Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"
Описание и краткое содержание "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии представлены профессиональные взгляды ведущих теоретиков и практиков на организацию процесса развития личностных качеств учащихся-спортсменов в условиях изменения методологических, нормативно-правовых, учебно-методических, организационных основ и требований к кадровому обеспечению системы образования. В основу издания заложен профессиональный диалог субъектов образовательного пространства, раскрыты особенности структуры и содержания педагогического процесса, обеспечивающего формирование предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности учащегося-спортсмена, охарактеризовано развитие значимых качеств и способностей, обеспечивающих раскрытие индивидуального потенциала личности в условиях интеграции образовательных программ системы общего и дополнительного образования спортивной направленности. Пособие адресовано учителям общеобразовательных школ, тренерам детско-юношеских школ, бакалаврам и магистрам направлений педагогического и гуманитарного образования, изучающим курс «Психология физического воспитания и спорта», студентам образовательных организаций среднего профессионального образования, а также широкому кругу специалистов-практиков, работающих в сфере детского спорта. Издание также рекомендуется при освоении образовательных программ дисциплин профессиональной подготовки: «Педагогика», «Психология», «Методика обучения физической культуре», «Методика обучения основам спортивной подготовки», «Теория и методика физического воспитания и спорта», «Психолого-педагогическое мастерство тренера» по направлениям и профилям «Физическая культура», «Спорт».
В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов полагают, что смысловая регуляция осуществляется не только во время деятельности, но и до ее совершения, и даже до возникновения образа. В смысловой регуляции личностные смыслы выполняют функцию презентации образов, внесения корректив в их отдельные характеристики. Но личностные смыслы относятся к тем факторам смысловой регуляции деятельности, которые осуществляются через представленность в сознании. При этом авторы указывают, что «немалая часть регулирующих воздействий такого рода передается непосредственно на исполнительные механизмы деятельности, минуя сознание, и осуществляются непроизвольно и, как правило, неосознанно»[62].
Анализ регулятивного аспекта в условиях развития смыслосферы подростка позволяет выделить две тенденции развития личностных смыслов:
1) «от внешнего посыла к внутренней перестройке» (от деятельности к личности) за счет обогащения регулятивного опыта, основанного на привнесении в смысловое поле и структуру деятельности внешних критериев как атрибутов успешности подростка-спортсмена (нормативные показатели физической, технико-тактической готовности и другие);
2) «от внутренней инициации творческого поиска к апробации задуманного в деятельности» (от личности к деятельности) за счет проявления инсайта как внезапного усмотрения смысла, развития креативного мышления, позволяющего опробовать личные предположения, догадки, воплощаемые в смыслах.
Важно учитывать тот факт, что соревновательная деятельность есть противоборство соперников и развитие смыслосферы подростка должно протекать как в условиях сотрудничества при общности цели и смысла деятельности, так и в соперничестве при поляризации целей, на фоне альтернативного разведения достигаемых результатов «победа – поражение».
Сотрудничество с партнерами, тренером, родителями, значимыми людьми позволяет подростку прорабатывать смыслы деятельности, оценивая и соотнося их диапазон, устраняя разночтения, расширяя сферу общих смыслов-ценностей, понимая при этом, что конечная цель общая, и жизненный контекст тоже общий. В данных ситуациях может наблюдаться конфликт смыслов в технологических цепочках достижения цели на фоне ее относительного единства в ожидаемом результате. Рассмотрим некоторое расхождение конечного смысла и относительности конечной цели: наша команда должна победить: 1) за счет слаженной работы всех спортсменов; 2) за счет моей успешной игры. А если каждый спортсмен будет позиционировать эгоцентризм, что станет с целью? На стадии тактических взаимодействий произойдет провал, перестанут работать смысловые диады: «ведущий – ведомый»; «ассистент – исполнитель», «создающий ситуацию – реализующий ситуацию». Таким образом, командный смысл деятельности заставляет корректировать индивидуальные предпочтения и смыслы подростков на интеллектуально опосредованном технологическом и духовно-нравственном уровнях.
В условиях соперничества, когда его субъекты (соперник, члены спортивной команды, тренер, родители подростка, значимые люди) опираются на альтернативные смыслы-действия, смыслы-цели, применяя максимально неудобные для условного или реального соперника способы достижения цели, происходит развитие смыслосферы подростка. Данное развитие основано на применении конвергентного мышления, когда наблюдается алгоритмизированный поиск смысловых цепей, ведущих к достижению цели, и дивергентного мышления, основанного на творческом поиске альтернативной успешности. Процесс спортивной подготовки подростка целесообразно ориентировать на обучение не только стратегиям синергии смысловых полей в партнерских взаимодействиях, но и способам позиционирования личностного смысла и успешной деятельности в условиях противоборства смыслов.
Оценка смыслов на уровне деятельности в большинстве случаев должна нести положительную эмоциональную окраску, отражать оптимистический настрой на индивидуально максимальное развитие способностей, когда самооценки смыслов деятельности у подростка в сумме соответствуют знаку + и общая педагогическая оценка демонстрирует позицию педагогического оптимизма. Вместе с тем оценка реализованных смыслов на уровне действий может быть представлена как отрицательная.
Внешняя отрицательная оценка личностного смысла также ориентирована на инициативный интеллектуальный поиск путей по преобразованию способностей, рефлексивный анализ ситуации. Важно избегать факта публичной дискредитации личностных смыслов, каждая «отрицательная оценка» должна стремиться к ясности критериев, отражать объективность, непредвзятость суждений, быть аргументированной, соответствовать в смысловом плане психологической ситуации развития.
В представленном выше контексте эмоционально-чувственной полноты смысловых образований для нас важен факт реализации данных смыслов и реальный переход от мысленного осуществления деятельности к ее практическим результатам, достиженческому уровню.
По своей сути личностный смысл, переживаемый, оттачиваемый и достигаемый подростком, всегда искренен, «бьет в цель», рассматривается как неоспоримая истина, по Мирабу Мамардашвили, «…истина появляется тогда, когда твоя, действительно тобою испытанная жизнь как бы всплывает в тебе очищенная и ясная». Таким образом, степень сформированности смыслового компонента деятельности определяется полнотой содержания когнитивного и аффективного начала, широтой представленности личностного смыслового поля в пространстве спортивной деятельности, адекватности его акцентов на действие и деятельность в хронологии достижения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей.
Вопросы и задания студенту1. Проанализируйте рождение и развитие смыслов спортивной деятельности. Выявите позитивные, конструктивные переживания в учебной и спортивной деятельности. Какие личностные качества в данных ситуациях переживания проявляются?
2. Сформулируйте личностную ценность учебной/ спортивной деятельности.
3. Определите смысловой конструкт, обеспечивающий развитие личностного смысла. Выявите качества и способности, способствующие его совершенствованию.
4. Представьте мотив деятельности, мотив развития заданного личностного качества.
5. Раскройте содержание смысловой диспозиции, сформулированной учащимся-спортсменом. Выявите слабо развитые личностные качества, инициирующие формулирование данного контекста смысловой диспозиции в условиях учебной/спортивной деятельности.
6. Обозначьте личностный смысл учебной/спортивной деятельности. Как содержание личностного смысла характеризует степень развития личностных качеств и способностей?
7. Представьте смысловые установки, отражающие нацеленность на саморазвитие личностных качеств.
8. Какие эффекты, отраженные в сформулированных смыслах деятельности, может увидеть учитель/ тренер?
9. Представьте контекст личностного смысла, направленного на развитие волевой/когнитивной/эмоциональной сферы учащегося-спортсмена.
10. Сформулируйте интеллектуальные смыслы развития значимых личностных качеств.
11. Проведите анализ масштаба смыслов у конкретного учащегося-спортсмена. Выявите группы качеств(а), которые необходимо развивать.
Рекомендуемые источники информации1. Леонтьев. – М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2004. – С. 218, 224. (Антология гуманной педагогики).
2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007.
3. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 288.
СтудентуСодержание данного раздела позволит создать представление о методах развития личностных качеств, реализация которых осуществляется в контексте избранных методологических принципов. Если есть понимание необходимых и достаточных условий для применения методов и методических приемов со стороны учителя, тренера и самого учащегося-спортсмена, то запланированные результаты развивающей деятельности будут успешно достигнуты.
В ходе прочтенияСоотнесите избранный вами методологический подход с методами, которые позволяют обеспечить его реализацию в условиях развития личностных качеств субъекта деятельности.
Раскройте особенности развития личностного качества в условиях использования субъектом способов кодирования полученной информации, когда личностные проявления становятся личностными качествами.
Проведите анализ содержания обобщенных алгоритмов развития личностных качеств.
1.5.2. Методологические принципы психологии и методы развития личностных качеств учащегося в условиях учебной и спортивной деятельности
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"
Книги похожие на "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности"
Отзывы читателей о книге "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.