Б. Душков - Психосоциология человекознания

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психосоциология человекознания"
Описание и краткое содержание "Психосоциология человекознания" читать бесплатно онлайн.
В книге впервые предпринята попытка рассмотреть основные проблемы психосоциологической науки с точки зрения актуальных направлений ее развития: объективных, субъективных, относительных и абсолютных процессов и периодов. Объективные процессы связаны с феноменами биогенеза и социогенеза, развитием внешних и внутренних детерминант деятельности нейропсихологической организации мозга, особенностями социального развития личности и т. д. Субъективные проявляются в развитии видов психики и типологии видов сознания людей. Относительные связаны с аспектами поведения, психосоциогенезом видов поведенческих актов, особенностями деятельности, проявляющимися в морально-правовых аспектах социализации личности, в нравственных идеалах людей. Абсолютные проявляются в общей национальной и профессиональной этике, в общении и совместной деятельности как видах человеческих взаимоотношений и т. д. Все эти направления составляют предмет и объект психосоциологической науки.
Данная книга адресована не только профессиональным психологам, философам, историкам, богословам, этнографам, педагогам, патофизиологам, врачам, психиатрам, географам и т. д., но может быть использована в качестве учебного пособия для студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, молодых преподавателей России, изучающих или использующих на практике современные идеи, концепции и методы изучения единого, целостного психосоциологического мировосприятия, к которому движется человечество в новом столетии.
Подчеркивая ведущую роль социального способа существования человека, мы не имеем права забывать о том, что человек выступает как природное, прежде всего биологическое существо. Биологические свойства человека (свойства, обусловленные его принадлежностью к биологической системе) также многообразны (что отражено в биогенетическом законе развития личности). Это определяется многообразием типов (или уровней) организации живого. Так, В.И. Вернадский выделяет четыре фундаментальных типа организации живого: организменный, популяционно-видовой, биогенетический и биосферный. (См.: Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.)
Воздействие объективно-осознанных и объективно-бессознательных процессов на психологические проявления человекаМногие социальные и биологические качества человека реализуются в его поведении и деятельности через качества психические. Принадлежность человека ко многим системам так или иначе проявляется в его психических качествах. Единство психики как системы выражается в ее общей функции; являясь субъективным отражением объективной деятельности, психика осуществляет регуляцию поведения. На различных уровнях развития жизни эта функция реализуется по-разному. У животных она выступает как момент приспособления организма к окружающей среде, у человека реализуется в сознательной, целенаправленной деятельности, заменяющей среду; в этих условиях она опосредуется социальными факторами. Природа психического отражения такова, что в процессе его изучения исследователь сталкивается с необходимостью рассмотрения системы разнопорядковых отношений: отношения отражения к отражаемому объекту (отражение как образ объекта, понимаемый в широком смысле), отношение отражения к его носителю (отражение как функция мозга), отношение отражения к поведению (отражение как регулятор поведения). Все эти отношения реализуются в едином процессе, динамика которого зависит от конкретных условий его протекания. Большой вклад в развитие системных идей внес Бехтерев своими работами в области комплексного изучения человека[20].
Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево и динамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и его уровнях.
В исследовании происхождения человеческой психики психологическая наука исходит из теории антропогенеза, основные положения которой состоят в следующем: возникновение человека – закономерный результат биологической эволюции; процесс антропогенеза неразрывно связан (протекал в единстве) с процессом социогенеза; решающая роль в процессе антропо- и социогенеза принадлежит труду.
Проведенные в последние годы исследования показали, что воздействие объективно-осознанного на объективно-бессознательные проявление человека опосредуется рядом факторов, в числе которых – особенности общения, совместной деятельности, поведения, сознания и т. д. Отсюда следует, что при анализе системы «социальное – психика» наряду с изучением специфических видов социально-психологических процессов необходимо исследовать и сам процесс взаимодействия социального и психического и комплекс тех условий, факторов, через которые преломляются воздействия социального на психику.
Новизна подхода в исследовании проблемы социальности психики заключается в том, что изучается воздействие системы различных объективных осознанных и бессознательных периодов и видов, генезис которых порождает совокупность отношений в процессе взаимодействия субъект-субъектного и субъект-объектного. Существующие теории трактовки социальности – сведение ее преимущественно лишь к идеологии, коллективным представлениям (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.), формирование и проявление психики человека в ходе изначальной практической деятельности (С. Л. Рубинштейн), признание главным фактором развития социальности знака, символа, речи и т. д. (Л. С. Выготский) – не в полной мере объясняют сложный и многосторонний процесс развития субъекта в социуме и в целом объективно-осознанных и бессознательных процессов людей.
Этапы и виды социального поведенияНемного найдется таких форм социального поведения, которые не зависели бы прямо или косвенно от поведения других людей. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни. Можно выделить следующие этапы социализации и развития объективно-осознанных и бессознательных процессов.
1. Развитие активных представлений. Наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из его родителей имеют первые мгновения его жизни, т. е. объективно-бессознательные процессы.
2. Развитие установок. Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок.
3. Развитие склада личности. Обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке. В среднем их число составляет 7 человек; они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, по взаимности в помощи и обмене откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, по удобству общения в географическом отношении и по взаимному уважению. С приходом старости многие теряют своих спутников жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет приблизительно 6 человек).
Генезис типологии видов объективно-осознанных и бессознательных процессов личностиРанее было отмечено, что развитие личности можно рассматривать как процесс усвоения ею социальных программ, сложившихся в конкретном социуме на данной исторической ступени. Этот процесс направляется социумом и осуществляется при помощи специальных социальных институтов, в первую очередь системы образования и воспитания. Социальная программа, преломляясь в голове индивида, выступает как своеобразный план его жизнедеятельности.
Психосоциологию интересует прежде всего то, каким образом социальная программа отражается и трансформируется в сознании конкретного индивида (точнее, формирует индивидуальное сознание), как она становится внутренним фактором развития личности. Иначе говоря, основной для психосоциологии вопрос – механизм «ассимиляции» индивидом социальных проблем[21]. Один из ее аспектов – далеко не самый последний по значимости – относится к изучению психофизиологических основ усвоения индивидом социальной программы и ее трансформации в индивидуальную программу, т. е. соотношение развития объективно-осознанных и объективно-бессознательных процессов.
На социальное развитие личности оказывают большое влияние системы жизненных кризисов. Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном генезисе человека, Эриксон[22] разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов. В свою очередь Пекк[23] настаивает на особой важности двух последних кризисов в жизни человека, переживаемых соответственно в зрелом возрасте и в старости, и описывает проблемы, присущие этим кризисам.
Первый связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. При удовлетворении у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему миру, а в противном случае, наоборот, недоверие к нему. Второй связан с начальным опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности; третий соответствует позднему детству – в этом возрасте происходит самоутверждение ребенка; четвертый кризис происходит в школьном возрасте; пятый переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей); шестой свойствен молодым взрослым людям; седьмой переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. В свою очередь Пекк настаивает на особой важности седьмого и восьмого кризисов в жизни человека, переживаемых им соответственно в зрелом возрасте и в старости, и описывает проблемы, присущие этим кризисам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психосоциология человекознания"
Книги похожие на "Психосоциология человекознания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Душков - Психосоциология человекознания"
Отзывы читателей о книге "Психосоциология человекознания", комментарии и мнения людей о произведении.