» » » Б. Душков - Психосоциология человекознания


Авторские права

Б. Душков - Психосоциология человекознания

Здесь можно купить и скачать "Б. Душков - Психосоциология человекознания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Б. Душков - Психосоциология человекознания
Рейтинг:
Название:
Психосоциология человекознания
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9292-0065-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психосоциология человекознания"

Описание и краткое содержание "Психосоциология человекознания" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые предпринята попытка рассмотреть основные проблемы психосоциологической науки с точки зрения актуальных направлений ее развития: объективных, субъективных, относительных и абсолютных процессов и периодов. Объективные процессы связаны с феноменами биогенеза и социогенеза, развитием внешних и внутренних детерминант деятельности нейропсихологической организации мозга, особенностями социального развития личности и т. д. Субъективные проявляются в развитии видов психики и типологии видов сознания людей. Относительные связаны с аспектами поведения, психосоциогенезом видов поведенческих актов, особенностями деятельности, проявляющимися в морально-правовых аспектах социализации личности, в нравственных идеалах людей. Абсолютные проявляются в общей национальной и профессиональной этике, в общении и совместной деятельности как видах человеческих взаимоотношений и т. д. Все эти направления составляют предмет и объект психосоциологической науки.

Данная книга адресована не только профессиональным психологам, философам, историкам, богословам, этнографам, педагогам, патофизиологам, врачам, психиатрам, географам и т. д., но может быть использована в качестве учебного пособия для студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, молодых преподавателей России, изучающих или использующих на практике современные идеи, концепции и методы изучения единого, целостного психосоциологического мировосприятия, к которому движется человечество в новом столетии.






Исследуя механизм психического отражения, мы брали всю систему в целом, всю совокупность развертывающихся в ней процессов. При исследовании механизмов психического отражения важно иметь в виду, что воспринимающие системы (и сенсорная организация в целом) сформировались и развились в длительном процессе эволюции.

К уровню представлений относится широкий круг психических явлений: воображение, образная память, последовательные, эйдетические образы и т. д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые возникают при непосредственном воздействии внешних предметов и событий на органы чувств.

С точки зрения теории отражения представление – это не тень ощущений и восприятий, не их ослабленный дубликат, а обобщенный образ предметов и явлений объективной действительности. Формируется и развивается оно так же, как и все другие психические явления, в условиях материального взаимодействия субъекта с объектами. Наиболее характерная особенность представления состоит в том, что в нем соединяется образность (наглядность) и в то же время обобщенность.

В представлении отражаются не только отдельные предметы, но и типичные свойства более или менее значительных по объему групп предметов. В этом смысле оно является собирательным образом. При переходе от восприятия к представлению структура образа изменяется: одни признаки объекта как бы подчеркиваются, усиливаются, другие – затушевываются и ретушируются. Иначе говоря, происходит схематизация образа. Существенной особенностью представления является его панорамность, дающая субъекту как бы возможность выхода за пределы актуальной (наличной) ситуации.

Один из уровней психического процесса – вербально-логическое, понятийное мышление (речемыслительный уровень). На этом уровне отражаются существенные связи и отношения между явлениями объективной действительности. В отличие от ощущений и восприятий мышление – процесс социально опосредствованного отражения. Это выражается прежде всего в том, что, решая ту или иную задачу, субъект оперирует понятиями и методами мышления, сложившимися в ходе исторического развития общества, в которых зафиксирована общественно-историческая практика. На уровне понятийного мышления как бы разрываются рамки индивидуального опыта, а точнее, в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, накопленный человечеством.

Таким образом, уже сложилась традиционная иерархия развития психического процесса, излагаемая в литературе: раздражимость (наинизший уровень живой природы, присущий доклеточным, одно- и многоклеточным), чувствительность (отражение посредством нервной системы), психика (субъективно переживаемое, ощущаемое отражение) и сознание (социально сформированная и ориентированная психика). Каждая нижележащая форма является основой для вышележащей, а вышележащая – частным, но специализированным случаем нижележащей, т. е. приобретает в силу специализации такие дополнительные свойства, которые нельзя целиком свести к свойствам нижележащей формы.

Более мелкие градации в пределах вида отражения целесообразно называть подвидами отражения. Правда, здесь традиционное и предлагаемое выделения уровней существенно различаются. Для традиционного подхода характерна ориентация на поведение, т. е. на такой акт деятельности, которому предшествовало не только отражение, но и формирование программы поведения. Например, говоря о раздражимости, выделяют таксисы, тропизмы и настии, т. е. видимые изменения самого организма или его положения в пространстве, хотя далеко не всякий акт раздражения может окончиться поведенческой реакцией (например, полученная информация может быть просто «принята к сведению», может запомниться). Нас же интересует отражение как изменение внутреннего состояния организма при раздражении.

Точно так же при возбудимости традиционный подход исследует механизм образования программ поведения – наличие безусловного рефлекса (инстинкта) или условного рефлекса (навыка). Нас и тут интересует внутреннее состояние организма после возбуждения, но до того как включается тот или иной поведенческий механизм. Лишь для психической формы отражения традиционный подход действительно выделяет уровни отражения в зависимости от вида образов: для первичных образов уровень ощущения – восприятия, для вторичных – уровень представления. Что же касается сознательной формы отражения, то здесь обычно конкретные уровни не выделяются.

Кроме того, в психологических и философских работах иногда наблюдается терминологическая непоследовательность: конкретные уровни отражения тоже называются формами отражения, например таксисы, тропизмы и настии. Чтобы быть последовательными, следует внутреннее состояние организмов при таксисах, тропизмах и настиях считать подвидами, а не формами отражения, внешнее же их проявление в виде различных перемещений правомерно относить к поведению.

Для детальной классификации видов отражения следует принять критерий классификации, в качестве которого мы выбрали соотношение исходной и производных фаз отражения. Так, например, одноклеточный организм отражает изменение температуры, давления, солености, освещенности и т. д. окружающей его воды в виде тех или иных физиологических параметров организма: активности протоплазмы, проницаемости мембран и т. д. Это исходный, неспецифический подвид отражения, который мы назвали «соматическим» – телесным. Некоторые организмы столь хорошо приспособились к узким интервалам изменения физических параметров среды, что их наличие или отсутствие в ископаемых остатках дает возможность палеонтологам достаточно точно реконструировать температуру и соленость древних морей и океанов.

Но помимо отражения организмом условий среды (в широком смысле слова), или первичного отражения, существует и вторичное отражение в виде отражения самого организма в каких-то иных структурах. Так, например, конструкция организма и особенности его физиологии отражаются в виде записи на ДНК. Поэтому, читая запись на ДНК (такие исследования сейчас ведутся достаточно интенсивно), в принципе можно составить представление о типе, структуре и функциях создавшего эту нить ДНК организма. Этот подвид внутреннего вторичного отражения, предназначенного для консервации устройства организма, целесообразно назвать генетическим.

Вторичное отражение может быть и внешним. Так, организм может выделять во внешнюю среду вещества, предназначенные для привлечения особи противоположного пола, отпугивания, парализации или отравления врага, маркировки территории и т. д. Эти выделения отражают свойства организма, хотя и не столь полно, как при генетическом отражении. По названию желез внешней секреции мы назвали этот подвид «экзокринным».

Наконец, возможно превращение (обращение) внешнего отражения во внутреннее, и наоборот. Так, спираль ДНК, выведенная наружу и слившаяся с другой спиралью, дает начало новому организму, который отражает то, что записано на ДНК (третичное отражение). Напротив, часть вещества при внешней секреции может попасть внутрь породившего его организма, и организм отразит экзокринное вещество в виде изменения своих физиологических параметров. Со временем организм может специально вырабатывать вещества не для связи с другими особями, а для управления самим собой. Этот случай обратной связи и представляет для нас интерес в качестве следующего, «эндокринного» подвида отражения.

Таким образом, в каждой форме отражения мы предлагаем выделить четыре вида: первичный (исходный), два вторичных (внутренний и внешний) и третичный (внешний, ставший внутренним).

Более последовательно мы применяем и критерий выделения видов отражения: существование высшего вида отражения как частного, но более специфического случая низшего вида. С этой точки зрения сознание человека, поскольку оно включает в себя и его психику и тем самым не удовлетворяет данному критерию, заменено на частный, но специфический случай психики, существующий только у человека, – на абстрактное мышление (для краткости – «мышление»).

Глава 5

Сознание как высший субъективный процесс

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции. Эмпирически оно выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, как взаимодействие и соотношение видов индивидуального и социального сознания. Оно познается рядом наук – философией, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией и др. Психосоциология исследует происхождение, структуру, функционирование и виды индивидуального и социального познания. Сознание обладает активностью, интенциональностью, способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-целостными особенностями, различной степенью (уровнями) ясности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психосоциология человекознания"

Книги похожие на "Психосоциология человекознания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Б. Душков

Б. Душков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Б. Душков - Психосоциология человекознания"

Отзывы читателей о книге "Психосоциология человекознания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.