» » » Б. Душков - Психосоциология человекознания


Авторские права

Б. Душков - Психосоциология человекознания

Здесь можно купить и скачать "Б. Душков - Психосоциология человекознания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Б. Душков - Психосоциология человекознания
Рейтинг:
Название:
Психосоциология человекознания
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9292-0065-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психосоциология человекознания"

Описание и краткое содержание "Психосоциология человекознания" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые предпринята попытка рассмотреть основные проблемы психосоциологической науки с точки зрения актуальных направлений ее развития: объективных, субъективных, относительных и абсолютных процессов и периодов. Объективные процессы связаны с феноменами биогенеза и социогенеза, развитием внешних и внутренних детерминант деятельности нейропсихологической организации мозга, особенностями социального развития личности и т. д. Субъективные проявляются в развитии видов психики и типологии видов сознания людей. Относительные связаны с аспектами поведения, психосоциогенезом видов поведенческих актов, особенностями деятельности, проявляющимися в морально-правовых аспектах социализации личности, в нравственных идеалах людей. Абсолютные проявляются в общей национальной и профессиональной этике, в общении и совместной деятельности как видах человеческих взаимоотношений и т. д. Все эти направления составляют предмет и объект психосоциологической науки.

Данная книга адресована не только профессиональным психологам, философам, историкам, богословам, этнографам, педагогам, патофизиологам, врачам, психиатрам, географам и т. д., но может быть использована в качестве учебного пособия для студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, молодых преподавателей России, изучающих или использующих на практике современные идеи, концепции и методы изучения единого, целостного психосоциологического мировосприятия, к которому движется человечество в новом столетии.






Б. А. Душков

Психосоциология человекознания

© Б.А. Душков, 2003

© ПЕР СЭ, оригинал-макет, оформление, 2003

Введение

Современная психология и социология за последнее время расширили фронт психологических и социологических исследований: появились новые научные направления и дисциплины, разрастается круг разрабатываемых в психологии и социологии проблем и меняется их понятийный аппарат, совершенствуются методы исследования.

Психология и социология непрерывно обогащаются новыми данными, формируются новые гипотезы и концепции, относящиеся ко всем основным областям их проблематики. В этих условиях резко возрастает потребность в более глубокой разработке концепции современной психологии и социологии. Психология и социология сливаются в единую науку, которую условно можно назвать – психосоциология.

Наука психосоциологических концепций, схем и парадигм оказалась перед необходимостью объяснять реальные жизненные события и решать практические задачи. При этом некоторые из них обнаружили свою несостоятельность и несоответствие современным требованиям жизнедеятельности субъекта и общества. Нужны новые подходы для развития концепции психосоциогенеза личности. Попытки решать практические задачи на основе чисто эмпирического знания порой позволяют находить решения поставленных психологических и социологических задач, однако все это иногда приводит к психологизации социальных и биологизации психических явлений, утверждению субъективизма и индивидуализма.

В настоящее время особую остроту и актуальность приобрели психосоциологические проблемы, связанные с разработкой концепции современной психологии и социологии. Это обусловлено в первую очередь развитием новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического состояния человека и методов его изучения, исследованием проблем, связанных с анализом социальной обусловленности психических явлений, разработкой целостного и гуманистического подхода к познанию человека, народов и эпох и их психосоциогенеза.

Многообразие явлений, изучаемых психологической и социологической науками, вызывает существенные трудности при разработке современной концепции. Для создания этой концепции необходимо понять предельно общую, глубинную, исторически развивающуюся познавательную структуру, отображающую психическую и социальную реальность в единой целостности и специфических, только ей присущих характеристиках; обосновать психосоциологические способы изучения развития психологического познания как деятельности, элементами которой выступают конкретные научные категории, воспроизводящие различные стороны психической реальности (образ, действие, потребность, мотив и др.), виды типологии психосоциогенеза личности, народов и эпох, связанные с переходом объективных периодов в субъективные виды и отражающие закономерности объективных периодов развития человека, народов и эпох.

Новизна нашего подхода заключается в том, что в основу своей классификации мы положили не отдельные психологические функции (чувства, мышление и т. д.), а виды психосоциогенеза, которые сформировались в ходе биогенетического, онтогенетического, филогенетического и социогенетического развития личности, народов и эпох, межличностных отношений, обусловленных особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Типы людей, народов и эпох, которые формируются в процессе развития отдельных видов типологии (биогенетический вид, деятельностный, общенческий и т. д.), обусловливаются преимущественно механизмами развития психики отдельного индивида или духовного общения между людьми. Виды типологии психосоциогенеза отражают процесс, обусловленный социально-трудовой и духовной деятельностью в рамках конкретной общественно-экономической формации, исторических и национальных особенностей личности. Существует определенная зависимость между личностными типами, представленными, например, К. Юнгом (мыслительный, чувствующий, сенсорный и интуитивный), и видами типологии психосоциогенеза. Так, биогенетический вид в значительной степени участвует в формировании сенсорного типа, психический – способствует развитию мыслительного, поведенческий – обусловливает развитие интуитивного типа, общенческий вид способствует развитию экстравертивного типа и т. д.

В ходе исследования методологических проблем психологии и социологии выявлены критерии оценки и определены ключевые функции, которые следует учитывать при использовании видов типологии психосоциогенеза личности, народов и эпох в теоретической и практической психологии и социологии.

В работе показано, что для теоретического анализа рассматриваемой проблемы важно выделить ряд концептуальных положений, раскрывающих сущность возникающих противоречий в системе объективных периодов и субъективных видов. Понятийно-терминологические аспекты психосоциогенеза сложны и мало разработаны. Нельзя в данной связи не учитывать потребность как уточнения уже ранее установившихся значений некоторых терминов (в частности, их многозначности), так и введения дополнительной терминологии для вновь выявленных аспектов видов типологии психосоциогенеза личности, народов и эпох.

Нам представляется, что исходной позицией в выработке целостного понимания проблемы противоречий видов типологии психосоциогенеза личности, народов и эпох должен стать анализ всех форм их жизнедеятельности. Именно в реальной жизнедеятельности человек раскрывается во всей целостности своего существа. В ней, в ее конкретных формах реализуется единство телесного и духовного, материального и идеального, целей и действительности, этического и эстетического, этнического и экологического и т. д. Во многом складывается новая проблемная ситуация в отношениях человека с социальной и природной средами его обитания, возникает ряд проблем, касающихся дальнейшего развития психологии и социологии личности, народов и эпох.

Исследование влияния объективных периодов на психологию и социологию человека, народов и эпох выявило ряд психологических и социальных противоречий, возникающих во взаимодействии человека, общества и природы. В результате анализа многочисленных фактов изменения современных этнических, экологических и психических процессов была сформулирована концепция преодоления психосоциологического кризиса, включающая ряд идей и современных представлений в философском и социально-психологическом понимании человека, народов и эпох, этнографических аспектах их постижения, познания в культуре, в раскрытии внутреннего мира человека.

Как показывают наблюдения, важная группа идей и представлений – определение и разработка ключевых аспектов объективного и субъективно-устойчивого психолого-гуманистического резонанса, связанного с глубинной феноменологией человека. Отсюда важной психосоциологической проблемой становится разрешение противоречий, возникающих в сферах биологии, психики и сознания.

Особое влияние объективные периоды оказывают на состояние биосенсорности, биоориентированности, этологичности и биоантропологичности, что является одной из исследовательских задач работы.

Это в свою очередь сказывается на состоянии таких важных психосоциологических детерминант, как соматичность, нейтральность, перцептивность и имагенность. Изменение нижележащих уровней вследствие психосоциологического кризиса приводит к нарушениям и частичному диссонансу таких показателей сознания, как идентифицированность, самоосознанность и уникальность личности.

Необходимо было решить две группы проблем, связанных с изучением влияния объективных периодов на развитие глубинной феноменологии человека: во-первых, разработать наиболее эффективную систему психологической защиты от влияния неблагоприятных объективных факторов; во-вторых, исследовать взаимосвязи (и их нарушения) между отдельными видами психосоциогенеза (психика, сознание), отражающими динамику развития и специфику глубинной феноменологии человека.

Другая группа идей и представлений касается проблем субъективных и объективных противоречий, связанных с развитием феноменологии относительной деятельности человека (поведение, деятельность и личность). Передача от поколения к поколению исторически сложившихся и меняющихся программ поведения и деятельности возможна благодаря их закреплению в знаковой форме. С одной стороны, национальная культура оказывает влияние на развитие психических свойств, процессов и состояний личности в национальной группе, а с другой – развитие национальных черт психики (национальный характер, национальные чувства и т. д.) помогает организации системы психологического образования и воспитания, совершенствованию образа жизни людей, в целом – психосоциологической культуры.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психосоциология человекознания"

Книги похожие на "Психосоциология человекознания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Б. Душков

Б. Душков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Б. Душков - Психосоциология человекознания"

Отзывы читателей о книге "Психосоциология человекознания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.