» » » Б. Душков - Психосоциология человекознания


Авторские права

Б. Душков - Психосоциология человекознания

Здесь можно купить и скачать "Б. Душков - Психосоциология человекознания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Б. Душков - Психосоциология человекознания
Рейтинг:
Название:
Психосоциология человекознания
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9292-0065-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психосоциология человекознания"

Описание и краткое содержание "Психосоциология человекознания" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые предпринята попытка рассмотреть основные проблемы психосоциологической науки с точки зрения актуальных направлений ее развития: объективных, субъективных, относительных и абсолютных процессов и периодов. Объективные процессы связаны с феноменами биогенеза и социогенеза, развитием внешних и внутренних детерминант деятельности нейропсихологической организации мозга, особенностями социального развития личности и т. д. Субъективные проявляются в развитии видов психики и типологии видов сознания людей. Относительные связаны с аспектами поведения, психосоциогенезом видов поведенческих актов, особенностями деятельности, проявляющимися в морально-правовых аспектах социализации личности, в нравственных идеалах людей. Абсолютные проявляются в общей национальной и профессиональной этике, в общении и совместной деятельности как видах человеческих взаимоотношений и т. д. Все эти направления составляют предмет и объект психосоциологической науки.

Данная книга адресована не только профессиональным психологам, философам, историкам, богословам, этнографам, педагогам, патофизиологам, врачам, психиатрам, географам и т. д., но может быть использована в качестве учебного пособия для студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, молодых преподавателей России, изучающих или использующих на практике современные идеи, концепции и методы изучения единого, целостного психосоциологического мировосприятия, к которому движется человечество в новом столетии.






На развитие биочувственного вида влияет функциональное состояние человека: особенности его эмоционального возбуждения, напряжение, стрессовое состояния.

Функциональное состояние человека зависит от его особенностей, определяющихся совокупностью ряда специфических качеств:

• особенностями типов темперамента, в которых проявляются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов;

• интересом к деятельности, стремлением совершенствовать свое мастерство;

• настойчивостью, решительностью, смелостью в сочетании с инициативностью, сообразительностью и самокритичностью;

• способностью к кратковременному большому напряжению при возникновении стрессовых ситуаций;

• эмоциональной устойчивостью (эмоциональное возбуждение, напряжение и т. д.); широтой распределения, быстротой переключения и устойчивостью внимания; скоростью и точностью сложных видов речемыслительных актов и стереотипов[13].

В эмоциональном напряжении исключительное значение принадлежит его психическим компонентам. Это, в частности, подтверждается тем обстоятельством, что напряжение возникает у человека при попадании в трудные, экстремальные условия. Любое психическое состояние связано с изменением всего организма и может быть описано системой взаимосвязанных параметров. Как было выявлено в экспериментах, важнейшими среди них являются:

• поведенческие (поза, мимика и пантомима, характер двигательной активности); важную роль в системе поведенческих параметров играют характеристики речевого поведения (интонация, структура речи и т. д.);

• коммуникативно-поведенческие (стиль и характер общения с другими людьми);

• вегетативные (реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и т. д.);

• биохимические (обмен веществ, ферментные и эндокринные реакции).

При анализе состояний исключительно важное значение имеет их так называемая субъективная сторона, т. е. субъективное отражение как самого состояния организма, так и определяющих его условий (переживания, чувства и т. п.). Психическое напряжение как один из сложных видов психических состояний, возникающих в процессе обучения, сопровождается мобилизацией нервно-психической деятельности человека (прежде всего перестройка его анализаторных систем), направленной на поддержание тонуса организма и обеспечение оперативной готовности, что необходимо для нормального протекания психического процесса в данных условиях.


Биопознавательный вид

Группа клеток получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира, расположена в конвексальных (наружных) отделах новой коры головного мозга (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты зрительной (затылочной), слуховой (височной) и общечувствительной (теменной) областей.

По своему гистологическому строению данная совокупность клеток состоит из нейронов подкорки и мозговой коры. Эти нейроны, в отличие от аппаратов первого блока, работают не по принципу градуальных изменений, а по закону «все или ничего», принимая отдельные импульсы и передавая их на другие группы нейронов. По своим функциональным особенностям данные группы клеток приспособлены к приему экстероцептивных рецепторов, к дроблению их на огромное число компонентов, иначе говоря, к анализу мельчайших составляющих деталей и к комбинированию их в нужные динамические функциональные структуры (т. е. к синтезу в целые функциональные системы). Эти клетки головного мозга обладают высокой модальной специфичностью и адаптацией. Входящие в их состав части приспособлены к приему зрительной, слуховой, вестибулярной и общечувствительной информации. На этом уровне создается специфическая познавательная организация, тесно связанная с биочувственными и биоцелевыми видами анализа информации. В систему объединенных клеток входят и центральные аппараты вкусовой и обонятельной рецепции, но у человека они настолько оттесняются центральными представительствами высших экстероцептивных, дистантных анализаторов, что занимают в коре головного мозга незначительное место. На биопознавательном уровне анализа информации осуществляется обобщение ее разрозненных частей в единый комплекс – модель познавательного процесса.


Биоцелевой вид

Для формирования биоцелевого вида анализа большое значение имеют лобные доли головного мозга, которые играют решающую роль в обеспечении сознательной деятельности человека. Группы клеток программирования, регуляции и контроля психической деятельности связаны с активной сознательной психической деятельностью. Они расположены в передних отделах больших полушарий, перед передней центральной извилиной. В совокупное объединение клеток входит двигательная зона коры; один из ее слоев содержит гигантские пирамидальные клетки Беца, волокна от которых идут к двигательным ядрам спинного мозга, а оттуда – к мышцам, составляя часть большого пирамидального пути. Эта зона коры головного мозга топографически построена так, что ее верхние отделы являются источником волокон, идущих к нижним конечностям противоположной стороны, а нижние – волокон, направляющихся к мышцам лица, губ и языка.

Первичная двигательная кора не может работать изолированно. Все движения человека в той или иной степени нуждаются в тоническом пластическом фоне, который обеспечивается базальными двигательными узлами и волокнами экстрапирамидной системы, обеспечивающей фон всех произвольных движений. Наиболее существенная часть данных клеток мозга расположена в его префронтальных отделах, которые вследствие отсутствия их в составе пирамидальных клеток и наличия во втором и третьем слоях большого числа мелких клеток (гранул) иногда называются гранулярной лобной корой. Эти отделы мозга, относящиеся к третичным зонам коры, играют решающую роль в формировании намерений и программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека, что подтверждается экспериментальными данными.

Префронтальные зоны мозга целиком состоят из мелких зернистых клеток, обладающих короткими аксонами и выполняющих ассоциативные функции с другими уровнями анализа информации. Эта область мозга имеет богатейшую систему двусторонних связей как с нижележащими отделами мозга (медиальными и вентральными ядрами, подушкой зрительного бугра и другими образованиями и соответствующими отделами ретикулярной формации), так и практически со всеми остальными отделами коры. Этот уровень анализа связан с выработкой общей стратегии управления и дальнейшего прогнозирования процесса деятельности. Благодаря двустороннему характеру этих связей префронтальные отделы коры находятся в особенно выгодном положении для вторичной переработки информации и для организации эфферентных импульсов, позволяющих оказывать регулирующее воздействие на все эти системы. Префронтальные отделы коры играют важную роль в регуляции состояний активности, приводя их в соответствие с формулируемыми с помощью речи намерениями и замыслами. Префронтальные отделы мозговой коры созревают на поздних этапах онтогенеза (в 4–8-летнем возрасте). Отмечаются обширные связи лобных долей с затылочными, височными, теменными областями и лимбическими отделами коры. В целом биоцелевой вид выполняет координирующую роль всей психологической системы биогенеза.

Общие психологические закономерности формирования видов биогенеза

Рассмотренные психологические особенности структурно-функциональной организации видов биогенеза свидетельствуют о чрезвычайно сложном строении механизмов его регуляции и координации процессами возбуждения и торможения. Анализ взаимодействия рассматриваемых видов позволяет отметить определенные закономерности, присущие биогенезу. На основе названных закономерностей функционирования и взаимодействия разных видов представляется возможным рассмотреть вопрос о некоторой их классификации. Ключ к разгадке тайн мозга лежит в познании закономерностей формирования видов биогенеза. Об этом свидетельствуют экспериментальные данные, выполненные по изучению проблем центральной регуляции психофизиологических состояний, электрогипнотерапии, электронного моделирования функциональной асимметрии полушарий мозга, центральной электрорефлексотерапии и т. д. (Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. М., 1995)

В литературе намечаются экспериментальные подходы к разработке подобных комплексных проблем. Взаимодействие факторов наследственности и среды определяет развитие любого признака, в том числе динамических характеристик поведения и лежащих в их основе свойств нервной системы (сила, подвижность, лабильность, динамичность). В экспериментальных работах Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина и их сотрудников (В. М. Русалов и др.) получены весьма ценные данные, характеризующие основные свойства нервной системы человека и нейрофизиологические основы индивидуальности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психосоциология человекознания"

Книги похожие на "Психосоциология человекознания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Б. Душков

Б. Душков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Б. Душков - Психосоциология человекознания"

Отзывы читателей о книге "Психосоциология человекознания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.