Ирина Воронцова - Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Описание и краткое содержание "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века" читать бесплатно онлайн.
В монографии впервые в контексте новейшей истории Русской Православной Церкви рассматривается эволюция и исторические связи движения за «обновление» церковного христианства («новое религиозное сознание»). К исследованию привлекались опубликованные (оригинальные сочинения, корреспонденция, публицистика, воспоминания, дореволюционная периодика) и неопубликованные документы 1901–1917 гг. из рукописных фондов (РГАЛИ, РГБ, ГАРФ: стенограммы и доклады Петербургского религиозно-философского общества, корреспонденция архиепископа Никона (Рождественского), митрополита Антония (Вадковского), архиепископа Феодора (Поздеевского), священников Г. Петрова и К. Агеева, профессоров Н.Н. Глубоковского, М.М. Тареева, А.В. Карташева, Д.С. Мережковского, монашествующих к В.В. Розанову и др.), позволившие раскрыть тему исследования и передать атмосферу назревавших в российском обществе перемен в области церковно-государственных отношений в начале ХХ в.
443
Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 252.
444
Там же. С. 255.
445
Там же. С. 97.
446
«И остается вопросом, всегда ли присутствовал Дух Святой в исторической Церкви, не была ли историческая Церковь торжеством индивидуализма… т. к. не наступило еще времени… мистического соединения мира и человечества» (Там же. С. 266).
447
Там же. С. 264.
448
Там же. С. 263, 264.
449
А. В. Карташев тоже предполагал возможной реформу в Русской Церкви, схожую по радикальности с протестантской.
450
Здесь и далее курсив мой.
451
Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 268.
452
Там же. С. 268.
453
Там же. С. 252.
454
Выделено мной. – И. В.
455
Бердяев К А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 269.
456
Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 268.
457
Там же.
458
Там же. С. 264.
459
Там же.
460
Там же. С. 266. Курсив мой.
461
Там же. С. 264.
462
Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 91.
463
Там же.
464
Там же. С. 95.
465
Там же. С. 96.
466
Там же.
467
Известно, что позже, в эмиграции, в 1927 г. он отмечал: «Государство и общество имеют свои корни в абсолютном бытии». Однако «форма государства и общества принадлежит сфере относительного и меняющегося… Это и есть тот основной принцип, из которого нужно исходить при обсуждении вопроса об отношении христианства к государству и социальной жизни» (Бердяев Н. Дневник философа: О духе времени и монархии // Путь. 1927. № 6. С. 89–90).
468
Бердяев К А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 97, 99.
469
Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 97, 98.
470
Там же. С. 103.
471
Там же.
472
Там же. С. 106.
473
Там же. С. 117.
474
Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 90.
475
Там же.
476
Там же. Курсив мой.
477
Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 270.
478
Примечательно, что именно в этом качестве будут говорить об аде составители обновленческих программ 1922 г., относя это учение к нравственной категории, и не более.
479
Бердяев К А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 271.
480
«Не спасутся лишь те, – добавляет он, – которые абсолютно не захотят спасения, привяжутся к небытию» (Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 272).
481
Там же. С. 273.
482
РГАЛИ. Ф. 1496. Д. 87. Л. 1.
483
Там же. Л. 16.
484
Там же. Л. 17.
485
Там же. Л. 19.
486
Там же. С. 257.
487
Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 258.
488
Там же. С. 259.
489
Бердяев Н. Смысл творчества. С. 87–88.
490
Бердяев Н. О «двух тайнах» Мережковского // Биржевые ведомости. 1915. № 15094.
491
Стенограммы заседаний Общества, относящиеся к теме «Н. А. Бердяев и РФО», были опубликованы Е. В. Бронниковой в № 6 журнала «Вопросы философии» за 1903 год.
492
Петербургское религиозно-философское общество (1907–1917) // Вопросы философии. 1993. № 6. С. 137.
493
Там же. С. 137.
494
Мейер А. А. Новое религиозное сознание // Биржевые ведомости. 1916. 28 окт. (Утр. вып.). С. 3.
495
Петербургское религиозно-философское общество (1907–1917). С. 138.
496
Белый А. Каменная исповедь // Н. А. Бердяев: Pro et contra. Антология. Кн. 1. С. 189.
497
Письмо Н. Бердяева Д. Философову от 22 апр. 1907 г. // Pachmuss Т. Intellect and Ideas in Action… C. 309, 310.
498
Там же. С. 324.
499
Петербургское религиозно-философское общество (1907–1917). С. 138.
500
Там же. С. 141.
501
Петербургское религиозно-философское общество (1907–1917). С. 142.
502
Там же. С. 145.
503
Там же.
504
Там же.
505
Петербургское религиозно-философское общество (1907–1917). С. 146.
506
О том, что в религиозной общине Мережковского происходят свои богослужения с «таинствами», Н. А. Бердяев знал, но относился к этому недоверчиво и после двух посещений отказался молиться с ними. О Д. Мережковском и его окружении С. Булгаков писал А. С. Глинке (12 декабря 1908): «Но, по-видимому, дело стоит хуже, и „таинства“, боюсь утверждать, но таково общее наше предположение, – все-таки есть. И жалко и страшно за них. <…> Это секта со всеми ее признаками; и отношение их к нам, даже при некотором личном дружелюбии, как у сектантов… Я пришел к заключению, что диспутов с ними, в том числе и в СПб-ском Религиозно-философском обществе, положительно следует избегать за бесполезностью для них и вредностью для публики» (С. Н. Булгаков – А. С. Глинке. Письмо № 109 // Взыскующие града… С. 183).
507
Петербургское религиозно-философское общество (1907–1917). С. 147.
508
Там же. С. 148.
509
Петербургское религиозно-философское общество (1907–1917).
510
То есть упоминает, что Церковь сегодняшняя, «Церковь Петра», должна быть заменена Церковью апокалиптической эпохи.
511
Там же. С. 152.
512
Там же.
513
Примечательно, что В. Розанов, уже не будучи членом ПРФО, тогда же высказался по поводу книги Н. Бердяева, (см.: Петроградский старожил. [Розанов В.] Новая религиозно-философская концепция // Московские ведомости. 1916. № 121; Розанов В. Святость и «гений» в историческом творчестве // Колокол. 1916. № 2991; Ветлугин В. [Розанов В.] Н. Бердяев. Смысл творчества // Колокол. 1916. № 2987; Розанов В. Идея «мессианизма» (По поводу новой книги Н. А. Бердяева «Смысл творчества») // Новое время. 1916. № 14461).
514
Там же.
515
Там же. С. 148.
516
Бердяев Н. Раздор мира и христианство // Бердяев Н. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. С. 211.
517
Белый А. Каменная исповедь // Н. А. Бердяев: Pro et contra. Антология. Кн. 1. С. 192.
518
Бердяев Н. Новое христианство: Д. Мережковский // Бердяев Н. Типы религиозной мысли в России. С. 489.
519
Биография В. В. Розанова, как и его труды, достаточно известна. Мы будем говорить здесь, опираясь на частную переписку, преимущественно о нравственной атмосфере внутри круга представителей НРС и о роли В. Розанова в пропаганде идей движения.
520
Киреев Александр Алексеевич – генерал. С 1892 г. и до конца жизни состоял при дворе вдовы вел. князя Константина Николаевича вел. княгини Александры Иосифовны; ратовал за соединение с Православной Церковью старокатоликов. В 1903 г. избран почетным членом МДА.
521
НИОР РГБ. Ф. 249. К. 3872. Ед. хр. 1. Автограф. Л. За-4.
522
Розанов В. В. Письма к П. П. Перцову // Розанов В. В. Сочинения. М., 1990. С. 498.
523
НИОР РГБ. Ф. 249. К. 3872. Ед. хр. 1. Письмо от 10 июня 1904 г. Л. 20.
524
Розанов В. Оконченная трилогия // Новое время. 1905. 28 аир. С. 3–4.
525
Там же.
526
Там же.
527
18 февраля 1906 г. Д. Мережковский пишет, что самолично принесет В. Розанову своего «Грядущего Хама». 7 июня 1908 г. В. Розанов – в числе первых, кому Д. Мережковский сообщает о своем возвращении в Петербург.
528
«Неохристиане» считали, что в истории церковного христианства образ Христа был искажен отрицанием мира, непризнанием плоти «святой».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Книги похожие на "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Воронцова - Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Отзывы читателей о книге "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века", комментарии и мнения людей о произведении.