Б. Душков - Психосоциология человекознания

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психосоциология человекознания"
Описание и краткое содержание "Психосоциология человекознания" читать бесплатно онлайн.
В книге впервые предпринята попытка рассмотреть основные проблемы психосоциологической науки с точки зрения актуальных направлений ее развития: объективных, субъективных, относительных и абсолютных процессов и периодов. Объективные процессы связаны с феноменами биогенеза и социогенеза, развитием внешних и внутренних детерминант деятельности нейропсихологической организации мозга, особенностями социального развития личности и т. д. Субъективные проявляются в развитии видов психики и типологии видов сознания людей. Относительные связаны с аспектами поведения, психосоциогенезом видов поведенческих актов, особенностями деятельности, проявляющимися в морально-правовых аспектах социализации личности, в нравственных идеалах людей. Абсолютные проявляются в общей национальной и профессиональной этике, в общении и совместной деятельности как видах человеческих взаимоотношений и т. д. Все эти направления составляют предмет и объект психосоциологической науки.
Данная книга адресована не только профессиональным психологам, философам, историкам, богословам, этнографам, педагогам, патофизиологам, врачам, психиатрам, географам и т. д., но может быть использована в качестве учебного пособия для студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, молодых преподавателей России, изучающих или использующих на практике современные идеи, концепции и методы изучения единого, целостного психосоциологического мировосприятия, к которому движется человечество в новом столетии.
Разработка комплекса возникающих здесь проблем может быть осуществлена только путем системного подхода к анализу психогенеза. Этот подход требует рассмотрения психических явлений как сложных, многомерных, многоуровневых динамических образований в процессе их развития. Детерминанты психических явлений также должны рассматриваться с позиции системного подхода. По-видимому, соотношение биологического и социального в психике человека многозначно; оно определяется конкретными условиями психического развития человека и по-разному проявляется. Как показали наши исследования, соотношение биологического и психологического характеризуется специфическими связями. Эти связи по своей природе носят квазипериодический характер. Квазипериодичность биологических и психических процессов заключается в разных видах отражения объективной реальности. Разноуровневый характер квазипериодических особенностей зависит от степени воздействия внешних факторов, внутрисистемной структуры и последовательности действий нейронных организаций мозга разных модальностей.
Рассмотренные материалы позволяют подойти к кардинальному вопросу психологии – классификации психических свойств, состояний и процессов, отражающихся в разных уровнях прижизненного развития и уровнях деятельности. «Есть все основания ожидать в психологии, – писал Б. Е. Ананьев, – открытия периодического закона нашего микрокосмоса – классификации психических свойств, состояний и процессов»[18].
Решение данной проблемы может быть осуществлено на основе системно-комплексного подхода к проблеме взаимодействия разных прижизненных складывающихся видов психогенеза, а также общих закономерностей индивидуально-психологического развития особенностей человека, его способностей и потребностей, темперамента, характера и духовности с учетом исторических факторов развития[19].
Рассмотренные теоретические вопросы позволяют выделить ряд вопросов, объясняющих генезис субъекта в социуме.
Глава 3
Объективно-осознанные процессы
Жизнь индивида в социуме и выполняемые им общественные функции обеспечивают формирование, трансформацию и закрепление свойств, которые образуют субъектно-психологический склад. Именно в процессе движения индивидуума в социуме происходит превращение психических процессов в психические свойства его личности. В психологии накоплено немало данных, позволяющих различными способами оценивать модальность, глубину, устойчивость, динамику эмоциональных состояний. Изучаются также интериндивидуальные различия людей по этим показателям. Но в этих трудах эмоция описывается абстрактно как таковая, а не в ее личностном аспекте. Переход к этому аспекту требует выяснения того, какие социальные события являются значимыми для данного индивида и вызывают у него конкретные эмоциональные состояния. Понять, чем обусловливается личностная значимость воспринимаемых событий, невозможно без анализа развития данной личности в социуме.
Существенная функция в развитии социума людей, несомненно, принадлежит общению, связанному с их совместной деятельностью. Именно в совместной деятельности и общении складываются производственные, семейные, этические и все другие виды социальных отношений и объективно-осознанные процессы. В этом процессе формируются нормы и правила поведения, субъективные отношения между людьми, способы передачи накапливаемого от поколения к поколению, коллективные представления, исходные человеческие формы подражания и внушения и т. п. Социальные институты – органы общества, первоначальная система обучения и воспитания, культурные действия, обряды также рождаются в этом процессе. В процессе общения формируются социальные программы исследования и способы их реализации в жизни людей.
Качественное своеобразие совместного поведения людей в процессе деятельности должно было привести к возникновению и новых форм общения. Вместе с тем изменилась и мотивация, а также структура всей системы объективно-осознанных процессов и социальных качеств личности.
Развитие психосоциологии объективно-осознанных процессов личности в социумеПонятие «социум» (лат. socium – объединенное) обозначает большую устойчивую социальную общность, характеризуемую единством условий жизнедеятельности людей и вследствие этого общностью культуры. Любой социум представляет целостность, основанную на обмене деятельностью между входящими в нее индивидами и группами, выступает в качестве относительно автономного образования, взаимосвязанного с другими социальными общностями. В рамках данного социума деятельность составляющих его групп и индивидов регулируется социальными нормами, закрепленными традицией или юридически либо имеющими силу морального долженствования. Понятие «социум» используется в науке для характеристики социально-культурной целостности, взаимосвязи и взаимозависимости индивидов, а также активного воздействия общества на развитие и деятельность личности.
В процессе возникновения социума и формирования законов его развития, а также обусловленного этим преобразования биологических законов происходят изменения объективно-осознанных процессов человека.
Менялись природные потребности индивида, складывались социальные потребности, а в этой связи формировались мотивы и цели поведения, зарождалась идеальная форма отражения действительности, связанная с качественно новым (по сравнению с животными) типом наследования – социальным. В связи с формированием сознания происходили изменения основных функций психики: возникали понятийное мышление, производная регуляция поведения, средства и способы обмена результатами идеального отражения в общении. Человек становился общественным субъектом познания, деятельности и общения.
Социальное развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Ведущую роль в отношениях человека к миру играют такие соотношения, которые определяются его принадлежностью к социальной системе. Именно они являются основанием объективно-осознанных процессов человека. Основной компонент любой социальной системы – человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном смысле слова, элементарный носитель социального системного качества. Социум является для индивида той системой, в рамках которой его связи и отношения с другими индивидами (и их общностями) выступают как существенные необходимые условия жизнедеятельности и развития (в том числе психического).
Человек не может существовать и развиваться вне этой системы. Социальные отношения, которые складываются между людьми, – необходимое условие существования и развития каждого отдельного индивида и социума в целом. Социальная система, служащая основанием социальных качеств индивида и общностей людей, – сложное образование, развивающееся по объективным законам, действие которой определяет формирование общностей разного масштаба: классов, наций, этнических групп, народов и т. д.
Высший уровень больших общностей – человечество в целом. В силу действия законов формируются, развиваются и разрушаются различные социальные институты. Этим же определяются и малые общности: семья, различные виды малых групп, коллективы и т. д. Соотношения общностей разного масштаба на разных исторических этапах развития складываются по-разному. Человек как основной компонент социальной системы активно участвует в ее развитии. Законы развития социума действуют не сами по себе как некие абстрактные силы, а проявляются в действиях конкретных людей (и их общностей), реализуются только через эти действия. Конкретный человек (индивид) является компонентом многих подсистем социума и включен в различные стороны их развития. Многообразие подсистем и сторон, в которые он включен, обусловливает и многообразие его объективно-осознанных процессов. Позиция, занимаемая конкретным человеком в социуме (и его подсистемах), определяет направленность, содержание и способы его деятельности, а также сферу и способы общения этого человека с другими людьми, т. е. образ жизни как члена социума, что в свою очередь детерминирует развитие психологических свойств объективно-осознанных процессов личности. Особенности, свойственные социуму, по-разному отражаются в объективно-осознанных процессах человека, которые системно выражают его родовую сущность. Но проявления этой сущности многообразны. Она специфическим образом выступает в психологических особенностях индивидов, групп, социально-психологических феноменах. Объективно-осознанные процессы не есть нечто внешнее по отношению у человеку. В процессе деятельности и общения они (если не все, то многие) становятся как бы имманентными психологическими качествами человека, психологическим складом его личности. Психологические свойства личности просто не существуют вне системы социальных отношений, в которую эта личность включена. В этом плане можно, пожалуй, говорить об определенной системе видов (т. е. выступающих как свойства индивида) социальных качеств. Они будут подробно раскрыты в законе социального развития личности. Уникальность социальной позиции человека, образа его жизни и жизненного пути порождает и уникальность его личности. Важно отметить, что социальная система не только формирует психологические свойства личности, но и определенным образом влияет на развитие объективно-осознанных процессов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психосоциология человекознания"
Книги похожие на "Психосоциология человекознания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Душков - Психосоциология человекознания"
Отзывы читателей о книге "Психосоциология человекознания", комментарии и мнения людей о произведении.