Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"
Описание и краткое содержание "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать бесплатно онлайн.
В том вошли фундаментальные монографии и небольшие работы, значимость которых в научном наследии Э. С. Маркаряна весьма высока. Именно в этих работах были заложены основы отечественной культурологии как самостоятельной интегративной дисциплины, обладающей особым статусом в структуре гуманитарных наук. В работах ученого был выявлен и проанализирован не только теоретический, но и практический потенциал интегральных знаний об обществе и мире культуры, намечены перспективы перехода от технократически ориентированного типа развития человечества к гуманистически направленному типу, нацеленному на его самосохранение.
Способ материального производства, определяя общий тип того целого, которое представляет собой социально-историческая жизнь людей, тем самым оказывает свое решающее детерминирующее воздействие и на характер остальных видов деятельности людей, на характер их социальных взаимоотношений. Такова основная идея историко-материалистической концепции, получившая свое выражение в учении об общественно-экономических формациях. Способ экономической деятельности (важнейшим участком которой является материальное производство) определяет в конечном итоге способ внеэкономической деятельности – такова суть этой идеи, которая открыла путь к построению научной исторической типологии, базирующейся не просто на тех или иных эмпирических обобщениях, а на теоретически продуманной схеме социально-исторического организма, его общей модели, способной дать исследователю достаточно точный критерий, с одной стороны, различения социально-исторических систем, а с другой – их сведения в единый параллельный ряд как эквивалентных (однотипных) образований.
В немарксистской литературе часто в виде аргумента против историко-материалистической концепции приводится указание о том, что доминирующую роль в обществе, помимо экономических институтов, часто играют также и другие институты, например религиозные (теократическое общество), военные институты (общество милитаристского типа) и т. д. Но при этом совершенно не учитывается, что эти факты никак не могут опровергнуть отмеченный принцип историко-материалистического монизма, ибо суть данного принципа состоит вовсе не в утверждении доминирующего положения экономических институтов. Основная идея историко-материалистической концепции состоит, как уже было сказано, в утверждении в конечном итоге решающей роли материально-производственной, экономической деятельности в процессе развития общества и выработки общих типов его устройства, а не в доминирующей роли экономических институтов. И это очень важно учесть. Непосредственными объектами соотнесения в данном случае выступают не те или иные социальные институты, а институционализированные сферы человеческой деятельности. В рассматриваемом нами случае в качестве двух таких больших сфер выступают сферы экономической и внеэкономической деятельности, историческое соотнесение которых в пределах единого социального организма позволяет сделать вывод о том, что способ экономической деятельности, определяя в конечном итоге основные черты главных видов внеэкономической деятельности, играет решающую роль в выработке определенного внутреннего единства, которым характеризуются социально-исторические системы.
Доминирование в различных обществах тех или иных институтов и определяемых этими институтами господствующих систем ценностей обусловливается целым рядом факторов. Среди них немаловажную роль играет характер среды (как географической, так и исторической), в которой существует социально-историческая система. Например, то огромное значение, которое приобрели религиозные институты в ацтекском обществе, нельзя объяснить иначе, как путем изучения воздействий, оказываемых конкретной средой, в которой развивались ацтеки, путем проведения культурно-экологических исследований, если использовать термин Дж. Стюарда. Обобщения, полученные в результате подобного рода исследований, направленных на выявление индивидуального своеобразия социально-исторических систем, образуют, как мы уже знаем, основу построения локальных историко-типологических понятий (локальных исторических типов), выступающих в виде необходимой составной части общей историко-типологической системы. Другим важнейшим элементом этой системы выступают общие историко-типологические понятия (общие исторические типы), целью которых является установление общего содержания социально-исторических образований при отвлечении от их локальных различий. Построение некоторых видов этих понятий также необходимым образом требует культурно-экологических исследований, направленных уже на вскрытие причин, обусловивших не индивидуальные различия социально-исторических систем, а выработку их определенных общих типов.
В то же время существуют такие общие историко-типологические понятия, построение которых, наоборот, требует полного абстрагирования от особенностей среды, окружающей социально-исторические системы. В этой связи представляет интерес мысль Лесли Уайта, на которую ссылается Стюард. Уайт, соглашаясь с тем, что характер функционирования и развития конкретных культурно-исторических систем во многом обусловлен условиями локально данной среды, вместе с тем отмечает, что при рассмотрении истории культуры в целом мы вполне можем свести различия среды к средней величине, мысленно образуя тем самым такой постоянный фактор, который вполне может быть исключен при формулировании общей тенденции развития культуры. Эта мысль интересна тем, что в ней выражена методологическая правомерность и необходимость рассмотрения эволюционного процесса на таком уровне абстракции, который позволяет отвлекаться от локальных различий культуры. И лишь на этом уровне абстракции оказывается возможным выработка точки зрения, названная Стюардом концепцией «универсальной» эволюции. Суть познавательной задачи, которая ставится при этом, состоит в установлении общей тенденции поступательного развития человечества в целом путем выделения основных вех этого развития.
Так, согласно точке зрения Лесли Уайта, фундаментальным фактором, обусловливающим общую эволюцию культуры, является развитие и совершенствование материальной техники. Именно развитие техники, утверждает Уайт, позволяет выделить три больших и качественно различных периода в общей эволюции человечества: 1) доземледельческий период, когда энергия, находящаяся в распоряжении общества, ограничивалась лишь физической силой человека; 2) земледельческий период, начавшийся с аграрной, неолитической революции, когда энергетические ресурсы резко возросли за счет одомашненных животных и растений; 3) период, наступивший после промышленного переворота, давшего обществу невиданные мощные источники энергии. В настоящее время человечество находится в преддверии качественно нового этапа, опять-таки обусловленного развитием материальной техники.
В связи с оценкой изложенной точки зрения Лесли Уайта вполне можно согласиться с мнением Стюарда о том, что представленный в ней тип исторического знания носит весьма общий характер и в силу этого не способен помочь построению более конкретной исторической типологии. Но при этом ни в коей мере нельзя недооценивать познавательное значение этого уровня обобщения истории. Значение его состоит прежде всего в том, что, позволяя абстрагироваться от локальных различий социально-исторических систем, этот уровень обобщения дает возможность сконцентрировать внимание на внутренних источниках и движущих силах развития этих систем, на выделении фактора, в конечном счете обусловливающего их динамику. Этим фактором является материальная техника, т. е. система средств, благодаря которой происходит воздействие людей на внешнюю среду с целью удовлетворения потребностей, их коллективное взаимодействие с природой.
Прекрасную характеристику значения материальной технологии мы встречаем у Маркса: «Дарвин интересовался историей естественной технологии, т. е. образованием растительных и животных органов, которые играют роль орудий производства в жизни растений и животных. Не заслуживает ли такого же внимания история образования производительных органов общественного человека, история этого материального базиса каждой особой общественной организации?..
Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий и проистекающих из них духовных представлений»[121].
Эти и другие аналогичные мысли К. Маркса оказали значительное влияние на развитие немарксистской общественно-научной мысли, в частности во многом обусловив выработку концепции технологического детерминизма. Как раз одним из представителей этого направления немарксистской мысли, значение которого сильно возросло на Западе в течение последних десятилетий, и является Лесли Уайт. Концепция технологического детерминизма образует в общей системе немарксистской общественно-научной мысли особое место. К ней обычно склоняются те историки и социологи, которые не удовлетворены откровенно идеалистической точкой зрения. Особенно это ощутимо сказывается, когда ставится задача создания типологии всемирно-исторического развития. При постановке этой задачи происходит неизбежный сдвиг в сторону материализма, в силу того что лишь материалистическое мышление способно дать достаточно четкие критерии выделения различных стадий всемирно-исторического развития.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"
Книги похожие на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"
Отзывы читателей о книге "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи", комментарии и мнения людей о произведении.