Ирина Воронцова - Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Описание и краткое содержание "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века" читать бесплатно онлайн.
В монографии впервые в контексте новейшей истории Русской Православной Церкви рассматривается эволюция и исторические связи движения за «обновление» церковного христианства («новое религиозное сознание»). К исследованию привлекались опубликованные (оригинальные сочинения, корреспонденция, публицистика, воспоминания, дореволюционная периодика) и неопубликованные документы 1901–1917 гг. из рукописных фондов (РГАЛИ, РГБ, ГАРФ: стенограммы и доклады Петербургского религиозно-философского общества, корреспонденция архиепископа Никона (Рождественского), митрополита Антония (Вадковского), архиепископа Феодора (Поздеевского), священников Г. Петрова и К. Агеева, профессоров Н.Н. Глубоковского, М.М. Тареева, А.В. Карташева, Д.С. Мережковского, монашествующих к В.В. Розанову и др.), позволившие раскрыть тему исследования и передать атмосферу назревавших в российском обществе перемен в области церковно-государственных отношений в начале ХХ в.
160
Бельчевичен С. П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д. С. Мережковского. С. 38.
161
Бердяев Н. Христос и мир // Русская мысль, 1908. Июль. № 1. Цит по: Бердяев Н. А. Типы религиозной мысли в России // Соч. T. 3. Paris, 1989. С. 344.
162
В Великий четверг 1899 г. Мережковский, Гиппиус и Философов совершили «акт» рождения «новой Церкви» (см.: Гиппиус 3. Н. Дневники. Ч. 1. М., 1999. С. 96–98).
163
Грифцов Б. Три мыслителя. М., 1911. С. 37.
164
Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного. С. 7.
165
Розанов В. В. Уединенное // Соч. T. 1. М., 1990. С. 169.
166
Там же. С. 39
167
Розанов В. В. Русская Церковь // Соч. T. 1. М., 1990. С. 347–348.
168
Там же. С. 349.
169
Мережковский Д. Было и будет: Дневник 1910–1914. Пг., 1915. С. 223
170
Сарычев В. А. Религия Дмитрия Мережковского. С. 30.
171
Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. С. 329.
172
Речь о Д. В. Философове.
173
В. Розанов не захотел принимать участие в «таинствах» общины Мережковских: «Занятый своими мыслями, усмотрел опасное в тайне, о которой мы просили», – вспоминала 3. Гиппиус в Дневниках (см.: Гиппиус З.Н. Дневники. М., 1999. Ч. I. С. 90).
174
Гиппиус З.Н. Дневники. М., 1999. С. 95.
175
Мережковский Д. С. Было и будет: Дневник 1910–1914. С. 223.
176
Там же. С. 231.
177
Розанов В. Апокалипсис нашего времени. М., 2002. С. 195.
178
Мережковский Д. С. Было и будет: Дневник 1910–1914. С. 232.
179
Там же. С. 233.
180
Мережковский Д. С. Было и будет. С. 236
181
Мережковский Д. С. В тихом омуте. СПб., 1908. С. 250–251.
182
Там же.
183
Мережковский Д. С. Мистические хулиганы // Мережковский Д. С. В тихом омуте. С. 252.
184
Мережковский Д. С. Было и будет: Дневник. С. 158.
185
Там же. С. 158. Курсив мой.
186
Мережковский Д. С. Мистические хулиганы. С. 253.
187
Мережковский Д. С. Было и будет: Дневник. С. 232.
188
Там же.
189
Сарычев В. А. Религия Дмитрия Мережковского. С. 35
190
См.: Гиппиус 3. Русский Эрос, или Философия любви в России. М., 1991. С. 296.
191
Сарычев В. А. Религия Дмитрия Мережковского. С. 35.
192
См. далее о ее письме Вяч. Иванову.
193
См., например, письмо 3. Гиппиус от 8 сентября 1902 г., которое должно было убедить А. Белого в существовании «двух путей добра». 3. Гиппиус в письме делится с А. Белым тем, каким они принимают падшего ангела: «Это он, Белый Диавол, Денница, исполняет свой великий подвиг любви к Богу и людям, взятый на себя прежде всех времен (вы еще думаете, что было „отпадение“, „бунт“?) – и кладет, сам страдая и любя, тень на человеческую душу. Еще и еще раз создает возможность понять свет и явить свободную волю в выборе между светом и тьмою… разве душа согласится принять Бога, создавшего тьму? Или Бога, борющегося с тьмою? Нет-нет. Он создал лишь подвиг в одном из своих творений – Денницы, который для Него – никогда не терял своих белых одежд, – а лишь в наших глазах – до времени» (см.: НИОР РГБ. Ф. 25. К. 14. Ед. хр. 6. Л. 15–15 об.). Очевидно, что в приведенных нами первых строках письма 3. Гиппиус приписывает Люциферу подвиг, подобный искупительному подвигу Христа.
194
Псевдоним 3. Гиппиус.
195
Бердяев Н. Преодоление декадентства // Московский еженедельник. 1909. № 20.
С. 53.
196
Бердяев Н. Новое христианство // Бердяев Н. Типы религиозной мысли в России.
С. 488.
197
Мережковский Д. Тайна Трех. Египет-Вавилон. Прага, 1925.
198
Там же. С. 339.
199
Пахмусс I Вступительная статья // Мережковский Д. С. Реформаторы. Лютер, Кальвин, Паскаль. Брюссель, 1990. С. 1. Она же: Вступительная статья // Мережковский Д. Маленькая Тереза. Эрмитаж, 1984.
200
Мережковский Д. Что сделал ев. Иоанн Креста // Новый журнал. Кн. 69. Нью-Йорк, 1962. С. 127.
201
Мережковский Д. Тайна Трех. Египет-Вавилон. С. 363.
202
Сарычев В. А. Религия Дмитрия Мережковского. С. 64.
203
Бердяев Н. Новое христианство. С. 496.
204
См.: Мережковский Д. Больная Россия. С. 93.
205
Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 23.
206
Там же. С. 24.
207
Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 150.
208
Там же. С. 149.
209
Там же. С. 151.
210
Там же. С. 154.
211
Мережковский Д. Ответ на вопрос // Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 154.
212
Розанов В. В. Лев Толстой и Церковь // Соч. T. 1. М., 1990. С. 309.
213
Мережковский Д. Ответ на вопрос // Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 155.
214
Там же. С. 20.
215
Мережковский Д. С. Было и будет: Дневник. С. 223. Курсив мой.
216
Подробней о Церкви Иоанна см.: Записки Петербургского религиозно-философского общества. М., 2005. (Заседание XVTII). С. 395–397.
217
В 1906 г. 3. Гиппиус писала: «Церковь… может быть реализована только через Пришествие Святого Духа, Который будет послан к нам Сыном и Который откроет нам будущее» (см.: Весы. М., 1907. С. 84).
218
Мережковский Д. С. Было и будет: Дневник. С. 103.
219
Там же. С. 103–104.
220
Вопрос о зле не связан у Д. Мережковского ни с грехопадением, ни с проблемой его существования в мире. Для Мережковского зло персонифицировано, он пишет, что вопрос о том, что есть сущность этого персонифицированного зла для него решен окончательно. «Я не сомневаюсь… что дух небытия есть дух вечной середины, пошлости, плоскости», только отражающей величие Божие» (см.: Мережковский Д. Больная Россия. С. 102).
221
Мережковский Д. Предисловие к одной книге // Мережковский Д. Не мир, но меч. С. 159.
222
Мережковский Д. Предисловие к одной книге. С. 49.
223
Щеглова Л. В. Д. Мережковский: Публичная лекция, прочитанная в феврале 1909 г. в Санкт-Петербурге, в зале Соляного городка. СПб., 1910. С. 32.
224
То же самое проделает вслед за ним «богослов» обновленчества А. Введенский для доказательства «контрреволюционности» дореволюционной, связанной с самодержавием Российской Церкви (см.: Введенский А. Церковь и государство: Очерк взаимоотношений Церкви и государства в России. 1918–1920. М., 1923).
225
Мережковский Д. Теперь или никогда // Мережковский Д. Больная Россия. С. 54.
226
Мережковский Д. Теперь или никогда. С. 58.
227
Там же. С. 68.
228
Там же. С. 59. Курсив мой.
229
Там же. С. 98.
230
Там же. С. 98–99.
231
Мережковский Д. Теперь или никогда. С. 63.
232
Там же. С. 60
233
Там же.
234
Там же. С. 61.
235
Там же. С. 62
236
Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. С. 348–350.
237
Мережковский Д. О новом религиозном действии. Открытое письмо Н. Бердяеву // Мережковский Д. Больная Россия. С. 98–99.
238
Мережковский Д. С. Лица святых от Иисуса к нам. М., 1997. С. 146.
239
Мережковский Д. О новом религиозном действии. С. 100, 101.
240
Там же. С. 95.
241
Мережковский Д. Теперь или никогда. С. 141.
242
Там же.
243
Опубликовано письмо А. Карташева, в котором он сообщал о результате разговора с близкими мережковцам клириками. «Был я у Аггеева. Предлагал. Не только не „зажглись“, но без стыда замяли вопрос, как будто удивляясь моей наивности. Наполовину искренне не понимают, наполовину пугаются, как благонамеренные чиновники. Сначала был один Аггеев. На мое предложение, ясное и довольно пространное, он сделал большие глаза, отвел их в сторону, протянул: „мм…“ и занял меня другим разговором. …Через 5 минут явились Григорий] Петров и Егоров, с азартом рассказывают о своем участии в последних событиях „духовного ведомства“. Я все-таки снова предложил проект митинга. Поддакнул один Гр[игорий] Петров… Нечего и надеяться на быстрое собрание митинга, нужно договориться с этими колодами. Поджигать их с разных концов» (см.: А. В. Карташев – Д. С. Мережковскому. Письмо № 20 // Взыскующие града: Хроника частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках. Вып. 2. СПб, 1999. С. 83–84).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Книги похожие на "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ирина Воронцова - Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века"
Отзывы читателей о книге "Русская религиозно-философская мысль в начале ХХ века", комментарии и мнения людей о произведении.