Ирина Воронцова - Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Описание и краткое содержание "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века" читать бесплатно онлайн.
В монографии впервые в контексте новейшей истории Русской Православной Церкви рассматривается эволюция и исторические связи движения за «обновление» церковного христианства («новое религиозное сознание»). К исследованию привлекались опубликованные (оригинальные сочинения, корреспонденция, публицистика, воспоминания, дореволюционная периодика) и неопубликованные документы 1901–1917 гг. из рукописных фондов (РГАЛИ, РГБ, ГАРФ: стенограммы и доклады Петербургского религиозно-философского общества, корреспонденция архиепископа Никона (Рождественского), митрополита Антония (Вадковского), архиепископа Феодора (Поздеевского), священников Г. Петрова и К. Агеева, профессоров Н.Н. Глубоковского, М.М. Тареева, А.В. Карташева, Д.С. Мережковского, монашествующих к В.В. Розанову и др.), позволившие раскрыть тему исследования и передать атмосферу назревавших в российском обществе перемен в области церковно-государственных отношений в начале ХХ в.
368
Бердяев К Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.
С. 5.
369
Там же. Здесь и далее курсив мой.
370
В христианстве также нет учения о том, что ад существует лишь во времени, а у Н. Бердяева даже и в 1946 г., когда вроде бы иссякла идея НРС, читаем: «Духовное извлечение от идеи [ада] – одна из важнейших моментов нового очищенного христианского сознания, христианства Духа. Это будет заменой старой идеи возмездия… идеей просветления… и богоподобия» (см.: Бердяев Н. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. С. 141).
371
Там же. С. 125.
372
Бердяев Н. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. С. 99.
373
Причиной возникновения зла в мире, по Н. Бердяеву, стало отпадение от мирового центра. Восстановление этой связи – в освящении плоти, это освящение есть часть богочеловеческого процесса. Участвуя в «освящении» плоти, представители НРС включаются в богочеловеческий процесс как во всемирный смысл истории. Так и положительным признаком мира у Бердяева становится его те арность. В основе того, из чего создан мир, лежит свобода, а значит, абсолютная возможность отпадения твари от Творца в первоначальную хаотическую свободу.
374
См.: 2 Мак. 7. 28.
375
Бердяев Н. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. С. 6.
376
Бердяев Н. Метафизическая проблема свободы // Путь. 1928. № 9. С. 48.
377
Бердяев Н. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. С. 52.
378
Бердяев Н. Истина и откровение. С. 125
379
Бердяев Н. А. Письма к М. О. Гершензону // Вопросы философии. 1992. № 5. С. 126.
380
Там же. С. 125. См. далее: «Для Вас как будто бы настоящая жизнь есть… трудовая забота о хлебе, любовь к детям, к жене и пр., и пр. …Во мне всегда вызывает глубокий внутренний протест Ваше особенное уважение к элементарному, природному, трудовому как к настоящей жизни и Ваше скептическое презрение к сложному, свободному, избыточному, как к ненастоящей, выдуманной жизни… Я очень стыжусь этого элементарно-биологического… Все это я всегда ощущаю как призрачное… Только творчество я ощущаю как жизнь» (Там же).
381
Бердяев Н. А. Письма к М. О. Гершензону. С. 126.
382
Бердяев Н. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. С. 270.
383
Там же. С. 20.
384
Существует письмо, которое было написано Н. Бердяевым, когда философ некоторое время находился на распутье, в нем он написал: «Оккультное ли истолкование христианства или христианское истолкование оккультности, Христос ли подчинен оккультизму или оккультизм подчинен Христу?» (см.: Н. А. Бердяев – Вяч. Иванову. Письмо № 107 // Взыскующие града. С. 178).
385
Вячеслав Иванович Иванов (1866–1949). Поэт, переводчик, философ. В мае 1903 г. читал курс лекций по истории дионисийских культов в парижской Высшей школе общественных наук. Осенью 1905 г. организовал литературный салон – ивановские среды, который посещали литераторы, деятели искусств. В 1907 г. организовал собственное издательство «Оры». Состоял в московской масонской ложе «Люцифер».
386
См.: НИОР РГБ. Ф. 249. К. 3875. Ед. хр. 61. Л. 185, 186.
387
Там же. Ф. 109. К. 33. Ед. хр. 76. Л. 5, 184.
388
В один ряд с Ницше и Р. Штейнером Вяч. Иванова и Д. Мережковского поставил священник С. Соловьев в статье «Гете и христианство». Он отмечал, что их «современное лжехристианство, которое с виду кажется сложно и разнообразно… на деле сводится к нескольким еретическим формулам, варьируемым на все лады» (Соловьев С., свящ. Гете и христианство // Богословский вестник. 1917. Т. 2. Март – апрель. С. 521).
389
См.: Письмо от 17 марта 1910 г. Ельчанинова Иванову // НИОР РГБ. Ф. 109. К. 18. Ед. хр. 38. Л. 7, 8.
390
Н. А. Бердяев – Вяч. Иванову. Письмо № 107 // Взыскующие града… С. 178.
391
Там же.
392
Там же.
393
Бердяев Н. О расширении опыта // Вопросы философии и психологии. 1910. № 103.
С. 382
394
НИОР РГБ. Ф. 190. Кн-во «Мусагет». К. 52. Ед. хр. 3. Бердяев Ник. Александрович. Гносеологическое размышление об оккультизме, – наборный экземпляр статьи для 8 тетради «Трудов и дней» (не вышедшей) [1914]. Автограф чернилами с типографскими пометами карандашом. Л. 1. Статья опубликована в 1916 г. в «Труды и дни» № 8.
395
Там же.
396
Там же.
397
'НИОР РГБ. Ф. 190. Кн-во «Мусагет». К. 52. Ед. хр. 3. Л. 11.
398
Там же. Л. 12.
399
Там же.
400
Сложно определенно сказать, что имеет в виду под этим понятием Н. Бердяев, т. к. в работе это не отражено.
401
Там же.
402
Л. А. Бердяев – В. Ф. Эрну. Письмо № 464 // Взыскующие града… С. 551.
403
Бердяев Н. Новое христианство // Бердяев Н. Типы религиозной мысли в России.
С. 495
404
Безносов В. Послесловие: не подведенные итоги Николая Бердяева // Бердяев Н. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. С. 327–349.
405
Бердяев Н. Смысл творчества. С. 17. Курсив Бердяева.
406
Бердяев Н. А. Письма к М. О. Гершензону. С. 125.
407
Там же. С. 126.
408
НИОР РГБ. Ф. 746. К. 50. Ед. хр. 23. Герцык Евг. Казимировна. Н. Бердяев: Воспоминания [1940]. Машинопись. С. 19–20. Опубл.: Герцык Е.К. Воспоминания. М., 1996.
409
Там же. С. 94.
410
Там же.
411
Христианское вероисповедание считает человека сыном Божиим по усыновлению, через веру в Иисуса Христа. Н. Бердяев усыновляет его по естеству.
412
Бердяев Н. Смысл творчества. С. 76.
413
В «Философии свободного духа» Н. Бердяев говорит и о божественности человеческой энергии: «В благодати, которая идет от Сына Божия, действует не только Божия благодать, но и энергия человеческая, энергия вечной небесной человечности» (цит. по: Зенъковский В. В. История русской религиозной философии. С. 350. Си. 48).
414
Бердяев Н. Смысл творчества. С. 12.
415
Там же. С. 143. Курсив мой.
416
Там же.
417
Бердяев К Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. С. 40, 55.
418
Там же. С. 90.
419
Бердяев Н. Истина и откровение… С. 91.
420
Там же. С. 77.
421
Там же. С. 75–76.
422
Бердяев Н. Смысл творчества. С. 75, 76. Здесь и далее курсив мой.
423
Там же. С. 92.
424
Там же.
425
Там же.
426
Бердяев Н. Смысл творчества. С. 88.
427
Там же.
428
Там же. С. 79.
429
Там же. С. 92.
430
Там же. С. 88.
431
Там же. С. 76.
432
Там же. С. 87.
433
Там же. С. 79.
434
Бердяев Н. Смысл творчества.
435
Бердяев Н. О новом религиозном сознании. С. 349.
436
Бердяев Н. Смысл творчества. С. 96.
437
Там же. С. 97.
438
Там же.
439
Там же. С. 99.
440
Очевидно, поэтому Н. Бердяев входит в число названных Б. Титлиновым и А. Введенским «предтеч» «живоцерковного» обновленчества.
441
В «Новом христианстве» Н. Бердяев писал, что Церковь утеряла духовность. «Историческое христианство и есть „христианство плоти“», «Церковь лелеет плоть», «в Церкви скорее поражает недостаток „духа“… в научении старцев» (см.: Бердяев Н. Новое христианство // Бердяев Н. Типы религиозной мысли в России. С. 496–497).
442
Но есть для Н. Бердяева «первично» восприятие религиозной личности: она, по Бердяеву, способна определить правильность выводов Соборов.
443
Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. С. 252.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Книги похожие на "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Воронцова - Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Отзывы читателей о книге "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века", комментарии и мнения людей о произведении.