономическую и внеэкономическую. Ведь одна из важнейших функций внеэкономической деятельности состоит в постоянном поддержании социальной системы путем регулирования человеческих действий, придании ей организованного характера на всех участках приложения активности людей.

Экономическая деятельность выражается в активности людей, направленной на производство различных материальных благ и передачу их в сферу потребления путем соответствующего обмена и распределения произведенных продуктов между членами общества. Непосредственное отношение социальной системы к природной среде происходит именно благодаря экономической (точнее, материально-производственной) деятельности, приводящей к обмену веществ между человеком и природой. Посредством этой сферы человеческой деятельности и осуществляется активная адаптация социальной системы к окружающей географической среде, адаптация, приводящая к удовлетворению составляющих ее индивидов материальными благами и тем самым к поддержанию их жизни.

Именно в силу этой выполняемой экономической деятельностью функции она приобретает особое значение в функционировании и развитии социальной системы. Ведь любая форма жизни выражается через ее отношение к внешней среде, которое приводит к обмену веществ с ней и удовлетворению исходных потребностей. Поэтому естественно, что в рассматриваемом нами случае экономическая деятельность, выражающая непосредственное отношение социальной системы к природной среде, осуществляющая обмен веществ между ними и приводящая к удовлетворению людей материальными благами, выступает в виде основы общественной жизни, а все остальные виды человеческой деятельности как бы надстраиваются над ней. Важнейшими функциями всех основных видов внеэкономической деятельности следует считать накопление и переработку необходимой информации, а также поддержание социальной системы и обеспечение координированного характера действий человеческих индивидов на всех участках приложения их активности (в том числе, само собой разумеется, и в сфере экономики)[120].

В этой связи очень важно подчеркнуть, что, ставя вопрос об особом значении экономической деятельности, мы имеем в виду вовсе не то, «что важнее» – экономическая или внеэкономическая деятельность. Подобная постановка вопроса граничит с нелепостью. Ведь совершенно очевидно, что деятельность, осуществляющая воспитание (социализацию) членов общества или же социальный контроль над ними, столь же важна для существования социальной жизни, как и деятельность экономическая.

В рассматриваемом случае вопрос ставится совершенно иначе. Задача состоит вовсе не в том, чтобы доказать, что экономическая деятельность важнее деятельности внеэкономической, а в том, чтобы, установив их место и роль в процессе функционирования и развития социального целого, определить характер воздействия на него этих различных вычлененных сфер человеческой деятельности.

Выше, отмечая, что каждая исторически данная социальная система, будучи внутренне единой (мы в данном случае отвлекаемся от существования переходных этапов) и характеризуясь неким общим типом устройства, черты которого в той или иной степени проявляются во всех основных сферах человеческой практики, мы попытались показать, в чем состоял вклад исторического материализма в дело объяснения социально-исторических систем. Этот вклад состоял прежде всего в том, что основатели историко-материалистической концепции первыми сумели понять и обосновать решающее значение экономической, а если выражаться точнее, материально-производственной деятельности для всей исторически данной многогранной человеческой практики, в выработке общих типов социальных отношений и культуры, которые наблюдаются в процессе постепенного развития человечества.

Способ материального производства, определяя общий тип того целого, которое представляет собой социально-историческая жизнь людей, тем самым оказывает свое решающее детерминирующее воздействие и на характер остальных видов деятельности людей, на характер их социальных взаимоотношений. Такова основная идея историко-материалистической концепции, получившая свое выражение в учении об общественно-экономических формациях. Способ экономической деятельности (важнейшим участком которой является материальное производство) определяет в конечном итоге способ внеэкономической деятельности – такова суть этой идеи, которая открыла путь к построению научной исторической типологии, базирующейся не просто на тех или иных эмпирических обобщениях, а на теоретически продуманной схеме социально-исторического организма, его общей модели, способной дать исследователю достаточно точный критерий, с одной стороны, различения социально-исторических систем, а с другой – их сведения в единый параллельный ряд как эквивалентных (однотипных) образований.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Книги похожие на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдуард Маркарян

Эдуард Маркарян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Отзывы читателей о книге "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.