Ирина Воронцова - Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Описание и краткое содержание "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века" читать бесплатно онлайн.
В монографии впервые в контексте новейшей истории Русской Православной Церкви рассматривается эволюция и исторические связи движения за «обновление» церковного христианства («новое религиозное сознание»). К исследованию привлекались опубликованные (оригинальные сочинения, корреспонденция, публицистика, воспоминания, дореволюционная периодика) и неопубликованные документы 1901–1917 гг. из рукописных фондов (РГАЛИ, РГБ, ГАРФ: стенограммы и доклады Петербургского религиозно-философского общества, корреспонденция архиепископа Никона (Рождественского), митрополита Антония (Вадковского), архиепископа Феодора (Поздеевского), священников Г. Петрова и К. Агеева, профессоров Н.Н. Глубоковского, М.М. Тареева, А.В. Карташева, Д.С. Мережковского, монашествующих к В.В. Розанову и др.), позволившие раскрыть тему исследования и передать атмосферу назревавших в российском обществе перемен в области церковно-государственных отношений в начале ХХ в.
243
Опубликовано письмо А. Карташева, в котором он сообщал о результате разговора с близкими мережковцам клириками. «Был я у Аггеева. Предлагал. Не только не „зажглись“, но без стыда замяли вопрос, как будто удивляясь моей наивности. Наполовину искренне не понимают, наполовину пугаются, как благонамеренные чиновники. Сначала был один Аггеев. На мое предложение, ясное и довольно пространное, он сделал большие глаза, отвел их в сторону, протянул: „мм…“ и занял меня другим разговором. …Через 5 минут явились Григорий] Петров и Егоров, с азартом рассказывают о своем участии в последних событиях „духовного ведомства“. Я все-таки снова предложил проект митинга. Поддакнул один Гр[игорий] Петров… Нечего и надеяться на быстрое собрание митинга, нужно договориться с этими колодами. Поджигать их с разных концов» (см.: А. В. Карташев – Д. С. Мережковскому. Письмо № 20 // Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. Вып. 2. СПб, 1999. С. 83–84).
244
НИОР РГБ. Ф. 322. Ед. хр. 10. Л. 104–105.
245
Гиппиус 3. Дмитрий Мережковский. С. 147.
246
Там же. С. 165.
247
Там же. С. 166.
248
Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Д. В. Философов.
249
Мейер А. А. Петербургское религиозно-философское общество // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 109.
250
Мережковский Д. Ответ на вопрос // Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 153.
251
Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 20.
252
Мережковский Д. Революция и религия //Не мир, но меч. С. 34.
253
Там же.
254
Там же.
255
Там же. С. 46.
256
Мережковский Д. Еще о «Великой России» // Мережковский Д. В тихом омуте. С. 129.
257
Мережковский Д. В тихом омуте. С. 58.
258
Писатель применяет метод сталкивания двух взаимоисключающих начал, антитез и находит (часто механический) синтез двух начал в третьем. С. П. Бельчевичен приводит характеристику Н. Бердяева этого метода Мережковского: «Образуется клише, посредством которого почти автоматически находится выход… в синтезе», «синтез Мережковского остается чисто ментальным, формальным, схематичным» (см.: Бельчевичен С. П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д. С. Мережковского. С. 19). Современник Мережковского Б. Грифцов заметил: «Всегда так стройно и логически доказывая ее [мысль о синтезе], он никогда не сможет дать зрительного образа, ощутимого переживания этой логической формулы» (см.: Б. Грифцов. Три мыслителя. М., 1911. С. 99).
259
Мережковский Д. В тихом омуте. С. 40
260
Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 28.
261
Характерна в этом аспекте небольшая статья в журнале «Век» В. Ф. Эрна, которого в эти годы уже трудно отнести к приверженцам «религии» Д. Мережковского, но его мнение о «благословении» революции свыше совпадает с тем, что исповедует Д. Мережковский. Отзываясь на недоумение автора книжки «Христос в революции» Б. Демчинского, В. Ф. Эрн разъясняет, что «Христос, как Логос, как всепроникающая и всепреобразующая сила присутствует и действует… во всех событиях, ужасами которых искушается г. Демчинский» (см.: Эрн В. Христос в революции // Век. 1907. № 7. С. 83).
262
Мережковский Д. В тихом омуте. С. 57. Эта аргументация будет востребована обновленцами в 1922 г.
263
См.: Мережковский Д. Бес или Бог // Мережковский Д. Не мир, но меч.
264
Мережковский Д. Религия и революция //Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 57.
265
Там же. С. 56–57.
266
Щеглова Л. В. Д. Мережковский… С. 32.
267
Мейер А. А. Петербургское религиозно-философское общество // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 110.
268
В 1928 г. возведен в сан обновленческого архиепископа.
269
Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.,
1996. С. 21.
270
На основе этих анкет А. И. Введенский написал и опубликовал свою первую статью «Причины неверия русской интеллигенции» в «Страннике» за 1911 г.
271
РГАЛИ. Ф. 154. On. 1. Ед. хр. 16. Л. 8.
272
В РГАЛИ сохранились машинопись доклада Мережковского и стенограмма обсуждения со следами густой стилистической правки от руки. Возможно, это пометки Мережковского, который пишет на полях записи прений по докладу, что не согласен с замечаниями в его адрес. Видимо, стенограмма обсуждения готовилась в печать.
273
Доклад отличается торопливостью, непрописанностью, недостаточным осмыслением темы.
274
РГАЛИ. Ф. 2176. Ед. хр. 14. Л. 13–16.
275
Здесь и далее курсив мой.
276
РГАЛИ. Ф. 2176. Ед. хр. 14. Л. 18.
277
Мережковский Д. Христианство и государство // Мережковский Д. В тихом омуте. С. 216.
278
Мережковский Д. Реформация или революция // Там же. С. 200.
279
Мережковский Д. Христианство и государство. С. 216.
280
Антоний (Волынский), епископ. Слово о Страшном Суде и современных событиях // Московские ведомости. 1905. № 60. 2 марта. С. 1–2. Газета «Московские ведомости» в этой заметке опубликовала проповедь епископа Волынского Антония (Храповицкого), в которой он, ссылаясь на непреложность Страшного Суда и оправдания каждого христианина перед Богом, спрашивал: отчего современный христианин из числа либеральной интеллигенции думает оправдаться своим участием в «освободительном движении»?
281
Мережковский Д. Страшный суд над русской интеллигенцией // Мережковский Д. Больная Россия. С. 73–74.
282
Там же. С. 24.
283
Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 56–57.
284
Д. Мережковский цитировал В. Г. Белинского: «Я начинаю любить человечество по-маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечем истребил бы остальную». «Всех стариков перевешал бы! …Хотелось бы быть их палачом… потонуть в их крови» (см.: Мережковский Д С. Завет Белинского: Публичная лекция, [б.г.] С. 32).
285
Там же. С. 39.
286
Мережковский Д. Грядущий Хам // Мережковский Д. Больная Россия. С. 39.
287
Там же.
288
Мережковский Д. Грядущий Хам. С. 40.
289
Там же. С. 41.
290
Мережковский Д. Теперь или никогда. С. 70–71.
291
Мережковский Д. Религия и революция //Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 40.
292
Мережковский Д. Завет Белинского: Публичная лекция. С. 6.
293
Там же. С. 5.
294
Имеются в виду содержания статей названных Д. Мережковским авторов сборника «Вехи» (1907).
295
Мережковский Д. Религия и революция. С. 42.
296
Там же.
297
Там же.
298
Мережковский Д. В тихом омуте. С. 63.
299
Там же. С. 64.
300
Мережковский Д. Еще о «Великой России» // Мережковский Д. В тихом омуте. С. 131.
301
Там же. С. 130, 132.
302
Мережковский Д. Теперь или никогда. С. 72.
303
Мережковский Д. Зачем воскрес? // Религиозная личность и общественность: Сб. статей. Пг., 1916. С. 17. Курсив мой.
304
Мережковский Д. Зачем воскрес? С. 5.
305
Там же. С. 8.
306
Там же. С. 12.
307
И на выступлении в ПРФО (1915) при обсуждении доклада Д. Философова о реформах в Церкви Д. Мережковский заявил, что подлинное единство не в Церкви, а в социальном единстве, которое должно быть освящено и признано Церковью даже как «новый догмат».
308
Мережковский Д. Зачем воскрес? С. 13.
309
В мистическом плане «Абсолютная общественность» Мережковского – все та же София, близкая ему по философии Вл. Соловьева, но София тварная, как она будет выведена в воззрениях на Софию Премудрость Божию в сочинениях С. Булгакова.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Книги похожие на "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Воронцова - Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Отзывы читателей о книге "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века", комментарии и мнения людей о произведении.